Дипломатический агент

25.10.2010

Гани Касымов не лезет за словом в карман, но и не дает повода для того, чтобы его «схватили за язык»


 


В дискуссионном клубе «АйтPark» на прошлой неделе прошла встреча с депутатом сената Гани Касымовым, который в очередной раз говорил много, но, как профессиональный дипломат, не сказал ничего.


 


Однако Гани Есенгельдинович считается серьезным и влиятельным политиком. И любая встреча с ним помогает понять, как удобнее воспринимать процессы, проходящие на политической сцене страны. Вся беседа демонстрировала умение Гани Касымова говорить на разные темы, при этом не давая оценок конкретным событиям и людям, в общем –  дипломат…


 


Основной и всегдашний вопрос к личности Гани Касымова: имидж-клон российского вице-спикера. Сегодня эти два политика умудряются, оставаясь заложниками имиджа, состряпанного режиссерами девяностых, решать серьезные вопросы, давать умные комментарии и быть: один – сенатором, другой – вице-спикером. Однако никто теперь не узнает, переступают ли они через себя, скоморошничая, или они вжились в роль. Гани Есенгельдинович говорит о том, что его называют квазиальтернативным кандидатом 1999 года, так (возможно, кривя душой): «Вы мне десять лет не верите, вечно меня «квази» обзываете… Мне это нравится, я в этом духе тоже буду отвечать. Я читаю заметки, где меня называют «шут». Я хочу сказать, что десять лет в таком образе – это долголетие. Это первое. Второе – к шутам всегда приходят поинтересоваться точным прогнозом, если кто-то хочет получить серьезную, глубокую аналитическую оценку. В политике шуты не простые люди, они дают всем надежду и свет в конце тоннеля. А также на все эти шутовские дела надо всегда смотреть между строк. Надеюсь, вы не разучились это делать. Иногда юмор, сакраментальность, проходящая в виде интервью, отрешенность через юмор, особенно в политике, скользкий. В политике сложно всем. Поэтому, если я говорю с юмором или отрешенностью, это совершенно не означает, что мы говорим о каких-то заземленных вещах, которые не достигают понимания. Все все прекрасно понимают».


На эту сентенцию модератор клуба Нурлан Еримбетов пропел арию мистера X из «Принцессы цирка».


 


Когда же журналист Казис Тогузбаев спросил: «В 1999 году вы были альтернативным кандидатом в президенты. Некоторые говорят, что вы были квазикандидатом…», Касымов начал  «мутить воду»: правы и те, и другие…


 


«Что касается выборов… У меня принцип граблей. Поэтому тот, кому я был альтернатом в 1999 году, не пойдет, я пойду. А если пойдет сейчас, я ему проиграю в соотношении 95 на 5. В случае, если он не будет участвовать, я выиграю у любого».


 


Также на вопрос вроде бы «конкурирующей фирмы», главы недавно обновившейся «зеленой» партии «Руханият» Серикжана Мамбеталина, глава Партии патриотов пропел сопернику дифирамбы: «До появления Сержана Мамбеталина и партии «Руханият» с новым «зеленым» окрасом эту функцию осуществляла Партия патриотов, у нас это есть и в уставе. У нас в Партии патриотов приблизительно 30 академиков и докторов наук в области экологии. Это академики Скаков, Инюшин, директор «Казмеханобра» Клец, все председатели и структурные подразделения Союза охраны животных и Союза охраны природы. Партия патриотов – это партия духовного, экономического и «зеленого» возрождения. Сейчас появилась специфическая «зеленая» партия, и я поздравляю Серикжана Мамбеталина. «Зеленое» движение должно найти свое место, как во всем цивилизованном мире. У нас конкуренции нет и быть не может. А если партия «Руханият» будет полностью этим заниматься, у нее прекрасное большое и светлое будущее».


 


Оппозиционные журналисты попытались выяснить мнение Касымова о ситуации с незарегистрированной «Алгой». Поначалу политик по привычке взял разгон: «Я не понимаю: партия, которая не зарегистрирована в течение пяти лет, работает активнее многих партий…» Потом спохватился: «Или ее надо зарегистрировать, или как. Мы вот сейчас ее зачем-то рекламируем. Это их дела. Это больше вопрос прокуратуры, почему не зарегистрирована».


 


Говоря о коллегах по цеху, то есть парламенту, Гани Есенгельдинович также их то защищает, то ругает: «Вы знаете регламент. Все вопросы в парламенте решаются на рабочих группах, там идет притирка, драки. Затем вопрос выносится на пленарку, и там вы видите спящих и ковыряющих в носу. Когда в мажилисе у нас получился однопартийный парламент, создалась одна фракция. А фракция определяет возможность дискуссии, оппонирования. А там другой фракции нет – значит, столкновения интересов нет. Я стараюсь литературно говорить, а то бы сказал, с чем можно связать… Как можно относиться к какому-то отдельному депутату, если он спит?.. Вопрос в том, а кто ему дает право что-то сказать? Собирается фракция и говорят: завтра будет пленарное заседание, на котором рассмотрим три закона. Фракция приняла решение, и вы против нее не пойдете. Внутрипартийной дискуссии нет. Это вам не 1924–1926 годы. Тогда понятно, почему некоторые депутаты спят».


 


Нурлан Еримбетов при этом уточнил: они не спят, а притворяются спящими.


 


Когда же модератор клуба задал провоцирующий вопрос о том, почему если кто-то жестко выступает против какого-то законопроекта, по итогам голосования – все «за», генерал и сенатор попытался оправдаться «примером из жизни», при этом таким, чтобы всех проняло: «Я голосую против, когда действительно против. И даже на пленарном заседании воюю. Вот как сейчас, со случаем с педофилами, про меня даже расписали, что я за кастрацию. Я говорил о том, что педагоги в сиротских домах насильничают. Как правило, процесс латентный, детям некому пожаловаться. Потом случайно узнают. Этому подлецу даем от 3 до 7 лет. После того как он выйдет, ему нельзя три-четыре года заниматься педагогической деятельностью. А потом опять можно. И, конечно, в пылу я сказал: «Их надо кастрировать!» И в итоге я предлагал ужесточить наказание от 10 до 20 лет. Главное, я был за то, чтобы «без права возврата к профессии»«.


 


Гани Есенгельдинович, как выпускник МГИМО и арабист, а также человек, работающий в разных ипостасях на государство уже 36 лет, имеет право на то, чтобы критиковать идеологические провалы в государственной политике. В частности, речь идет о сложной ситуации в мире духовном, которую не контролируют ни Духовное управление мусульман Казахстана, ни другие более-менее официальные структуры: «Ввиду того, что у нас образовался идеологический вакуум и не состоялось у нас хороших подпорок, на этом фоне у нас началось усиление идеологических и некоторых религиозных представлений в общественном сознании, которые стали неимоверным образом и в огромном количестве захватывать умы простых граждан. Мы должны ужесточать религиозное законодательство с точки зрения чуждых нам, и я даже сказал бы, враждебных видов деятельности экстремистского толка религиозных сект. Те поправки, которые внесли, не улучшили дела. Самое главное, что у нас страдает молодое поколение нашей страны, которое легко попадает под влияние этих религиозных догматов и сектантского толка, которые в худшем их виде внедряются в сознание наших граждан. В исламе сейчас происходит открытое противодействие: создаются альтернативные течения, центры. И народ начинает путаться. А со стороны государства у нас нет четко выстроенной парадигмы. Я считаю, что мы должны посмотреть шире, за пределы того понимания, в плену которого находимся. Мы мусульмане 800 лет, но до этого были тенгрианцами 5 тысяч лет. А там целая эпоха, не раскрытая до сих пор история. Религия заставляет человека стать рабом божьим. А мы кем были в своей истории? Тюрки были сыновьями неба, они никогда не подчинялись пророкам».


 


Сенатор при этом процитировал стихи поэта Мурата Увалиева, которые приписал древнему автору: «Я процитирую ответ нашего предка кагана тюргешей Сулука (VIII век) посланникам арабского калифа на просьбу принять ислам: «Кто такой Мухаммед? О пророке таком ничего я не слушал. Говорите, что бывший купец, но прозрел наконец и в видениях свыше видел истинный свет. Я таких уважаю, но зачем они мне? Знаю Будду-пророка, Ису и Мани. А теперь Мухаммед. Он нам вряд ли поможет. Я арабский не знаю. И каноны Корана я не понимаю ни душою, ни кожей…» Вообще, тенгрианство – это гармоничная философия. Это историческая принадлежность нашего народа. Она еще не открыта для всего мира, сюда входит и сакская культура, и массагетов, и скифов, и усуней. Это были великие цивилизации…»


 


ИСТОЧНИК:


Газета «Литер»


http://www.liter.kz/index.php?option=com_content&task=view&id=3955&Itemid=2&bsb_midx=-5


Опубиковано 19 октября 2010 г.


Добавить комментарий