13 июня в Костанайский филиал КМБПЧиСЗ поступило сообщение о том, что в колонии-поселении УК 161/11 двое заключенных – Яценко А. и Шаймерденов А. объявили голодовку. При этом их голодовка не была зарегистрирована администрацией, о данном прошествии не был уведомлен прокурор, протестующие не были осмотрены медицинским работником.
14 июня сотрудники филиала и члены Общественной наблюдательной комиссии по Костанайской области Миллер А. и Шалыгина Т. выехали в колонию-поселение для проведения приема осужденных. Состоялась беседа с начальником колонии Громченко С.Н, который отметил, что в учреждении вся работа идет в обычном режиме, начинается большой ремонт медицинской части и столовой.
Члены ОНК попросили пригласить для конфиденциальной беседы ряд заключенных, отбывающих наказание в данном ИУ, в том числе Яценко и Шаймерденова, администрация колонии разрешила беседовать с заключенными лишь в присутствии сотрудников.
Осужденный Яценко отказался говорить в присутствии замначальника по воспитательной работе Абилева А., и только после настоятельных просьб ОНК был приглашен контролер, в присутствии которого осужденный Яценко сообщил, что ранее он был предоставлен к условно-досрочному освобождению администрацией УК 161/11. Когда материалы дела уже были переданы в суд для решения вопроса об УДО, он, находясь в увольнительной, совершил правонарушение. После инцидента он был водворен в штрафной изолятор, признан злостным нарушителем режима и администрация представила в суд материалы о возвращении заключенного на прежний режим отбытия наказания. Суд не поддержал представление администрации, оставив Яценко в колонии-поселении.
В то же время материалы дела об условно-досрочном освобождении Яценко были отозваны из суда администрацией колонии с нарушениями действующего законодательства. Так, в соответствии со статьей 455 Уголовно-процессуального кодекса РК, вопросы об условно-досрочном освобождении и о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания рассматриваются судом по ходатайству органа, ведающего исполнением наказания. Таким образом, администрация ИУ приняла на себя функцию суда, приняв решение о дальнейшей судьбе осужденного. Яценко, не отрицая своей вины в том правонарушении, тем не менее уверен, что администрация колонии нарушила его права, и только суд имел права рассматривать окончательно вопрос об условно-досрочном освобождении.
Через некоторое время в кабинет снова вошел зам. начальника по воспитательной работе Абилев А., а также зам. начальника по режимной и оперативной работе Рамазанов Б. Руководство колонии пояснило, что у контролера очень много работы и он не может сейчас здесь находиться. Осужденный Яценко А. подал заявление в адрес ОНК с просьбой обратиться в компетентные государственные органы для восстановления его прав, так как говорить в присутствии Абилева А. он не хотел.
Покидая место нашей беседы, Яценко сообщил, что с членами ОНК хотят встретиться еще несколько заключенных, в том числе Завада Н. и Шаймерденов А.
Приглашенный для беседы с членами ОНК осужденный Шаймерденов выглядел запуганным и растерянным. Он сразу отметил, что с утра решил все вопросы с администрацией колонии. На вопрос правозащитников о его отказе от приема пищи заключенный повторил, что с утра все вопросы с администрацией ИУ решил, а не ел он потому, что «аппетита не было».
На этом прием закончился, так как администрация уверила, что больше никто из заключенных не изъявлял желания беседовать с членами ОНК, ни у кого нет к ним вопросов. Кроме того, Рамазанов Б. отметил, что отбывая наказания в колонии-поселении, заключенные всегда могут обратиться в любые организации по телефону, либо выезжая в город на выходные или на работу.
Тем не менее у членов посещающей группы, сложилось впечатление, что осужденные, отбывающие наказание в данном учреждении, подвергаются угрозам и запугиванию, а отсутствие возможности конфиденциальных бесед только подтверждает это.
15 июня в Костанайский филиал Бюро поступила информация о том, что двое заключенных, один из которых упомянутый выше Завада Н., были 14 июня водворены в штрафной изолятор, так как настаивали на встрече с членами ОНК. Подобная практика нередко имеет место в исправительных учреждениях Костанайской области, но ни надзорные органы, ни вышестоящие тюремные службы не хотят замечать проблем.
Анастасия МИЛЛЕР, директор Костанайского областного филиала КМБПЧиСЗ