Сегодня в Алматы проходит семинар-тренинг по оценке выполнения рекомендаций Комитета ООН по правам человека и в рамках Универсального периодического обзора Казахстану.
Осенью 2019 года Казахстану предстоит пройти третий цикл в рамках Универсального периодического обзора (УПО) – уникального механизма обзора информации по правам человека во всех государствах-членах ООН.
Более тридцати представителей правозащитных организаций страны собрались в Алматы, чтобы разработать общие подходы к оценке того, как наше государство выполняет (и что еще чаще – не выполняет) рекомендации правозащитных институтов Организации Объединенных Наций.
На открытии мероприятия заместитель директора Казахстанского международного бюро по правам человека Роза Акылбекова отметила, что еще в 2001 году неправительственный сектор заключил первый меморандум с правительством РК по подготовке УПО. Первый Национальный доклад был представлен только в 2010 году. После полученных рекомендаций 48 организаций гражданского общества включились в подготовку комментариев. В 2014 году – после второго отчета РК – уже 65 организаций объединились для оценки выполненного Казахстаном. Результаты были представлены в виде трех обзоров – по соблюдению гражданских и политических прав, соблюдению прав уязвимых групп и правосудию.
Как сообщила Роза Акылбекова, 19 февраля в Министерстве юстиции пройдет обсуждение уже имеющихся наработок по предоставлению третьего цикла УПО.
Однако же, директор Бюро по правам человека Евгений Жовтис представил собравшимся краткий экскурс по тому, как государство понимает свою роль в выполнении полученных рекомендаций.
Так, в 2010 году из 128 рекомендаций Казахстан принял 102. Из оставшихся: 16 приняты позже, 3 по мнению государства были реализованы, 4 отклонены и 3 «подвисли». Хотя, по оценке сектора НПО: из этих 128 Астана выполнила только 10, частично – 58, 54 – не выполнены.
В 2014 году Казахстану предложено уже 198 рекомендаций. 147 – приняты, 51 – отклонены.
В 2017 году казахстанские НПО подготовили свое видение того, как продвигается этот процесс.
Итак, из принятых 147 – опять 10 выполнены, 103 – выполнены частично, 33 – не выполнены никак.
При этом государство полностью отклонило ратификацию Римского статута Международного уголовного суда, что позволило бы существенно улучшить судебную систему; отклонило ратификацию 2-го факультативного протокола к Международному Пакту о гражданских и политических правах, отменившего бы полностью смертную казнь даже в теории; не ратифицировало факультативные протоколы к 9 правозащитным органам, позволившим бы гражданам подавать индивидуальные жалобы по ряду вопросов, как это сейчас возможно делать в адрес четырех комитетов ООН; отказалось ратифицировать Международную конвенцию о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей.
И здесь Евгений Жовтис указал на один парадокс: действительно, государство разрешает гражданам обращаться с жалобами в определенные комитеты ООН, те выносят свои решения, как правило в пользу подателей сообщений, однако при этом наша республика отказывается их выполнять. За это время было порядка тридцати решений в отношении РК, из которых примерно 25 признающие государство нарушителем, и лишь в двух случаях Астана частично выполнила свои обязательства. Более того, чтобы избежать обвинений со стороны своих же сограждан в невыполнении положения Конституции, признающего прерогативу международных договоров над местным законодательством, туда ввели норму, позволяющую отныне избегать восстановления попранных прав, признанных таковыми правозащитными структурами ООН.
– Я бы назвал такую тактику введением в заблуждение и казахстанских граждан, и институтов ООН, – высказался Евгений Жовтис.
В завершении Евгений Жовтис рассказал о кардинальных расхождениях в понимании «выполнения» государственными органами и гражданским обществом.
К примеру, Астана считает выполненными все рекомендации по самым болевым вопросам: свободе выражения мнений, свободе мирных собраний, свободе религии, свободе объединений и противодействию пыткам. В то время все прекрасно ощущают на себе, как ужесточаются законы и практика, касающиеся реализации казахстанцами своих политических и гражданских свобод. В то же время в рамках борьбы с пытками так и не был создан орган независимого расследования, хотя государство безуспешно пытается выдать за таковые антикоррупционный комитет и прокуратуру, как правило, находящиеся в близкой привязке к органам-обидчикам.
Исходя из этих «разнопониманий» и расхождений между оценками двух сторон выполнения рекомендаций Ширане Дайсуке и Еекелоо Лазари – эксперты Центра по гражданским и политическим правам, тесно работающего с правозащитными институтами ООН, сегодня намерены совместно с участниками мероприятия попытаться найти подходы к тому, как представлять оценки гражданского общества выполнению государством своих обязательств и рекомендаций и тому, как еще можно воздействовать на полномочные органы, которые пытаются «ввести в заблуждение» все заинтересованные стороны.
Сегодняшнее мероприятие организовано совместно Казахстанским международным бюро по правам человека и соблюдению законности и Центром по гражданским и политическим правам при поддержке Фонда Сорос-Казахстан.