В Костанайский филиал Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности неоднократно поступали обращения Воробьева Е.С, осужденного судом Восточно-Казахстанской области за убийство к девятнадцати годам лишения свободы. Кроме того, на основании ч.3 ст. 60 УК РК ему присоединили еще год, так что все вместе тянет на двадцать лет, из них первые пять – в тюрьме.
Заключенный, не оспаривая доказанность своей виновности, считает, что приговор должен быть пересмотрен в части срока наказания, и режима отбытия наказания.
В своем очередном обращении в филиал Бюро Воробьев просит разместить его рассказ о «чудесах», творящихся в судах Казахстана и Костанайской области, в ходе пересмотра приговора.
31 марта 2009 года Воробьев был признан виновным в совершении убийства, а в декабре 2009 года вышел закон «О внесение изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы РК по вопросам совершенствования судебной системы». В связи с вступлением данного закона в силу, приговор Воробьева подлежал пересмотру. Судебное заседание под председательством судьи Мирзалиева Ж.С. состоялось 29 апреля 2010 года в ГУ «УК 161/12» Департамента УИС по Костанайской области.
Воробьев отмечает, что в судебном заседании не присутствовал адвокат, хотя в постановлении суда (в вводной части) как участник процесса назван адвокат Токаев Т.Т. Согласно постановлению суда, к осужденному была применена ст. 5 Уголовного кодекса РК (т.е. в связи с принятием нового закона, который улучшает положение осужденного) к нему были применены нормы нового закона. Таким образом суд исключил пункт «совершенное неоднократно», в остальной же части приговор оставлен без изменения. Однако, как отмечает в своем обращении Воробьев, чем его положение было улучшено, он не понял.
Дальше, больше. Не соглашаясь с постановление Аркалыкского городского суда, 7 мая 2010 года осужденный приносит замечания на протокол судебного заседания, а также подает апелляционную жалобу. Слушания по апелляционной жалобе были назначены на 22 июня 2010 года в коллегии по уголовным делам Костанайского областного суда. Но в эту дату слушание не состоялось и было отложено на неопределенный срок.
7 июля 2010 года в Аркалыкском городском суде состоялось рассмотрение замечаний Воробьева Е.С. на протокол судебного заседания. Воробьев в своем обращении указывает, что данное судебное заседание прошло «по истечению 69 суток (с момента), как было проведено первое судебное заседание, и с протоколом судебного заседания был ознакомлен 25 мая
Именно 7 июля в ходе рассмотрения замечаний на протокол судебного заседания Воробьев познакомился с адвокатом Токаевым. Кроме того, 29 апреля и 7 июля, по утверждению осужденного, он не был заблаговременно информирован о времени судебного заседания, что лишило его возможности подготовиться и встретиться для консультаций с защитником, назначенным судом.
В результате рассмотрения замечаний суд постановил «…замечание на протокол судебного заседания от 20.04.2010 года по заявлению осужденного Воробьева Евгения Сергеевича о применении и ст. 5 УК РК отклонить».
Апелляционная жалоба была рассмотрена лишь 3 августа 2010 года. Воробьев по данному факту отмечает, «…нарушает ст.406 УПК РК «Сроки рассмотрения дела в апелляционной инстанции», так как первое рассмотрение было назначено на 22.06.2010 и должно было быть рассмотрено не позднее месяца со дня его поступления. Этот срок не был продлен…».
Судья Кусаинова К.Х., рассматривающая жалобу, согласилась с решение суда первой инстанции, не усмотрев нарушений законности. Зато в данном постановлении появились новые интересные детали.
Костанайский областной суд установил, что «Приговором Восточно-Казахстанского областного суда от 31 марта 2009 года Воробьев Е.С. осужден по ст. 96 ч. 2 п. «н,д» УК РК к 19 годам лишения свободы без конфискации имущества. На основании ст. 60 ч.3 УК РК20 годам лишения свободы, по ст. 179 ч.3 п. «в» УК РК к 12 годам лишения свободы, по ст. 187 ч.2 п. «а» УК РК к 3 годам лишения свободы. На основании ст. 58 ч. 4 УК РК окончательно назначено 21 год лишения свободы с отбытием наказания в исправительной колонии особого режима, первые три года в тюрьме». «За что мне был добавлен срок лишения свободы и добавлены ст. 179ч.3 п «в», 187 ч.2 п. «а», 58ч.4 УК РК. За то, что обжаловал постановление коллеги судьи! Рассматривалась ли вообще моя жалоба?», – пишет в своем обращении заключенный. Тем временем, такое решение смутило даже тюремную администрацию, когда заключенный должен быть переведен с тюремного режима. По этой причине был направлен запрос в Костанайский областной суд.
17 ноября 2010 года судья Кусаинова К.Х. выносит постановление об устранении ошибки в постановлении суда, где отмечает: в постановлении Костанайского областного суда от 3 августа 2010 года допущена описка, суд «неправильно указал окончательный срок». Судья постановила «Внести исправления в описательно-мотивировочную часть постановления Костанайского областного суда от 03 августа 2010 года в отношении Воробьева Евгения Сергеевича, вместо слов «21 год лишения свободы, первые три года в тюрьме» – 20 (двадцать) лет лишения свободы, с отбытием первых 5 лет тюрьме». И ни слова о том, что необходимо исключить статьи о разбое и умышленном уничтожении чужого имущества, которые вдруг появились в постановлении.
Самое интересное, что ни на одну из жалоб, поданных заключенным в прокуратуру, реакции не последовало, нарушений законности не установлено, а Верховный суд сообщил, что прекратит с Воробьевым переписку, так как он неоднократно уже обращался в суд по одному и тому же вопросу, хотя каждый раз осужденный приводил новые доводы. Одно уже, что в ходе рассмотрения апелляционной жалобы в деле появились новые статьи и новые обвинения, предусматривает пересмотр жалобы.