Все предельно плохо: четвертый замер уровня пыток в Казахстане

27.06.2023

Рабочая группа по борьбе с пытками Платформы «Гражданская солидарность» представляет четвертый ежегодный замер Индекса запрета пыток

Рабочая группа по борьбе с пытками представляет результаты замера Индекса запрета пыток за 2022 год в восьми странах региона ОБСЕ: Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Польша, Россия, Таджикистан и Украина.

Индекс запрета пыток — это уникальный инструмент оценки полноты реализации запрета пыток, разработанный Рабочей группой в 2020 году.  Пилотный замер прошел в 8 странах региона ОБСЕ, основываясь на данных 2019 года. Индекс считался по каждой стране и содержал оценки государственного механизма реагирования на пытки, судебного контроля, наличия норм в национальном законодательстве, запрещающих пытки, уровня обеспечения процессуальных гарантий, работающих на превенцию пыток, работающих в стране механизмов и средств превенции пыток, степени принятия государством международных обязательств в области запрета пыток.

По итогам пилотного замера Рабочая группа провела серию обсуждений для уточнения параметров Индекса и обеспечения более комплексного подхода в оценке ситуации в стране. В результате, в методологию Индекса были внесены ряд изменений – уточнены и добавлены показатели, сбалансированы критерии, отражающие как нормативное регулирование, так и правоприменительную практику. Кроме того, добавлен новый раздел с оценками эффективности расследования через опросы экспертов в данной сфере (адвокатов, прокуроров, судей, следователей, правозащитников).

Результаты, представляемые сегодня, — это четвертый замер Индекса.

В представленных сводных данных видна динамика как в сторону улучшения ситуации, так и в сторону ухудшения.

Например, значительный рост Индекса по Таджикистану в сравнении с пилотным замером за 2019 год произошел в силу уточнения многих показателей Индекса и добавления новых после пилотного замера, а также в силу произошедших в стране изменений за последние четыре года. Эксперты из Таджикистана комментируют рост так:

«За этот период, во многом в связи с процессом выполнения рекомендаций международных органов, существенно улучшилось законодательство в области свободы от пыток и обеспечения гарантий прав человека в системе уголовного судопроизводства. Мы видим первые уголовные дела, по которым есть реальные приговоры (от 15 лет лишения свободы). Мы также наблюдаем сокращение количества заявлений на применение пыток, однако не рассматриваем это как положительную динамику сокращения применения пыток, а скорее связываем это со страхом последующих репрессий за такие заявления правозащитникам. Сокращение наблюдается особенно после протестов в Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО) осенью 2021 года, когда было возбуждено огромное количество уголовных дел о беспорядках (по некоторым оценкам задержаны более одной тысячи человек). Есть основания полагать, что к задержанным применялись пытки, однако во время судебных процессов они это отрицали, боясь за членов своих семей. Не предоставляют информацию о применении незаконного насилия и адвокаты, поскольку давали подписки о неразглашении».

Впервые за четыре года наблюдается рост Индекса и по России. Российские эксперты отмечают, что не наблюдают изменений ни в части сокращения практик применения пыток, ни в части повышения качества расследования дел о пытках, рост связан и криминализацией «пытки» в Уголовном кодексе и постепенным улучшением качества судебной статистики.

Критическое снижение Индекса произошло за два года в Польше. На это повлияли две группы показателей: существенное ухудшение качества судебной статистики и отсутствие доступа к данным о числе жалоб на пытки и количестве следователей, расследующих пытки. Оба показателя крайне важны для оценки эффективности государственного механизма борьбы с пытками.

Заметное снижение уровня Индекса наблюдается в Молдове и Украине. В Украине это связано с отсутствием доступа к информации о численности следователей, которые расследуют пыточные дела (ранее эта информация была публична), а также с ухудшением ситуации, касающейся защиты видеоархива в местах принудительного содержания, что является объяснимым последствием войны.

В Индексе по Молдове за 2022 год оказалось невозможным оценить уровень процессуальной самостоятельности органа расследования, поскольку эксперты из Молдовы не смогли получить сведения о количестве дел о пытках, расследование и рассмотрение в суде которых происходило даже в случаях отсутствия жалобы потерпевшего или же отказа потерпевшего от жалобы.

Отрицательными лидерами продолжают оставаться Беларусь и Россия.

Прошедший год кардинальным образом изменил ситуацию в ряде стран, где замеряется Индекс. Это в первую очередь касается войны в Украине, что повлияло и на весь регион в целом, последствий протестов в ГБАО осенью 2021 года, а также протестов в Казахстане в январе 2022 года. Подробнее можно увидеть в профилях и обзорных докладах по каждой стране.

В работе над подготовкой Индекса приняли участие члены Рабочей группы:

Ассоциация Промо-ЛЕКС, Молдова

Ассоциация украинских мониторов соблюдения прав человека в деятельности правоохранительных органов, Украина

Голос свободы, Кыргызстан

Команда против пыток, Россия

Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности, Казахстан

Правозащитное движение Бир Дуйно, Кыргызстан

Правозащитный центр “Весна”, Беларусь

ОО “Кадiр-касиет”, Казахстан

Хельсинкский фонд по правам человека, Польша

Фонд “Общественный вердикт”, Россия

ИНДЕКС ЗАПРЕТА ПЫТОК. 2022

Казахстан

Список серьезных проблем 2022 года в области прав человека вызывает крайнюю тревогу правозащитников:

– противозаконные или произвольные лишения жизни со стороны или от лица государства,

– пытки со стороны или от лица государства;

– произвольные задержания;

– политически мотивированные преследования и рост числа политических заключенных;

– обеспечение независимости судебной власти;

– преследовании членов семьи за предполагаемого преступника;

– серьезные ограничения свободы слова и прессы, включая насилие или угрозы насилия в отношении журналистов;

– ограничения Интернета;

– существенное вмешательство в право на свободу мирных собраний и ассоциаций;

– серьезные и необоснованные ограничения на участие в политической жизни;

– серьезная коррупция в правительстве;

– и значительные ограничения свободы ассоциаций среди работников.

В области обеспечения запрета пыток ситуация ухудшилась. Во время и после событий января 2022 года, когда массовые мирные протесты были подавлены с помощью избыточной и летальной силы, а также переросли в беспорядки, проблема пыток приобрела новое измерение.

На момент подготовки настоящего обзора точные данные по количеству лиц, подвергшихся пыткам и жестокому обращению в связи с январскими событиями 2022 года, остаются неизвестными. Но правозащитные группы на основании своего мониторинга считают, что большинство людей, задержанных в ходе полицейских или других силовых операций при разгоне протестов и беспорядков, подвергались жестокому обращению, сотни из них – пыткам. По состоянию на декабрь 2022 года Коалиция НПО зарегистрировала 190 жалоб на применение пыток и других видов жестокого обращения после январских арестов и задержаний по всей стране, из них 178 мужчин, 12 женщин и 13 несовершеннолетних. Есть основания считать, что реальные цифры намного выше. Коалиция представила 59 случаев Специальному докладчику ООН против пыток. Власти предоставили ответ Спецдокладчику 18 марта, на момент подготовки отчета обсуждение этих случаев еще продолжается[1]

На сегодняшний день приняты следующие законодательные инициативы по противодействию пыткам и жестокому обращению:

– внедрение системного подхода в расследовании преступлений, связанных с пытками, закрепление функций по расследованию дел, связанных с пытками, за Генпрокуратурой (К.Ж. Токаев, Послание народу Казахстана);

– Конституционное закрепление Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан, тем самым укрепляется институт НПМ (консультативный документ регуляторной политики к проекту конституционного закона РК «Об уполномоченном по правам человека в Республике Казахстан» (МЮ РК));

– дополнительные меры по дальнейшему совершенствованию законодательства в части пределов и оснований применения физической силы и специальных средств; выработка предложений по методике расследований дел о пытках в соответствии со Стамбульским протоколом; разработка предложений по альтернативным средствам подачи обращений с исключением возможности ограничения доступа к ним со стороны сотрудников учреждений и обеспечением полной конфиденциальности жалоб; привлечение гражданских специалистов к процессу обучения по вопросам прав человека в организациях образования при правоохранительных органах (Указ Президента Республики Казахстан «О внесении изменения и дополнения в Указ Президента Республики Казахстан от 9 июня 2021 года № 597 «О дальнейших мерах Республики Казахстан в области прав человека»»).

– Отмена смертной казни (в законе “О внесении изменений и дополнения в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросу отмены смертной казни”, 29 декабря 2021 года.).

– С 1 января 2023 года, в результате внесения изменений в п. 12-1 статьи 193 УПК, расследование пыток отнесено к исключительной компетенции Специальных прокуроров. На момент представления данного доклада Сенатом Парламента Республики Казахстан был одобрен и передан на подписание Президенту проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам совершенствования правоохранительной деятельности и дальнейшей гуманизации уголовного законодательства», которым предусмотрены некоторые изменения в статью Уголовного кодекса, запрещающую пытки. В ней отдельно будут запрещаться жестокое, бесчеловечное и унижающее достоинство обращение, что, по мнению разработчиков, позволит привлекать к ответственности «лиц, выступающих в официальном качестве» за причинение боли или страданий в учебных, воспитательных, лечебных, медикосоциальных учреждениях и организациях. Под «лицом, выступающим в официальном качестве», согласно доступной версии законопроекта, будут пониматься сотрудники названных учреждений, обладающие властными и (или) распорядительными полномочиями в отношении лиц, содержащихся, проходящих лечение, обучающихся или воспитываемых там на постоянной, временной либо периодической основе.

– Сенатом Парламента 9 марта 2023 года приняты поправки в Уголовный кодекс к статье 146 «Пытки», согласно которой пытками не будут признаваться «физические и психические страдания, причинённые в результате законных действий лиц, выступающих в официальном качестве, либо других лиц».  Это означает, что в Казахстане определение пыток не совпадает с конвенционным, так как исключает значительный круг лиц. Проблема в оговорке, которая сделана в статье 146 УК РК, согласно которой пытками не будут признаваться «физические и психические страдания, причиненные в результате законных действий лиц, выступающих в официальном качестве, либо других лиц». КПП отметил в своих рекомендациях (https://tbinternet.ohchr.org/_layouts/15/treatybodyexternal/Download.aspx?symbolno=CAT%2FC%2FKAZ%2FCO%2F4&Lang=ru), что такого рода оговорки не должны распространяться на (а) «законные действия». Позиция КПП в том, что оговорка касается законных санкций, например, заключение под стражу, а не законных действий.  Но в статье 146 УК оговорка охватывает не только должностных лиц, но и “лиц, выступающих в официальном качестве». Национальные правозащитные группы обеспокоены тем, что такая широкая категория рискует увести от ответственности большой круг лиц за очень большой круг действий. 

– По подследственности: в рамках статьи 146 Уголовного кодекса РК, преступления по части 1 — жестокое обращение — будут расследоваться органами внутренних дел в форме дознания (небольшой тяжести). Преступления по части 2 статьи 146 — пытки — исключительная подследственность прокуратуры. «Усиленные» составы — части 3 и 4 статьи 146 —, если они не будут квалифицированы как пытка, будет расследоваться ОВД. Так требует статья 187 УПК:

Подследственность

2. По делам об уголовных правонарушениях, предусмотренных статьями…, 146 (частями третьей и четвертой в случаях жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения, не связанного с пытками), Уголовного кодекса Республики Казахстан, предварительное следствие производится следователями органов внутренних дел.

С одной стороны, реформы разграничивают случаи пыток и жестокого обращения и устраняют пробел в законодательстве, когда жестокое обращение не было криминализовано. Но, с другой стороны, в Казахстане случаи жестокого, бесчеловечного, унижающего достоинства обращения или наказания будут расследовать полицейские службы, которые чаще всего и применяют такого вида противоправное обращение сами. 

Основные проблемы с обеспечением запрета пыток на практике

Впервые в РК было беспрецедентное количество случаев пыток и проявление жестокости.

Берик Асылов, Генеральный прокурор РК, своем выступлении о январских событиях сообщил, что было возбуждено 329 уголовных дел по пыткам, из которых в ведении спецпрокуроров находились дела в отношении 34 сотрудников правоохранительных органов и силовых структур.  В тот же день глава Агентства по борьбе с коррупцией Олжас Бектенов назвал другую цифру, сообщив, что его ведомство расследовало 432 дела по жалобам на неправомерные действия сотрудников силовых структур в связи с январскими событиями. Бектенов также заявил, что 347 дел прекращены из-за якобы отсутствия состава преступления. Он утверждал, что заявления о пытках «в большинстве случаев поданы с целью избежать уголовной ответственности за свои незаконные действия». Но Коалиция только за январские события зарегистрировала 190 сообщениях на пытки, мы уверены, что данные цифры не отражают реальной картины. 

  • Незамедлительная регистрация сообщений о пытках.

В противоречие требования УПК о незамедлительной регистрации любых сообщений о совершенных уголовных правонарушениях, к каковым относятся пытки, многие сообщения в СМИ (или в социальных сетях), непосредственные устные или письменные сообщения или заявления, с признаками состава статьи «Пытки» (ст. 146 УК РК), предварительно фиксируются в Книге учета информации (КУИ) без регистрации в Едином реестре досудебных расследований (ЕРДР). То есть начало досудебного расследования по ним часто откладывается, по сути до регистрации в ЕРДР ведется доследственная проверка, которая была отменена в 2014 г. с принятием действующего УПК.

  • Несвоевременное начало расследования и затягивание расследований по заявлениям о пытках

Действующая процедура расследований дел по пыткам существенно затягивает начало расследований. Согласно предусмотренной УПК РК альтернативной подследственности, расследованием пыток занимаются местные Департаменты Агентства по противодействию коррупции (Антикоррупционная служба), в некоторых случаях расследованием занимались специальные прокуроры Генеральной прокуратуры в составе МСОГ (Межведомственная следственно-оперативная группа).

В большинстве случаев первичным рассмотрением сообщений о пытках занимается сама полиция – Управления собственной безопасности местных Департаментов полиции (УСБ ДП). После этого они либо передают дела на регистрацию в ЕРДР (Единый реестр досудебных расследований) и далее по предусмотренной УПК подследственности – в Департаменты Агентства по противодействию коррупции, – либо ограничиваются собственной, служебной, проверкой. Это зависит от того, усмотрят ли полицейские в сообщениях о пытках признаки преступления, в данном случае пыток, или нет. То есть решение о регистрации или нерегистрации информации о пытках в ЕРДР принимают преимущественно структуры МВД (УСБ ДП), включая случаи жалоб на действия сотрудников органов внутренних дел — самих полицейских.

В Костанае Коалиция отслеживала расследование по одному из случаев пыток. Полиция вела расследование как по обвинению пострадавшего в связи с участием в январских событиях, так и дело по его же заявлению о пытках в отношении сотрудников полиции. Расследование по жалобе на пытки вела УСБ ДП.

  • Прекращение уголовных дел по пыткам

По результатам мониторинга Коалиции, даже если заявления и регистрировались антикоррупционной службой, они вначале часто передавались на проверку управлениям собственной безопасности местных полицейских подразделений, которые, проведя проверку в большинстве случаев заключали, что признаков состава пыток нет, и еще не начатое дело прекращали. Передаче заявлений жертв пыток на проверку в полицию способствует положение УПК, позволяющее «при отсутствии достаточных данных, указывающих на признаки уголовного правонарушения, заявления и сообщения, требующие проведения ревизий и проверок уполномоченных органов для установления признаков уголовного правонарушения, без регистрации в Едином реестре досудебных расследований в течение трех суток направляются для рассмотрения уполномоченным государственным органам» (часть 5 статьи 181 Уголовно- процессуального кодекса). Уполномоченная по правам человека 7 ноября 2022 года сообщила, что «в общей сложности около 80% дел, связанных с незаконными методами ведения следствия, закрываются еще до суда».[2]

По состоянию на конец декабря 2022 года расследования по 104 из 190 жалоб на пытки, которые были зарегистрированы Коалицией НПО в связи с январскими событиями и впоследствии переданы властям, были прекращены якобы из-за отсутствия доказательств преступления или в связи с отсутствием версий. По данным мониторинга Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности и Коалиции, в число закрытых дел вошли: 33 дела (из 33) в Таразе; 31 (из 46) в Алматы; 11 (из 11) в Кызылорде (где с подозреваемыми были заключены сделки о признании вины); по шесть дел в Шымкенте, Экибастузе и Уральске; пять дел в Актобе; три дела в Костанае; и по одному делу в Усть-Каменогорске, Семее и Караганде.

  • Необеспечение мер безопасности жертв пыток.

Что касается применения каких-либо мер безопасности в отношении потерпевших по делам о пытках, Коалиции неизвестно, что бы такие меры где-либо применялись. Объясняют это тем, что ни потерпевшие, ни их адвокаты не ходатайствовали о применении мер безопасности. В ряде дел в отношении задержанных, обвиняемых в совершении различных уголовных правонарушений в ходе январских событий (например, в Алматы), изменение их содержания под стражей было заменено на не связанные с содержанием под стражей меры пресечения. Но вряд ли решения об изменении меры пресечения были приняты из соображений безопасности жертв пыток, так как дела по пыткам были начаты уже после их перевода на другие условия. В Атырау по одному из дел о пытках следователь предлагал потерпевшему ходатайствовать о мерах безопасности, но тот отказался, так как, по словам адвоката, в тот момент в обеспечении безопасности не нуждался. В Таразе, несмотря на заявление подозреваемого по январским событиям о пытках, его обвинение продолжает расследовать тот же следователь, который по словам жертвы, пытал его. Это заставляет жертву, каждый раз при виде следователя повторно переживать перенесенные пытки. Сам жертва при этом продолжает оставаться в следственном изоляторе, которые, напомним, в Казахстане находятся в ведении Министерства внутренних дел. В Талдыкоргане сотрудники Антикоррупционной службы разъясняли пострадавшим, что в обеспечение безопасности, потерпевших вместе с родственниками разместят на съемной квартире, где они будут находиться под охраной, практически под арестом, два месяца, и что это вряд ли понравится их семьям. После такого разъяснения многие потерпевшие отказались от предложенной меры безопасности. 

Более того, государство не приняло мер о взятии под стражу подозреваемых в применении пыток, они находились в зале судебного заседания, сидя на скамье с жертвами пыток и их родственниками.

  • Непроведение экспертизы

По ряду дел не была проведена – где-то своевременно, где-то вообще – официальной судебно-медицинская экспертиза (СМЭ) или была проведена некачественно. О каких-либо проведенных случаях судебной психолого-психиатрической экспертизы (СППЭ) Коалиции вообще неизвестно. Необходимо отметить, что в Казахстане не отработана система документирования применения психологических пыток, чаще судебно-медицинские эксперты ориентированы на фиксацию телесных повреждений. К сожалению, мало кто исследует наличие или отсутствие посттравматического синдрома в связи с перенесенными психологическими пытками.

О непроведении или несвоевременном проведении в ходе следствия судебно-медицинской экспертизы сообщается, в частности, в зарегистрированных делах о пытках в Восточно-Казахстанской области в отношении, 40-летнего Кичкина Ивана, 22-летнего Колмагорова Алексея и других. 

На другой день после задержания, 11 января, Кичкина, гражданина России, избили сотрудники УВД г. Усть-Каменогорска. Кроме избиений дубинками, руками, ногами по различным частям тела, Кичкина пытали электрошокером, трижды надевали пластиковый пакет на голову, от чего он терял сознание. Пьяные сотрудники полиции угрожали Кичкину расстрелом, приставляя оружие к его голове и производя холостые выстрелы. 

Колмагорова Алексея полицейские задержали 7 января около площади Республики г. Усть-Каменогорска, сразу изъяли телефон и личные вещи. Без объяснения причин и оснований задержания, Алексея привезли в спортивный комплекс «Динамо» в г. Усть-Каменогорске. Там Колмагорова незаконно удерживали на протяжении полутора часов, во время которых его непрерывно избивали сотрудники полиции. В результате избиений Алексею выбили три передних зуба, на голове у него образовалась большая гематома. Во время избиения Колмагоров несколько раз терял сознание, его тошнило. После избиений его доставили в ОВД г. Усть-Каменогорска, затем в ИВС УП г. Усть-Каменогорска, а позже в СИЗО г. Усть-Каменогорска, где он содержался по ст. 272 ч.2 УК РК (участие в массовых беспорядках).  Позже содержание под стражей Колмагорову было заменено на домашний арест и подписку о невыезде. 

  • Некачественная гарантированная юридическая помощь. 

В январских событиях многим задержанным государство предоставило в рамках гарантированной бесплатной юридической помощи адвокатов. Необходимо отметить, что многие до сих пор жалуются на недобросовестное ведение уголовных дел, отсутствия реакции на заявления подзащитных на пытки. В ряде городов было зафиксировано неквалифицированное оказание юридической помощи (г. Алматы, г. Шымкент, г. Кызылорда и др.).   

Жертвы и родственники не имели возможности подать официальную жалобу на бездействие или не добросовестную работу адвоката, так как адвокаты при проведении следственных действий не представлялись.

  • Проблемы в отношении определенных категорий, иностранных граждан и несовершеннолетних.

Власти отреагировали на выступление главы государства как на руководство к действию — иностранные граждане были подвергнуты тщательной проверке. По материалам задокументированных Коалицией случаев некоторые иностранцы были подвергнуты задержанию и пыткам (Рузахунов, Сыдыков граждане Кыргызстана и др ). 

При задержании граждан ближнего зарубежья проявлялось предвзятое дискриминационное отношение.

Дела с участием несовершеннолетних подозреваемых велись и ведутся без учета требований ювенального правосудия, а именно без участия ювенальных инспекторов, ювенальных психологов и педагогов. Некоторые адвокаты, привлекаемые следствием в рамках гарантированной государством (бесплатной) юридической помощи по делам с участием несовершеннолетних, игнорировали жалобы своих подзащитных о пытках, жалобы на здоровье или просьбы о помощи. В разговорах с правозащитниками некоторые несовершеннолетние сообщали, что зачастую они видели своих адвокатов только при избрании меры пресечения.  

Так как по закону несовершеннолетние не вправе совершать никаких процессуальных действий самостоятельно, а только через своего защитника или законных представителей (родителей, др.), даже заявить официально о пытках, то до встреч с прокурорами, правозащитниками или родителями многие несовершеннолетние задержанные не могли сами заявить о пытках. В большинстве случаев, по наблюдению Коалиции, сообщения несовершеннолетних о пытках своим адвокатам (если они виделись) и следователям оставались без внимания фактически до вступления в дело юристов и правозащитников.

  • Уголовные дела о фейках

На фоне произошедших массовых пыток Коалицию насторожила информация об 11 заведенных уголовных делах о «фейковой информации о применении недозволенных методов следствия к подозреваемым». Фактически, такие уголовные дела имеют «охлаждающий эффект» на других пострадавших от пыток и воспринимаются как предупреждение или угроза в адрес других потенциальных заявителей о пытках. Одно такое дело на середину апреля уже поступило в суд. Это могло быть воспринято как.

***

Более пятнадцати лет Коалиция отмечала серьезные системные проблемы, в частности в 2004 году настаивала на том, что УИС РК должна быть выведена из МВД РК, включая СИЗО и ИВС. И если бы государство выполнило данную рекомендацию национальных правозащитников и международных Конвенционных органов ООН, то в январе 2022 года, вероятно, пытки не имели бы массовый характер.

Нулевая терпимость к правонарушениям начинается с нулевой терпимости к преступлениям должностных лиц. Запрет пыток имеет наивысшую степень защиты и не предусматривает каких-либо ограничений. Казахстан с 2008 года объявил политику нулевой терпимости к пыткам и жесткому обращению на самом высоком уровне, на данный момент существует необходимость довести данный месседж до каждого сотрудника правоохранительных органов, прокуратуры и всех сотрудников, работающих в закрытых учреждениях Казахстана, включая медицинские, минтруда, минобороны, КНБ. 

Правозащитники, общество отмечают, что, к сожалению, еще пока рано говорить о прогрессе в правоприменительной практике, особенно после массовых пыток января 2022 года и нерасследовании подавляющего большинства случаев пыток.

Государство предприняло важные шаги в вопросах расследования фактов пыток — созданы Управления специальных прокуроров, уполномоченных расследовать любые сообщения о пытках. Однако, Коалиция по-прежнему обеспокоена тем, что несмотря на создание таких специальных подразделений, большую часть сообщений о пытках продолжают расследовать органы, на практике зависимые от тех, на кого подается жалоба.


[1] В ответе правительства указано, что по их данным на март 2022 года было зарегистрировано 256 уголовных дела о пытках и превышению власти, 9 сотрудников (из которых 8 сотрудников КНБ и один полицейский) были взяты под стражу. Кроме того, власти утверждали, что всем потерпевшим от пыток была предоставлена качественная юридическая и медицинская помощь. Однако, в рамках гарантированной юридической помощи от государства потерпевшие по делам о пытках не имеют доступа к бесплатной юридической помощи. Также нужно отметить, что многие жертвы — иностранные граждане, т.е. на них не распространяется ни юридическая помощь, ни какая-либо другая.

[2] https://www.currenttime.tv/a/vashi-pokazaniya-goloslovnye-nichem-ne-dokazyvayutsya-v-kazahstane-zakryty-80-del-o-pytkah-silovikami-uchastnikov-yanvarskih-sobytiy-/32115778.html