КАЗАХСТАНСКОЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ БЮРО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА И СОБЛЮДЕНИЮ ЗАКОННОСТИ


ПРОЕКТ

 

Закон Республики Казахстан

«О порядке организации и проведения мирных собраний в Республике Казахстан»

 

Право на свободу мирных собраний представляет собой одно из важнейших  конституционных прав человека, обеспечение которого отвечает интересам общества и является обязанностью государства.

 

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Предмет и цели регулирования

1. Предметом регулирования настоящего Закона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами Республики Казахстан, иностранными гражданами, лицами без гражданства и беженцами их конституционного права на организацию и проведение мирных собраний.

2. Целью настоящего Закона является создание условий, необходимых для реализации права на свободу мирных собраний.

3. Данное право осуществляется без всяких ограничений, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены законом и необходимы в демократическом обществе для обеспечения национальной безопасности, с целью предупреждения массовых беспорядков и совершения преступлений, для охраны здоровья и нравственности населения и защиты прав и свобод других лиц.

 

Статья 2. Понятие мирного собрания

Под мирным собранием в целях настоящего Закона понимается общественное мероприятие, организованное  физическими и/или юридическими лицами в открытом публичном месте для мирного, без оружия выражения общественных, групповых или личных интересов и протеста и проводимое в форме  митинга, демонстрации или пикетирования.

 

Статья 3. Законодательство о порядке организации и проведения мирных собраний

1. Законодательство Республики Казахстан о порядке организации и проведения мирных собраний основывается на Конституции Республики Казахстан, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных актах, ратифицированных Республикой Казахстан, и состоит из настоящего Закона и других законодательных актов, не противоречащих им.

2. Действие настоящего Закона не распространяется на общественные мероприятия, проводимые в закрытых помещениях, а также на праздничные, спортивные, культурные, ритуальные  и иные массовые мероприятия, проводимые  в специально приспособленных для этих целей местах.

3. Особенности, связанные с организацией и проведением общественных мероприятий в рамках избирательных кампаний, подготовки республиканского референдума, благотворительной деятельности или отправления религиозных культов, могут регулироваться иными законодательными актами.

4. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем содержащиеся в настоящем Законе, применяются правила международного договора.

 

Статья 4.  Основные понятия, применяемые в Законе

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

1) митинг (курултай, сход) – массовое присутствие граждан и/или других лиц в определенное время в заранее определенном открытом публичном месте для публичного выражения общественных или групповых интересов и протеста по поводу общественно значимых вопросов с использованием или без использования звукоусиливающих технических средств, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;

2) демонстрация (шествие, манифестация, процессия, марш) - организованное публичное выражение общественных или групповых интересов и протеста группой лиц, движущихся в определенное время по заранее определенному маршруту с использованием или без использования во время передвижения звукоусиливающих технических средств, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации, а также транспортных средств;

3) пикетирование (пикет, возведение палаток, юрт и иных временных сооружений, голодовка) - акция,  предпринимаемая  отдельным  лицом  либо небольшой группой лиц, в форме выражения своего мнения, протеста или поддержки по каким-либо общественным, групповым или личным вопросам, не предполагающая выступлений участников и осуществляемая  путем  размещения в определенное время в открытом публичном месте у пикетируемого объекта с использованием или без использования плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;

4) открытое публичное место – находящийся в республиканской или коммунальной собственности участок земли (улица, площадь, парк, сквер, сад, территория, прилегающая к зданиям государственных органов и учреждений), куда свободный доступ не запрещен и не ограничен;

5) организатор – физическое лицо, группа лиц или юридическое лицо, направляющие в уполномоченный орган уведомление об организации мирного собрания и определяющие порядок его проведения (цель, дату и время, место, форму проведения и другие условия);

6) представители организатора - лица, которым организатор мирного собрания  вверил определенные полномочия и распорядительные функции, в том числе по обеспечению порядка при его проведении, техническому обеспечению и т.д.;   

7) участник – лицо, которое во время проведения мирного собрания находится в месте его проведения, и чье поведение и действия недвусмысленно указывают на поддержку целей данного мирного собрания и намерений его организаторов. Представители средств массовой информации, наблюдатели от общественных организаций, иные лица, находящиеся в месте проведения мирного собрания в связи с исполнением ими должностных обязанностей, а также случайные прохожие, не могут рассматриваться как участники мирного собрания;

8) уведомление - документ, посредством которого уполномоченному органу в порядке, установленном настоящим Законом, в целях обеспечения общественной безопасности и правопорядка при проведении мирного собрания сообщается информация о его организации;

9) уполномоченный орган – государственный орган (местный орган исполнительной власти аула (села), поселка, городов районного, областного, республиканского значения и столицы Республики Казахстан, орган местного самоуправления), рассматривающий уведомление о проведении мирного собрания; по основаниям, предусмотренным в настоящем Законе, предлагающий и согласовывающий изменение времени, места проведения или маршрута следования участников; или принимающий решение о запрете проведения мирного собрания;

10) параллельное мирное собрание – общественное мероприятие, организаторы которого планируют его проведение в то же время, в том же открытом публичном месте, или по тому же маршруту, что и организаторы ранее запланированного мирного собрания, с целями, не связанными с целями первоначального мирного собрания;

11) альтернативное мирное собрание - общественное мероприятие, организаторы которого планируют его проведение в то же время, в том же открытом публичном месте или по тому же маршруту, что и организаторы ранее запланированного мирного собрания, с целью выражения взглядов противоположных целям первоначального мирного собрания;

12) спонтанное мирное собрание – общественное мероприятие, организаторы которого, вследствие объективных причин (общественного импульса немедленного реагирования на общественно значимое событие) не обеспечили информирование уполномоченного органа о его проведении в установленные настоящим Законом сроки. 

 

Статья 5. Основные принципы регулирования порядка организации и проведения мирных собраний

Регулирование порядка организации и проведения мирных собраний основывается на следующих принципах:

1) презумпции в пользу проведения мирных собраний. Бремя доказывания того, что есть достаточные основания для наложения ограничений или запрета на проведение мирного собрания, лежит на уполномоченном органе; 

2) юридической определенности и предсказуемости. Ограничения права на  проведение мирных собраний должны быть основаны на четких критериях, позволяющих любому лицу со всей определенностью отличать правомерное поведение от противоправного и предвидеть правовые последствия такого поведения;

3) пропорциональности. Любое ограничение права на свободу мирных собраний  должно проходить проверку на пропорциональность, т.е. налагаемые ограничения должны быть пропорциональны преследуемой законной цели; 

4) недискриминации. Ограничение права на свободу мирных собраний не должно вести к какой-либо прямой или косвенной дискриминации;

5)  прозрачности и участия в процессе принятия решений. Организаторы мирных собраний или их представители должны иметь возможность выдвигать свои соображения в отношении любых доводов (например, в отношении поддержания общественного порядка или обеспечения прав и свобод других лиц), которые впоследствии могут лечь в основу налагаемых ограничений;

6) быстроты и своевременности административного или судебного рассмотрения жалоб на ограничение или запрет мирного собрания.  

 

ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ

МИРНЫХ СОБРАНИЙ

 

Статья 6. Организация мирного собрания

К организации мирного собрания относятся:

1) оповещение возможных участников мирного собрания и подача уведомления о его проведении в уполномоченный орган. Не требует уведомления проведение мирного собрания с количеством участников - 50 человек и менее, если оно не требует специальных организационных мер со стороны государственных органов, связанных с подготовкой места проведения (в случае проведения митинга или пикета) или перекрытия дорожного движения (в случае проведения демонстрации);

2) проведение предварительной агитации;

3) изготовление и распространение средств наглядной агитации;

4) другие действия, не противоречащие законодательству Республики Казахстан, совершаемые в целях подготовки и проведения мирного собрания.

 

Статья 7. Организатор мирного собрания  

1. Организатором мирного собрания может быть лицо или группа лиц, достигших 18-ти лет, а также юридическое лицо.

Если мирное собрание организовано юридическим лицом,  то его организатором считается лицо, являющееся законным представителем юридического лица, или лицо, которое было назначено юридическим лицом для исполнения организационных обязанностей.

Организатором мирного собрания, имеющего целью защиту прав и законных интересов ребенка, может быть также лицо, достигшее 14-ти летнего возраста.

2. Не может быть организатором мирного собрания:

1) лицо, признанное судом недееспособным либо ограниченно дееспособным, а также лицо, содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда;

2) юридическое лицо или неформальная общественная организация, деятельность которых приостановлена или запрещена в установленном законом порядке.

3. Право на организацию и проведение мирных собраний военнослужащими, сотрудниками органов внутренних дел, органов национальной безопасности и уголовно-исполнительной системы может быть ограничено законодательными актами об этих органах.

Иностранные граждане, лица без гражданства и беженцы, а также иностранные юридические лица или юридические лица с иностранным участием не могут быть организаторами мирных собраний, проводимых в рамках избирательных кампаний или имеющих цели, связанные с политической конкуренцией.

4. Организатор мирного собрания имеет право:

1) проводить митинги, демонстрации и пикетирование во время, в местах или по маршруту следования участников, которые указаны в уведомлении о проведении мирного собрания либо изменены в результате согласования с уполномоченным органом;

2) проводить предварительную агитацию в поддержку целей мирного собрания через средства массовой информации путем распространения листовок, изготовления плакатов, транспарантов, лозунгов и в иных формах, не противоречащих законодательству Республики Казахстан;

3) уполномочивать представителей организатора выполнять отдельные распорядительные функции по организации и проведению мирного собрания;

4) организовывать сбор добровольных пожертвований, подписей под резолюциями, требованиями и другими обращениями участников мирных собраний;

5) использовать при проведении мирных собраний звукоусиливающие технические средства (аудио-, видео-установки и другие устройства) с уровнем звука, соответствующим стандартам и нормам, установленным в Республике Казахстан

6) приостановить или прекратить мирное собрание  в любое время;

7) обращаться к сотрудникам органов внутренних дел с просьбой удалить с места проведения мирных собраний лиц, которые нарушают общественный порядок или совершают иные незаконные действия, в том числе тех, кто не является участником мирного собрания.

5. Организатор мирного собрания или его представитель обязан:

1) не позднее, чем за 5 рабочих дней (не позднее, чем за 3 рабочих дня при  проведении пикетирования) подать в уполномоченный орган уведомление о проведении мирного собрания в порядке, установленном настоящим Законом;

2) не позднее, чем за 3 рабочих дня до проведения мирного собрания (за 2  рабочих дня до проведения пикетирования)  информировать уполномоченный орган в письменной форме о принятии (непринятии) предложения об изменении времени, места проведения мирного собрания или маршрута следования участников, указанных в уведомлении;

3) обеспечивать соблюдение условий проведения мирного собрания, указанных в уведомлении или измененных в результате согласования с уполномоченным органом;

4) требовать от участников мирного собрания соблюдения общественного порядка и регламента его проведения. Лица, не подчинившиеся законным требованиям организатора, могут быть удалены с места проведения мирного собрания;

5) обеспечивать в пределах своей компетенции общественный порядок и безопасность участников мирного собрания и других лиц при его проведении, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом, выполнять эту обязанность совместно с  сотрудниками  правоохранительных органов;

6) приостанавливать или прекращать мирное собрание в случае совершения его участниками или иными лицами противоправных действий, угрожающих массовыми беспорядками или иными действиями насильственного характера;

7) содействовать обеспечению сохранности зданий, сооружений, малых архитектурных форм, зеленых насаждений, а также личного имущества граждан в месте проведения мирного собрания;

8) доводить до сведения участников мирного собрания и других лиц, находящихся в месте его проведения, основанное на законе требование уполномоченного представителя правоохранительных органов о приостановлении или прекращении мирного собрания;

9) иметь отличительный знак..

6. В случае замены организатора до начала мирного собрания, организатор обязан не менее чем за 3 часа направить письменное уведомление уполномоченному органу, содержащее информацию  об организаторе, которая должна быть предоставлена в соответствии с настоящим Законом.

7. Организатор мирного собрания не вправе проводить его, если уведомление не было подано в срок, либо если уполномоченным органом по его мотивированному предложению не было согласовано изменение места, времени проведения мирного собрания или маршрута следования участников. Особенности регулирования спонтанных мирных собраний определяются статьей  25 настоящего Закона.

8. Проведение мирного собрания в отсутствие организатора или его представителей допускается, при этом его участники сами определяют: кто будет выполнять организационно-распорядительные функции по его проведению

9. Организаторы мирных собраний в соответствии с действующим законодательством несут ответственность за организацию и проведение  незаконных мирных собраний, нарушение общественного порядка и иные противоправные действия. Организаторы мирных собраний освобождаются от ответственности за нарушения общественного порядка и иные противоправные действия, совершенные участниками мирных собраний  и/или третьими лицами, если они предприняли разумные усилия для предотвращения таких действий.

 

Статья 8. Участники мирного собрания  

1. Участие в мирном собрании добровольное.

2. Право на участие в мирных собраниях военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел,  национальной безопасности и уголовно-исполнительной системы может быть ограничено законодательными актами об этих органах.

Иностранные граждане, лица без гражданства и беженцы не могут быть участниками  мирного собрания, проводимого в рамках избирательной кампании, или имеющего цели, связанные с политической конкуренцией.

Участие в мирных собраниях детей младше 16-ти лет допускается с согласия их родителей или лиц, их заменяющих. Допускается участие детей школьного возраста в мирных собраниях, имеющих целью защиту прав и законных интересов ребенка.

3. Участники мирного собрания имеют право:

1) участвовать в обсуждении и принятии решений, иных коллективных действиях в соответствии с целями мирного собрания;

2) использовать при проведении мирного собрания различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, а также средства агитации, не запрещенные законодательством Республики Казахстан;

3) принимать и направлять резолюции, требования и другие обращения от имени мирного собрания в органы государственной власти и местного самоуправления,  международные и иные органы и организации.

4. Во время проведения мирного собрания его участники обязаны:

1) выполнять все законные требования организатора мирного собрания, его представителей, сотрудников  правоохранительных органов;

2) соблюдать общественный порядок и регламент проведения мирного собрания.

5. Участники мирных собраний в соответствии с действующим законодательством несут ответственность за участие в незаконных мирных собраниях, нарушение общественного порядка и иные противоправные действия. Участники мирных собраний не несут ответственности за участие в незаконном мирном собрании, если им не было известно о том, что собрание являлось незаконным. 

 

Статья 9. Представители средств массовой информации, наблюдатели

1. Присутствие представителей средств массовой информации и наблюдателей от общественных организаций при проведении мирных собраний служит общественно значимой цели обеспечения гласности общественных процессов и общественного контроля за соблюдением права на свободу мирного собрания.

2. Представители средств массовой информации и наблюдатели от общественных организаций обязаны:

1) иметь при себе документы, удостоверяющие их личность и полномочия;

2) не вмешиваться в ход мирного собрания и не препятствовать действиям организатора мирного собрания и его представителей;

3) выполнять законные требования организатора мирного собрания, его представителей и сотрудников правоохранительных органов.

 

Статья 10. Места проведения мирного собрания 

1. Мирное собрание может проводиться в любых пригодных для целей данного общественного мероприятия открытых публичных местах.

2. Мирные собрания не могут проводиться ближе 100 метров по отношению:

1) к территориям, непосредственно прилегающим  к резиденциям Президента Республики Казахстан;

2) к объектам железнодорожного, водного и воздушного транспорта;

3) к военным объектам, сооружениям оборонного назначения, пенитенциарным учреждениям и следственным изоляторам

4) к учреждениям здравоохранения (госпиталям, больницам, поликлиникам);

5) к местам массовых захоронений (кладбищам).

3. К местам, в которых проведение мирного собрания запрещается, относятся:

1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;

2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;

3) пограничные зоны, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.

4. Порядок проведения мирного собрания на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры, определяется уполномоченным органом с учетом особенностей таких объектов и требований настоящего Закона.

 

Статья 11. Время проведения мирного собрания  

Мирное собрание в форме митинга и демонстрации не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 23 часов текущего дня по местному времени.

 

Статья 12. Уведомление о проведении мирного собрания  

1. Уведомление о проведении мирного собрания подается его организатором в письменной форме в уполномоченный орган в срок не позднее 5 рабочих дней до дня проведения мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление может подаваться в срок не позднее 3 рабочих дней до дня его проведения.

2. В уведомлении указываются:

1) цель мирного собрания;

2) форма мирного собрания;

3) место (места) проведения мирного собрания, маршрут следования участников;

4) дата, время начала и окончания мирного собрания;

5) предполагаемое количество участников мирного собрания;

6) формы и методы обеспечения организатором мирного собрания общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении мирного собрания;

7) фамилия, имя, отчество либо наименование юридического лица - организатора мирного собрания, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона;

8) фамилии, имена и отчества представителей организатора мирного собрания, уполномоченных выполнять распорядительные функции по его организации и проведению;

9) дата подачи уведомления о проведении мирного собрания.

3. Уведомление о проведении мирного собрания подписывается организатором мирного собрания.

 

Статья 13. Рассмотрение уведомления о проведении мирного собрания 

1. Уполномоченный орган обязан приступить к рассмотрению уведомления до 12.00 рабочего дня, следующего за днем его получения. Уведомления должны рассматриваться в порядке их поступления.

2. Рассмотрение уведомлений должно проходить с соблюдением принципа гласности. На рассмотрение уведомлений уполномоченным органом приглашаются организаторы мирного собрания или их представители. Рассмотрение уведомлений производится вне зависимости от присутствия организаторов или их представителей.

3. Процедура рассмотрения уведомлений устанавливается уполномоченным органом, однако, организаторам должно быть предоставлено право на представление своей позиции. Рассмотрение уведомления не должно переноситься на следующий день.

4. В случае если поданное организатором уведомление не полностью соответствует требованиям настоящего Закона, то во время рассмотрения уведомления уполномоченный орган должен представить присутствующим организаторам или их представителям полную информацию о том, какие несоответствия были выявлены. Там, где это возможно, несоответствия должны быть устранены на месте, а рассмотрение уведомления должно быть продолжено.

Рассмотрение уведомления может быть отложено только по просьбе организаторов в случае, когда есть необходимость в устранении несоответствия уведомления требованиям настоящего Закона или необходимо предоставить дополнительную информацию.

5. После рассмотрения уведомления о проведении мирного собрания уполномоченный орган принимает его к сведению и определяет необходимые меры для содействия организаторам в проведении мирного собрания

6. По основаниям, предусмотренным подпунктами 1)-5) пункта 1 статьи 15 настоящего Закона, уполномоченный орган может предложить организатору мирного собрания изменить время, место проведения или маршрут следования участников;

 

7. По основаниям, предусмотренным  подпунктами 1)-5) пункта 1 статьи 16 настоящего Закона, уполномоченный орган может запретить мирное собрание.

8. Уполномоченный орган должен без промедления сообщить организаторам в письменной форме о результатах рассмотрения уведомления.

 

Статья 14. Принятие уведомления к сведению

В случае принятия уведомления к сведению мирное собрание проводится в указанное в нем время в указанном месте или по указанному маршруту следования участников.

 

Статья 15. Изменение времени, места проведения мирного собрания или маршрута следования участников

1. В результате рассмотрения уведомления уполномоченный орган может предложить организатору изменить время, место проведения мирного собрания или маршрут следования участников.

Такое предложение должно быть мотивировано, основано на объективных критериях и связано с тем, что: 

1) на это время в указанном в уведомлении месте проведения мирного собрания или по указанному маршруту следования участников было ранее запланировано проведение мирного собрания с другими целями (параллельного мирного собрания), о чем имеется соответствующее уведомление, поступившее в уполномоченный орган до поступления уведомления о проведении данного мирного собрания. Предложение об изменении времени и места проведения альтернативного мирного собрания не может быть обосновано данными обстоятельствами;

2)   на это время в указанном в уведомлении месте проведения мирного собрания или по указанному маршруту следования участников было ранее запланировано праздничное, спортивное, культурное, ритуальное  или иное массовое мероприятие, о чем было публично объявлено до подачи в уполномоченный орган уведомления о проведении данного мирного собрания;

3) время, место проведения мирного собрания или маршрут следования участников, указанные в уведомлении, не соответствуют требованиям ст.ст.10, 11 настоящего Закона

4)  место проведения мирного собрания не может вместить предполагаемое количество участников;

5) проведение мирного собрания в месте, указанном в уведомлении, или по указанному маршруту следования участников приведет к непропорциональному ограничению прав и свобод других лиц.

2. Изменение времени, места проведения мирного собрания или маршрута следования участников, предложенное уполномоченным органом, должно в максимальной степени учитывать цели и характер данного мирного собрания.

3. Изменение времени, места проведения мирного собрания или маршрута следования участников предлагается уполномоченным органом и согласовывается с организатором.

Организатор в письменной форме сообщает уполномоченному органу о своем согласии или несогласии с изменением времени, места проведения мирного собрания или маршрута следования участников не позднее, чем за 3 рабочих дня до проведения мирного собрания (за 2 рабочих дня до проведения пикетирования).

4.  В случае согласия организатора мирного собрания с изменением времени, места проведения мирного собрания или маршрута следования участников, выраженного в письменной форме, уполномоченный орган принимает уведомление к сведению, и мирное собрание проводится в соответствии с соответствующими изменениями времени, места его проведения или маршрута следования.

5.  В случае отсутствия ответа или несогласия организатора мирного собрания с изменением времени, места проведения мирного собрания или маршрута следования участников, выраженного в письменной форме, уполномоченный орган может  запретить мирное собрание, которое может быть обжаловано в судебном порядке.

 

Статья 16. Запрет проведения мирного собрания

1. В результате рассмотрения уведомления уполномоченный орган может вынести решение о запрете проведения мирного собрания исключительно в случаях, если:

1) цели проведения мирного собрания, указанные в уведомлении, направлены на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни;

2) есть достаточные основания полагать, что проведение мирного собрания в указанное время в указанном месте или по указанному маршруту следования участников сопряжено с действительной угрозой для жизни или здоровья людей;

3) у обратившихся с уведомлением лиц нет права организовывать и проводить мирные собрания;

4) в предполагаемое время проведения мирного собрания в этом месте или по этому маршруту уже запланировано проведение другого общественного мероприятия, а организаторы мирного собрания в письменной форме выразили свое несогласие с изменением времени, места проведения мирного собрания или маршрута следования участников или не представили ответа в установленные настоящим Законом сроки;

5) после того, как организаторы были извещены о несоответствиях уведомления о проведении мирного собрания требованиям настоящего Закона, эти несоответствия не были устранены.

2. Решение о запрете проведения мирного собрания должно быть обоснованным и мотивированным.

3. Запрет на проведение мирного собрания может быть обжалован в суде. Решение суда должно быть вынесено в течение 48 часов, но не позднее, чем за 2 дня до проведения мирного собрания (за двенадцать часов до проведения пикетирования).

Решение суда об отмене запрета на проведение мирного собрания вступает в силу с момента его принятия.

 

Статья 17. Обязанности уполномоченного органа

1. Уполномоченный орган после получения уведомления о проведении мирного собрания обязан:

1) документально подтвердить получение уведомления о проведении мирного собрания, указав при этом дату и время его получения;

2) сообщить организаторам мирного собрания о полученном им ранее уведомлении о проведении в данном месте в данное время или по данному маршруту параллельного мирного собрания или о публично объявленном праздничном, спортивном, культурном, ритуальном  или ином массовом мероприятии;

3) довести до сведения организатора информацию об установленной норме предельной заполняемости территории в месте проведения мирного собрания;

4) довести до сведения организатора мирного собрания время начала рассмотрения уведомления;

5) в течение одного рабочего дня со дня получения уведомления о проведении мирного собрания представить организаторам обоснованное предложение об изменении времени, места проведения мирного собрания или маршрута следования участников, а также предложения об устранении организатором несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения мирного собрания требованиям настоящего Закона;

6) в случае принятия решения о запрете мирного собрания незамедлительно проинформировать об этом организаторов мирного собрания и сделать официальное сообщение для общественности;

7) проинформировать о вопросах, явившихся причинами проведения мирного собрания, органы государственной власти и/или местного самоуправления, которым данные вопросы адресуются.

2. В зависимости от формы мирного собрания и количества его участников уполномоченный орган может назначить своего представителя в целях оказания организатору мирного собрания содействия в его проведении в соответствии с требованиями настоящего Закона. Назначение уполномоченного представителя оформляется письменным распоряжением, которое заблаговременно направляется организатору мирного собрания;

3. Уполномоченный орган должен в пределах своей компетенции совместно с организатором мирного собрания и уполномоченным представителем правоохранительных органов  содействовать обеспечению общественного порядка и безопасности граждан при проведении мирного собрания.

 

Статья 18. Предварительная агитация

1. Организатор мирного собрания и иные лица с момента подачи уведомления имеют право беспрепятственно проводить предварительную агитацию, сообщая информацию о времени, месте (местах), маршруте следования участников, целях проведения мирного собрания и иную информацию, связанную с его подготовкой и проведением, а также призывать к участию в этом общественном мероприятии.

2. Для проведения предварительной агитации могут распространяться листовки, плакаты и объявления, использоваться средства массовой информации, устные призывы,  иные не запрещенные законодательством Республики Казахстан средства.

3. В случае отказа организатора мирного собрания от его проведения он обязан принять меры по прекращению предварительной агитации и информировать граждан и уполномоченный орган, которому подано уведомление о проведении мирного собрания, о принятом решении.

4. В случае принятия уполномоченным органом решения о запрете проведения мирного собрания организатор обязан прекратить предварительную агитацию.

 

Статья 19. Материально-техническое и организационное обеспечение проведения мирного собрания  

Материально-техническое обеспечение проведения мирного собрания осуществляется его организатором и участниками за счет собственных средств, а также за счет средств и имущества, собранных и/или переданных для проведения данного мирного собрания, если законом не установлено иное.

 

Статья 20. Права и обязанности уполномоченного представителя органа внутренних дел

1. По предложению уполномоченного органа или органа местного самоуправления должностное лицо правоохранительных органов, в обслуживании которых находится территория, на которой  планируется проведение мирного собрания, обязан назначить уполномоченного представителя  в целях оказания организатору мирного собрания содействия в обеспечении общественного порядка и безопасности граждан. Назначение указанного представителя оформляется распоряжением уполномоченного должностного лица правоохранительных органов.

2. Уполномоченный представитель правоохранительных органов имеет право:

1) требовать от организатора и участников мирного собрания соблюдения порядка его организации и проведения;

2) по просьбе организатора мирного собрания удалять с места его проведения лиц, не выполняющих законные требования организатора мирного собрания.

3. Уполномоченный представитель правоохранительных органов обязан:

1) в пределах своей компетенции оказывать содействие в проведении мирного собрания;

2) обеспечивать общественный порядок и безопасность граждан, а также соблюдение законности при его проведении.

4. При определении численности сотрудников правоохранительных органов, задействованных для обеспечения общественного порядка при проведении мирных собраний, и необходимых организационно-технических мероприятий уполномоченный представитель исходит из формы и целей данного мирного собрания, личности организаторов и иной информации, позволяющей в достаточной мере оценивать возникающие риски.   

 

Статья 21. Основания и порядок приостановления мирного собрания

1. Если во время проведения мирного собрания по вине его участников  произошло нарушение правопорядка, не влекущее угрозы для жизни и здоровья людей, уполномоченный представитель  правоохранительных органов вправе потребовать от организатора мирного собрания самостоятельно или совместно с ним устранить данное нарушение.

2. В случае невыполнения законного требования об устранении нарушения уполномоченный представитель правоохранительных органов вправе приостановить мирное собрание на время, установленное им для устранения нарушения. Данное решение должно быть основано на объективных критериях и быть пропорционально преследуемой законной цели.  При устранении нарушения мирное собрание по согласованию между его организатором и соответствующим уполномоченным представителем органа внутренних дел может быть продолжено.

3. Если нарушение не было устранено по истечении времени, установленного уполномоченным представителем правоохранительных органов , то мирное собрание может быть прекращено в порядке, предусмотренном статьей 23 настоящего Закона.

 

Статья 22. Основания прекращения мирного собрания

1. Основаниями прекращения мирного собрания являются:

1) создание реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, а также для имущества физических и юридических лиц;

2) совершение участниками мирного собрания насильственных действий, а также умышленное нарушение организатором мирного собрания требований настоящего Закона, касающихся порядка проведения мирного собрания.

2. Решение о прекращении мирного собрания должно быть основано на объективных критериях и пропорционально преследуемой законной цели.

 

Статья 23. Порядок прекращения мирного собрания  

1. В случае принятия решения о прекращении мирного собрания уполномоченный представитель правоохранительных органов :

1) дает указание организатору прекратить мирное собрание, обосновав причину его прекращения, и в течение 24 часов оформляет данное указание письменно с вручением организатору мирного собрания;

2) устанавливает время для выполнения указания о прекращении мирного собрания;

3) в случае невыполнения организатором мирного собрания указания о его прекращении обращается непосредственно к участникам мирного собрания и устанавливает дополнительное время для выполнения указания о прекращении мирного собрания.

2. В случае невыполнения указания о прекращении мирного собрания сотрудники  правоохранительных органов принимают необходимые меры по принудительному прекращению мирного собрания, действуя при этом в соответствии с Конституцией Республики Казахстан и законодательством о правоохранительных органах. При принудительном прекращении мирных собраний сотрудники правоохранительных органов должны избегать применения силы или, в случае явной необходимости, ограничивать такое применение до минимума.

3. Порядок прекращения мирного собрания, предусмотренный настоящей статьей, не применяется в случае возникновения массовых беспорядков, погромов, поджогов и в других случаях, требующих экстренных действий. В этих случаях принудительное прекращение мирного собрания осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

4. Неисполнение законных требований сотрудников правоохранительных органов или неповиновение (сопротивление) им отдельных участников мирного собрания влечет за собой ответственность этих участников, предусмотренную законодательством Республики Казахстан.

 

Статья 24. Особенности регулирования организации и проведения альтернативных мирных собраний

При решении вопроса о проведении альтернативного мирного собрания уполномоченный орган должен исходить из того, что возможность выразить противоположное мнение является неотъемлемым элементом как свободы выражения, так и свободы мирных собраний. В то же время право на альтернативное мирное собрание не должно препятствовать осуществлению права на первоначальное мирное собрание. Поэтому решение уполномоченного органа в отношении возможности проведения альтернативного мирного собрания должно быть обоснованным и сбалансированным.

 

Статья 25. Особенности регулирования спонтанных мирных собраний

1. Возможность общества срочно отреагировать на важнейшие общественно значимые события при помощи публичного выражения мнения составляет важный элемент свободы мирного собрания. Спонтанное мирное собрание является средством такого общественного реагирования в исключительных случаях. 

Спонтанное мирное собрание может также стать результатом перехода мирного собрания из одной формы в другую: пикета – в митинг, митинга – в демонстрацию. В этом случае спонтанное мирное собрание может быть признано проведенным с нарушением настоящего Закона.

2. В случае проведения спонтанного мирного собрания как средства срочного реагирования на важнейшее общественно значимое событие его организаторы должны предпринять все необходимые меры для своевременного информирования уполномоченного органа и правоохранительных органов о его проведении.

Представители уполномоченного органа и правоохранительных органов должны обеспечить оперативное реагирование на эту информацию в целях содействия организаторам спонтанного мирного собрания в обеспечении его мирного характера, поддержании общественного порядка и защите прав и законных интересов других лиц. 

Организаторы спонтанного мирного собрания могут быть привлечены к ответственности за нарушение порядка организации и проведения мирных собраний, установленного настоящим Законом, если не смогут доказать исключительный характер причин проведения данного собрания, его безотлагательность и общественную значимость, своевременность информирования  уполномоченного органа и правоохранительных органов  дел о его проведении.   

3. В случае проведения спонтанного мирного собрания в результате незапланированного перехода одной формы мирного собрания в другую организаторы первоначального мирного собрания совместно с уполномоченным представителем правоохранительных органов предпринимают необходимые меры для обеспечения мирного характера собрания, поддержания общественного порядка и защиты прав и законных интересов других лиц. 

Лица, в результате действий которых первоначальное мирное собрание превратилось в спонтанное, могут быть привлечены к ответственности за нарушение порядка организации и проведения мирных собраний, установленного настоящим Законом. 

4. Прекращение спонтанного мирного собрания может быть обосновано только несоответствием его целей Конституции РК, угрозой насильственных действий или непропорциональным  ограничением прав и свобод других лиц.

           

ГЛАВА 3. ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА СВОБОДУ МИРНЫХ СОБРАНИЙ

           

Статья 26. Обеспечение условий для проведения мирного собрания

1. Организатор мирного собрания, уполномоченные им представители и другие лица не вправе препятствовать участникам мирного собрания в выражении своих мнений способом, не нарушающим общественного порядка и регламента проведения мирного собрания.

2. Органы государственной власти и/или местного самоуправления, которым адресуются вопросы, явившиеся причинами проведения мирного собрания, обязаны рассмотреть данные вопросы по существу, принять по ним необходимые решения в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о рассмотрении обращений и заявлений граждан, и сообщить о принятых решениях и мерах организатору мирного собрания.

3. Поддержание общественного порядка, регулирование дорожного движения, санитарное и медицинское обслуживание в целях обеспечения проведения мирного собрания осуществляются уполномоченными органами и организациями на безвозмездной основе.

 

Статья 27. Обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих право на свободу мирных собраний

Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, нарушающие право на свободу мирного собрания, могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

 

     Президент

     Республики Казахстан                              

 

Н. НАЗАРБАЕВ

 

 

Присоединяйтесь к обсуждению публикации на Facebook: