«Может, сразу ввести военное положение?»

09.09.2016

На совместном заседании двух палат парламента президент предложил рассмотреть десятки антитеррористических законопроектов. Несколько ранее генеральный прокурор предложил запретить митинги во время проведения ЭКСПО‑2017. Насколько это законно? Своим мнением об этом и многом другом делится известный правозащитник, директор Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Евгений ЖОВТИС.

- Президент Назарбаев на совместном заседании палат парламента заявил о том, что готовится ряд законопроектов по противодействию терроризму. Есть ли опасность того, что Акорда собирается закручивать гайки и ужесточать режим, прикрываясь борьбой с терроризмом? Неужели тех законов, которые ныне существуют, недостаточно, чтобы наказывать террористов и преступников?

- Мне трудно представить, о чем идет речь. У нас законодательство и так уже крайне репрессивное в отношении фундаментальных прав и свобод: права на свободу объединения, мирного собрания, выражения мнения, слова и СМИ, совести и религии. Что уж там ужесточать? Причем самое интересное, что международный опыт и практика нас почему-то ничему не учат. Во многих странах тоже начали с принятия специального жесткого законодательства по борьбе с терроризмом, дали больше полномочий спецслужбам и другим правоохранительным органам. И достаточно быстро обнаружилось, что эффективность этих законодательных мер в деле борьбы с терроризмом в авторитарных государствах весьма сомнительна, а вот нарушения прав законопослушных граждан стали значительно более масштабными. Цели таких мер вполне легитимные. И я, естественно, прекрасно понимаю необходимость обеспечения национальной безопасности, общественного порядка, борьбы с экстремизмом и терроризмом, тем более что угрозы растут. Только вместо борьбы с террористами и экстремистами я наблюдаю, как все больше эти меры применяются для борьбы с политической оппозицией, независимыми журналистами и блогерами, гражданскими активистами и некоторыми верующими.

- Власть также заговорила о запрете салафизма в стране. Насколько это адекватное решение — запрещать религиозное течение? Увенчается ли она успехом?

- Мне не очень понятно, как можно запретить салафизм, точнее салафию. Салафия — это направление в суннитском исламе. Что власти предполагают запретить? Направление? Упоминание об этом направлении? Веру в это направление? Я напомню положение нашей Конституции. Статья 22: «Каждый имеет право на свободу совести». Свобода совести — это естественное право человека иметь любые убеждения, в том числе верить в то, во что он хочет. И статья 39: «Ни в каких случаях не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные… статьей 22». То есть запретить или ограничить свободу верить в то направление в суннитском исламе, которое называется салафия, наша Конституция не позволяет.

- «Желтый» уровень террористической угрозы продлили до января 2017 года. В стране мы не видим никакой террористической активности, попыток что-то совершить. Может быть, власть после земельных протестов решила под видом борьбы с терроризмом вовсе запретить митинги и акции протеста?

- С одной стороны, сохранение определенного уровня террористической угрозы имеет профилактический характер и позволяет органам национальной безопасности и другим правоохранительным органам отражать возможные террористические опасности. Я не берусь судить, насколько эти угрозы реальны, мне приходится полагаться на оценки экспертов тех самых органов национальной безопасности. Иногда отсутствие каких-то терактов или иной экстремистской активности не является показателем отсутствия угроз. Спецслужбы почти всегда работают в закрытом режиме, предупреждая какие-то опасности и угрозы, и эта их профессиональная деятельность позволяет им более точно оценивать уровень этих угроз. Другой вопрос, чтобы при этом у них не возникало соблазна использовать эти дополнительные полномочия и возможности для других целей, в том числе для борьбы с оппозицией и несогласными, и превращать страну в полицейское государство.

- Генеральный прокурор Асанов предложил в год ЭКСПО‑2017 полностью запретить митинги. Насколько это законно – запрещать людям выражать свое мнение публично? Как к этому будут относиться на Западе?

- Ну, для этого генеральному прокурору сначала надо отменить статью 32 Конституции Республики Казахстан, которая, конечно, допускает ограничение права на собрания, митинги, шествия, демонстрации – правда, только в интересах государственной безопасности, общественного порядка и т.д., – но не предусматривает лишения этого права совсем.

Можно, конечно (прошу прощения за сарказм), в связи с ЭКСПО‑2017 ввести в стране чрезвычайное или, еще лучше, военное положение и вообще комендантский час, чтобы никто, кроме участников ЭКСПО, не шлялся по улицам и ничего неправильного не говорил.

Мне бы хотелось, чтобы на такое прямое посягательство на конституционные права граждан как-то отреагировали наши защитники Конституции — Конституционный совет РК и главный гарант — господин Президент.

Мне также интересна реакция западных компаний и правительств, которые собираются поддержать и принять участие в ЭКСПО‑2017, когда одно из высших должностных лиц государства выступает с таким прямо антидемократическим предложением.
Экономических интересов без уважения прав человека не бывает, так что думаю, что генеральный прокурор зря это предложил. Мы уже сталкивались в начале 2000‑х годов с такими предложениями властей Узбекистана, когда там проходило ежегодное совещание Совета директоров Европейского банка реконструкции и развития.

Кончилось это тем, что международная правозащитная общественность выступила с резкими протестами и сначала это ежегодное собрание чуть вообще не перенесли из Ташкента, а потом возле места его проведения проходили пикеты, которые никто не разгонял, а само собрание началось с обсуждения ситуации с правами человека в Узбекистане, в котором приняли участие узбекская оппозиция и правозащитники. Так что опыт по этому поводу уже имеется.

И наконец, можно, без сомнения, ожидать крайне негативной реакции от ООН, в том числе от Верховного комиссара ООН по правам человека и Спецдокладчика ООН по свободе ассоциации и собраний, и от ОБСЕ.

– Спасибо за ответы!

Вопросы задавала Инга ИМАНБАЙ
Публикация в газете «Трибуна. Саяси-Калам» от 7.09.2016


Добавить комментарий