С нашим государством не соскучишься. Оно безустанно борется с «пятыми колоннами», внешним влиянием и прочими реальными или воображаемыми угрозами всяких там насильственных смен власти, «оранжевых революций» или «арабских вёсен». При этом арсенал этой борьбы всё время обогащается разными экзотическими новинками.
Теперь у нас решили в этих целях натуральным образом политизировать Налоговый кодекс. В июле приняли закон, а в ноябре соответствующие Правила о том, что все неправительственные общественные организации, коммерческие компании и даже отдельные индивиды должны информировать Комитет госдоходов Минфина о получении средств из иностранных источников в течение 10 дней после заключения соответствующего договора или соглашения.
При этом не любых средств, а только тех, что предоставлены для трёх видов деятельности:
– оказание правовой помощи, распространение правовой информации;
– социологические и иные опросы общественного мнения;
– сбор, анализ и распространение информации.
Я, конечно, понимаю, что государство через эту процедуру хочет проследить, а не финансируется ли таким образом иностранцами какая-нибудь там политическая оппозиция или, не дай Бог, экстремисты или террористы.
Но способ контроля и то, какие виды деятельности контролируются, вызывают неустранимые сомнения.
То есть оказание правовой помощи – иначе говоря, разные консультации или адвокатская помощь – это подозрительно? Не говоря уже о распространении правовой информации. Если я оказываю помощь за счёт своих средств, казахстанских граждан или компаний, то это нормально. А если иностранцы ее оплачивают, то характер этой помощи ставится под сомнение? Почему?
А экстремисты и террористы, как только получат какие-то средства из-за рубежа, сразу же объявляют: это нам на правовую помощь, вот договор с заграничным спонсором – и бегут отчитываться в Комитет госдоходов?
Господа, вы это серьёзно? Вы таким образом хотите бороться с финансированием экстремизма и терроризма? Не смешите мои тапочки! Те, кто занимается экстремизмом, терроризмом или иной «подрывной деятельностью», не заключают письменные договоры со спонсорами, не направляют средства на счета зарегистрированных организаций в наши банки, не отчитываются перед налоговыми органами.
Они действуют в тени, и средства борьбы с ними должны быть совершенно другими, включая инструментарий органов нацбезопасности, экономической разведки и контрразведки, антитеррористических центров и многое другое.
А вот предложенная процедура вообще не коснётся «деструктивных элементов». Она создаст ненужные проблемы сотням и тысячам НПО, коммерческих юридических фирм, центров правовой информации, научных учреждений, организаторов разных мероприятий и др., которые и так регулярно отчитываются в налоговую.
Ведь что подразумевается под «сбором, анализом и распространением информации»? Какой информации? Всей информации? Бедные учёные! Они ведь всё собирают, анализируют и распространяют информацию. У них род деятельности такой. Теперь любое научное учреждение, любой исследователь, который хоть как-то связан с иностранными научными центрами и выполняет совместные исследования, находится «под колпаком у Мюллера» – извините, у Комитета госдоходов – и должен немедленно сообщать о любом проекте или исследовании на «не наши» деньги.
А все конференции, семинары, тренинги, круглые столы? А инвестиционные бизнес-форумы? А ЭКСПО-2017? Они же все полностью или частично финансируются зарубежными спонсорами, собирают и распространяют информацию. Все – в Комитет госдоходов в течение 10 дней после решения о проведении мероприятия?
Перефразирую известную одесскую поговорку: «И вы с этой «радостью» хотите в Организацию экономического сотрудничества и развития и в тридцатку наиболее развитых стран мира?»
Те, кто это придумал и составлял эти Правила, явно люди не без чувства юмора. Это же надо придумать: «физические и юридические лица (…) уведомляют органы государственных доходов по месту жительства /нахождения о получении денег и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранцев, лиц без гражданства по заключённым с ними сделкам на сумму, превышающую 1 тенге…».
Это не описка, это реальная пороговая цифра, записанная в Правилах, подписанных министром финансов Б. СУЛТАНОВЫМ.
Сделка на один тенге! Просто верх экономического прогресса, либерализма и свободы. За сделку на сумму 99 тиын отчитываться не надо. А за 1 тенге – просто необходимо. Не отчитаешься – наступает серьёзная административная ответственность, вплоть до крупных штрафов и приостановления или даже ликвидации организации.
А когда не отчитаешься за купленные на «вражеские» деньги карандаши и ручки на сумму 1000 тенге, то это будет, видимо, проходить по разряду «в особо крупном размере». 1000 тенге – это же в 1000 раз больше 1 тенге!
Полёт чиновничьей фантазии на этом не остановился, и теперь, согласно правилам, все перечисленные субъекты должны ещё и отчитываться о расходовании этих средств.
То есть надо будет заполнять ещё одну безразмерную форму налоговой отчётности, в которой указывать все платёжные поручения по оплате любых товаров и услуг, если они осуществлены за счёт этих самых средств из иностранных источников.
Логика тоже ясна. Вот получила какая-то НПО, коммерческая фирма или некий индивид средства из иностранных источников на правовую помощь, соцопрос или сбор информации, надо же узнать конечного бенефициара. То есть кому эти деньги дальше пошли. Вдруг опять же политической оппозиции или экстремистам с террористами?
Как директор организации, которая как раз правовую помощь оказывает и распространением информации занимается (правда, соцопросы мы не проводим) и как раз в основном на средства зарубежных организаций и фондов, скажу, кто «попал под раздачу».
Все, у кого мы арендуем помещения в Алматы и девяти регионах. Все, у кого мы покупаем билеты на самолёт и поезд. Все гостиницы и отели, где останавливаются наши сотрудники и приглашённые нами участники международных конференций, семинаров и круглых столов. Все магазины, супермаркеты и пр., где мы покупаем технику, запчасти, канцтовары, бумагу, расходные материалы и др.
Дорогое государство, зачем тебе это? Тебе больше нечем заняться, чем собирать всю эту никому не нужную информацию?
Кто это всё будет проверять и зачем? Если у правоохранительных органов есть подозрения в отношении противоправной деятельности, в том числе путём финансирования из иностранных источников, какой-то НПО, коммерческой структуры или какого-то лица, флаг в руки – и на проверку. На, так сказать, пресечение преступной деятельности.
Мочите точечно этих «врагов народа» хоть в Комитете нацбезопасности, хоть в органах госдоходов, хоть в сортире, как говорит мистер ПУТИН.
Всем-то проблемы зачем создавать. Или у вас уже ко всем, кто работает с иностранцами, есть вопросы? Тогда так и скажите. Тем более что у нас почти весь бизнес построен на сотрудничестве с иностранцами.
Но тогда это будет уже совсем другая страна. С маниакальным поиском «шпиёнов» и прочими прибамбасами тоталитаризма.
И всё равно – не надо политизировать Налоговый кодекс…
ИСТОЧНИК:
Ratel.kz
http://ratel.kz/outlook/kak_v_kazahstane_politizirovali_nalogovyj_kodeks