Новые репрессивные законы на фоне политического и поэтического юбилеев

18.10.2014

 

Эта публикация продолжает авторскую колонку обозревателя и историка казахстанской прессы и политической жизни, редактора сайта КМБПЧиСЗ Андрея Свиридова. Как и в двух прежних выпусках, предмет разговора – текущие события и исторические даты прошедшей недели и чуть ранее.

 

 

Два слова о двух юбилеях

 

14 октября 1964 года в Москве прошёл Октябрьский пленум ЦК КПСС, на котором Н.С. Хрущёв был освобождён от обязанностей первого секретаря ЦК и председателя Совета министров СССР, каковые посты были распределены между Л.И. Брежневым и А.Н. Косыгиным. В советской истории закончилась эпоха хрущёвской оттепели, но одновременно и субъективизма и волюнтаризма («- Это волюнтаризм! – В моём доме прошу не выражаться!»). Началась же эпоха брежневского застоя, слегка уравновешиваемого поначалу косыгинскими рефор­мами в экономике, четыре года спустя свёрнутыми после танковой атаки на Пражскую весну.

 

15 октября того же 1964 года по всему тогдашнему СССР должны были широко отметить 150-летие со дня рождения великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова (1814-1841), но празднование оказалось скомканным на фоне оглашения итогов вчерашнего пленума, а фактически государственного переворота. И это был ещё далеко не самый вопиющий срыв Лермонтовского юбилея: в 1914-м столетие поэта пришлось на середину третьего месяца Первой мировой войны, в 1941-м столетие со дня гибели автора «Бородина» пришлось на начало второго месяца Великой Отечественной войны, и в обоих случаях российскую/советскую армию преследовали военные поражения – не до красных дат.

 

Однако не только два 100-летия, но и два 150-летия самого мистического из русских классиков оказались если не сорваны, то в немалой степени скомканы политическими «шагами Истории». Про октябрь 1964-го сказано выше, однако и в конце июля 1991-го юбилей гибели Поэта как-то стушевался в ситуации подготовки путча ГКЧП (грядёт через месяц) и назревания распада СССР (грядёт через четыре месяца на пятый). И вот сегодняшнее 200-летие празднует Россия, ни с кем официально не воюющая, но неофициально ведущая «гибридную войну» против Украины. Казалось бы, где Украина и где Лермонтов, не написавший в отличие от Пушкина своей «Полтавы», а вот как-то не очень празднуется…

 

На этом фоне самое время было бы восполнить упущенное россиянами нам, казахстанцам, в стране действительно невоюющей, тем более что главный русский театр нашей страны носит имя М.Ю. Лермонтова и держит его бронзовый бюст в своём фойе. (Как-то странно, что не на площадке перед входом в здание, как памятники М.Ау­э­зо­ву и Г.Мусрепову перед казахскими театрами, носящих их имена.) Однако и Лермонтовский театр под руководством бессменного главрежа Рубена Андриасяна в начале октября открыл свой 83-й сезон спектаклем классическим, но не тем – почему-то не лермонтовским «Маскарадом», а гоголевским «Ревизором».

 

Возможно, фигуры коррумпированного акима (городничего) и юного вертопраха из столицы, похваляющегося своей вхожестью в Ак-орду («Меня сам государь знает, я три дня департаментом управлял!») и впрямь актуальнее помешавшихся на игре в карты на деньги Арбенина, Звездича и Штиха, однако и этой теме не откажешь в актуальности.

 

 

Азартные игры и экстремизм

 

Взять, например, недавнее выступление мажилисмена Рауана Шаекина о выводе из крупных городов букмекерских контор вослед за ранее выведенными туда же казино. Но это пока всего лишь депутатская инициатива, тогда как на этих днях мажилисме­ны и сенаторы уже проголосовали за поправки ко многим действующим законам об усилении борьбы с экстремизмом и терроризмом.

 

Нет, смертной казни для желающих стать шахидами или запрета исполнять песню Александра Городницкого «Свадьба», в которой образы террористов Желябова и Перовской даны как положительные, новым законом вроде бы не вводится, и таковая умеренность нашего коллективного Солона, Ликурга и Дракона не может не радовать. 

 

Однако я всё же повторю вслед за управдомом Иваном Васильевичем Буншей, заставшим вора-домушника Милославского в квартире дантиста Шпака: «Меня терзают смутные сомнения!» Терзают сомнения и подозрения в том, что наша авторитарная власть вводит новые ужесточения не для реальных экстремистов и террорис­тов, а для своих политических оппонентов. И такие подозрения – отнюдь не паранойя в стране, где в 2012 году «за экстремизм» умудрились закрыть без­обиднейшую партию «Алга» и так называемое «единое СМИ “Республика”».

 

Да ведь и очередной российский пример недалече: путинское цензурное ведомство «Роскомнадзор» только что направило в редакцию «Новой газеты» официальное предупреждение о недопустимости публикации статьи обозревателя Юлии Латыниной «Если мы не Европа, то кто?» как пропагандирующей экстремизм.

 

Усмотрели его пока ещё не в самой по себе апологетике европейского пути России и жёсткой критике теории и практики русского «особого пути». Экстремизм «потребнадзиратели» выявили в одном лишь фрагменте статьи, в котором говорилось о том, что все нации в мире, кроме еврейской, индийской и китайской, не являются расово чистыми, как мечталось Гитлеру в «Майн кампф», а сформировались путём смешения. Но в чём же здесь экстремизм, спросите вы, если ещё не в курсе? Вы не поверите – в пропаганде неполноценности или превосходства одних наций над другими.

 

Признаюсь, я бы тоже не прошёл мимо данного пассажа, но, конечно, подошёл бы к нему не с УК РФ наперевес, а с корректной поправкой. Я бы посоветовав коллеге Латыниной убрать оговорку про евреев, индийцев и китайцев, ибо эти народы в своей истории пережили не меньше расовых смешений и культурных влияний, чем русские и все остальные. Однако шутки шутками, а ведь лучшее из всех российских печатных СМИ теперь считается оштрафованным, и в случае второй такой придирки ему грозит закрытие, о необходимости которого давно твердят российские мракушники всех оттенков мрачности.

 

Однако нет ничего нового из соседней России, во всяком случае в политико-запретительной сфере, чего не бывало бы в Казахстане: не так давно у нас едва не отправили за решётку издателя и редактора журнала «Аныз Адам» Жарыл­капа Калыбая за то, что в номере, посвящённом фигуре Адольфа Гитлера, спрошенный корреспондентом политолог Расул Жумалы сравнил Адольфа Алоизовича с Владимиром Владимировичем.

 

Правда, в тюрьму издателя всё же не отправили, а «всего лишь» обязали выплатить 13 истцам-ветеранам по 13 миллионов тенге каждому, а позднее и вовсе снизили эти суммы до 1 млн 300 тыс. тенге каждому ветерану. Вот уж воистину, хочешь стать миллионером – подай в суд на СМИ, а чистильщиками обуви пускай начинают миллионеры в «бездуховной Америке».

 

 

Публикация в номере «Газеты новостей» за 17.10.2014

 


Добавить комментарий