Выступление на 117-ой Сессии Комитета ООН по правам человека (отчет по соблюдению Международного Пакта о гражданских и политических правах)

30.06.2016

Официальный брифинг НПО Дании, Кувейта, Ганы, Казахстана
20 июня 2016 г., понедельник

Господин председатель, члены Комитета,

В 2011 году по результатам рассмотрения первоначального доклада о выполнении Пакта Комитет представил Республике Казахстан более 20 рекомендаций, касающихся выполнения государством-участником своих обязательств. За прошедшие с этого времени 5 лет несколько десятков рекомендаций по выполнению международных обязательств в области прав человека Казахстану также представили Совет ООН по правам человека (2014 г.), Комитет ООН против пыток (2014 г.), Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации (2014 г.), Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин (2014 г.), Комитет ООН по правам ребёнка (2015 г.), Комитет ООН по насильственным исчезновениям (2016 г.), а также посетившие Казахстан Спецдокладчик ООН по вопросу о современных формах рабства, включая его причины и последствия (2014 г.), Спецдокладчик ООН по вопросу о свободе религии или убеждений (2014 г.) и Спецдокладчик ООН по вопросу о правах на свободу мирных собраний и свободу ассоциации (2015 г.).

К сожалению, подавляющее большинство этих рекомендаций остались невыполненными, а по целому ряду направлений, касающихся законодательного обеспечения, институционального развития и практического воплощения международных стандартов в области прав человека, ситуация значительно ухудшилась.

Несмотря на позитивные изменения, связанные с созданием в Казахстане национального превентивного механизма по предупреждению пыток, в 2011 году пенитенциарная система была возвращена из ведения Министерства юстиции РК в ведение Министерства внутренних дел РК.

Существующее национальное учреждение по правам человека – институт Уполномоченного по правам человека РК до сих пор не приведён в соответствие с Парижскими принципами. В 2016 году в Казахстане учрежден институт Уполномоченного по правам ребёнка, который также не соответствует Парижским принципам, поскольку учрежден не законом, а указом Президента РК о его назначении.

Несмотря на рекомендации нескольких конвенционных органов и тематических механизмов ООН в Казахстане так и не принято специального антидискриминационного законодательства, не созданы антидискриминационные механизмы и процедуры.

Продолжает действовать крайне ограничительное законодательство о регистрации политических партий, требующее в стране с 17-ти миллионным населением не менее 40.000 членов для регистрации политической партии и предусматривающее весьма затруднительную процедуру её официального создания. По причине нехватки членов в прошлом году была ликвидирована Коммунистическая партия Казахстана, в результате чего в стране осталась единственная оппозиционная партия. При этом оппозиция вообще не представлена ни в Парламенте, ни в местных представительных органах власти. Лидер ликвидированной в 2012 году оппозиционной партии «Алга!» Владимир Козлов уже почти 4,5 года находится в местах лишения свободы за якобы возбуждение социальной розни. Оппозиция практически не имеет доступа к общенациональным государственным средствам массовой информации.

В стране нет независимых и плюралистичных радио или телевидения и осталось всего несколько независимых печатных изданий. Во вступившем в силу в январе 2015 года новом Уголовном кодексе РК сохранена уголовная ответственность за клевету и оскорбление, а также – за публичное оскорбление и иное посягательство на честь и достоинство Первого Президента – Лидера Нации, посягательство на честь и достоинство Президента РК, посягательство на честь и достоинство депутата Парламента РК, оскорбление представителя власти. Более того, в новом кодексе установлена уголовная ответственность за распространение заведомо ложной информации. В этом году по заявлению одного из казахстанских банков к 1,5 годам лишения свободы по этой статье была осуждена журналист Гюзяль Байдалинова.

Активно применяется использующая размытые формулировки статья Уголовного кодекса РК об ответственности за возбуждение национальной, религиозной, социальной или сословной розни против блогеров в социальных сетях. По этой статье за последние два года осуждены, причём некоторые – к лишению свободы, ряд гражданских активистов, в том числе Ермек Нарымбаев, Серикжан Мамбеталин, Болатбек Блялов, Турарбек Кусаинов, Ермек Тайчибеков. Против некоторых из них, а также против религиозных деятелей и верующих стало широко применяться дополнительное наказание в виде запрета заниматься общественно-политической деятельностью (в том числе в виде запрета участвовать в деятельности общественных объединений, мирных собраниях или подписывать петиции) или религиозной деятельностью.

В 2011 году принят и в 2012 году вступил в силу в части перерегистрации религиозных объединений новый закон о религии, который резко ухудшил положение небольших религиозных общин. Он установил обязательную регистрацию всех религиозных общин, причем с нижним порогом численности – 50 человек, запрет распространения религиозной литературы и материалов в неустановленных местах, обязательное прохождение всех ввозимых в страну религиозных материалов через религиозную экспертизу, запрет распространения религиозных взглядов в неустановленных местах, запрет религиозных собраний в частных домах, распространение религиозных взглядов только от имени зарегистрированных религиозных объединений, причем с получением разрешения на миссионерскую деятельность и т.д.

Законодательство об общественных объединениях продолжает сохранять обязательность регистрации общественных объединений, и уголовную или административную ответственность за деятельность без регистрации. В конце 2015 года приняты поправки в законодательство о неправительственных организациях, предусматривающие специальную отчётность о деятельности НПО в уполномоченный орган – Министерство культуры и спорта РК и административную ответственность за непредоставление отчётов. В прошлом году был принят новый закон о профсоюзах, установивший обязательную принадлежность создаваемого профсоюза к отраслевым или региональным профсоюзным структурам. Этот закон вызвал серьёзную критику со стороны Международной Организации Труда.

Несмотря на рекомендации конвенционных органов и тематических механизмов ООН не пересмотрен принятый ещё в 1995 году закон о мирных собраниях, которые устанавливает исключительно разрешительный порядок проведения любых мирных собраний в открытом публичном месте, включая одиночные пикеты, с подачей заявления за 10 дней до акции. А постановлениями местных органов власти во всех крупных городах определено одно-два места, обычно в отдаленных частях города, для проведения мирных собраний, что по существу лишает граждан права на марши, шествия и демонстрации.

Во вступивших в силу в январе 2015 года новых Уголовном кодексе РК и Кодексе РК об административных правонарушениях усилена ответственность за деятельность без регистрации религиозных или общественных объединений, за несанкционированные мирные собрания, а также введен не соответствующий принципу юридической определённости новый субъект уголовной ответственности – лидер общественного объединения.

Принятые в течение последних пяти лет решения конвенционных органов ООН (Комитета ООН по правам человека, Комитета ООН против пыток и Комитета ООН по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин) по индивидуальным жалобам на Республику Казахстан, кроме двух случаев выплаты компенсации жертвам пыток, практически не выполняются, в том числе по рассмотренным Комитетом делам «Торегожина против Республики Казахстан» и «Есергепов против Республики Казахстан». Как пояснила Генеральная прокуратура РК в официальном письме, несмотря на то, что Казахстан ратифицировал Факультативный протокол к Пакту ещё в 2009 году, в Казахстане пока нет процедуры пересмотра судебных и иных решений на основании решений Комитета.

В целом решения Комитета по индивидуальным жалобам имеют важный прецедентный характер, в том числе иногда и негативного плана. Я имею в виду решение по моему делу «E.Zh. vs Kazakhstan», которое, как мне представляется, содержит ряд фактических и юридических ошибок, и на которое теперь стала ссылаться Генеральная прокуратура Казахстана, утверждая о соблюдении в Казахстане стандартов справедливого правосудия. Я направил свои возражения на это решение, а также позицию Международной комиссии юристов в секретариат Комитета и надеюсь на разрешение этой неприятной ситуации. Готов по этому поводу ответить на любые вопросы и дать необходимые пояснения в любое удобное для членов Комитета время.

Я понимаю, что представленная мною ситуация не внушает оптимизма и надеюсь, что Комитет в ходе рассмотрения второго периодического доклада Республики Казахстан и представления заключительных замечаний предпримет действенные шаги по содействию соблюдению Республикой Казахстан своих международных обязательств в области прав человека, в том числе – положений Международного пакта о гражданских и политических правах.

Спасибо за внимание.


Добавить комментарий