Центральноазиатские правозащитники заявляют о несостоятельности стратегии ЕС по Центральной Азии в сфере прав человека.

25.06.2012


В ознаменование пятилетия стратегии ЕС по Центральной Азии в Брюсселе собрались представители гражданского общества Центральной Азии и правозащитники из нескольких международных организаций. Вновь в центре внимания оказалась плачевная ситуация с правами человека во всех республиках, при этом, по мнению собравшихся, зачастую права человека остаются на вторичных позициях, уступая вопросам экономического партнерства и региональной безопасности.


 


Вероника Голдстон, эдвокаси директор по Европе и Центральной Азии Human Rights Watch отметила во время слушаний общие тенденции по реализации данной стратегии, ее положительные и негативные стороны, а также попыталась проанализировать причины ее фактического «провала» в большинстве стран региона.


 


21 июня правозащитники из стран Центральной Азии провели круглый стол, в работе которого приняли участие и депутаты Европарламента. В ходе обсуждения реализации стратегии многие участники решили, что, к сожалению, данная стратегия в части прав человека, показала свою несостоятельность.


 


Особенно заметно это стало в отношении более-менее стабильного Казахстана, где в декабре произошли кровавые события в Жанаозене.


 


Представители Кыргызстана отметили, что в их стране до сих пор сказываются последствия межнационального конфликта, происшедшего в Оше. Люди, пытающиеся объективно расследовать ситуацию, подвергаются репрессиям. Правозащитник Аскаров приговорен к пожизненному заключению.


 


Фарид Тухбатуллин из Туркменской инициативы по правам человека подчеркнул, что в Узбекистане и Туркменистане усиливаются репрессии в отношении гражданских активистов, журналистов и даже обычных верующих. Применение пыток к заключенным, давление на родственников – стало нормой. Появились и новые методы давления – накануне выборов туркменского президента к дверям правозащитника Н.Шабунц была подброшена отрезанная голова барана.


 


– У нас немного механизмов воздействия на власти наших стран и структуры Евросоюза – один из способов такого воздействия. Поэтому мы очень заинтересованы, чтобы новая стратегия была более нацелена на защиту прав граждан стран ЦА, – продолжил Ф.Тухбатуллин. – Мы понимаем, что стратегия – это, прежде всего, экономические взаимоотношения. В частности, газопровод из Туркменистана. Но хотелось бы пожелать, чтобы подобные проекты базировались на твердой почве законов и соблюдения прав граждан стран ЦА.


 


Также перед собравшимися выступила директор Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Роза Акылбекова.


 


Ниже приводится текст ее выступления:


 


Европейский Союз и Центральная Азия начали расширенный диалог по правам человека в 2007 году, который являет собой платформу для обсуждения вопросов, интересующих обе стороны, и служит укреплению сотрудничества по правам человека со многими другими организациями, такими как ОБСЕ и ООН.


 


Прошло пять лет после принятия Стратегии нового партнерства ЕС и Центральной Азии. Необходимо отметить позитивный момент, что такая Стратегия была одобрена ЕС, несмотря на результаты в наших странах.


 


Спустя пять лет после одобрения странами ЕС Стратегии по Центральной Азии существуют серьезные опасения насчет того, что диалоги по правам человека, проведенные с правительствами стран Центральной Азии, а также и другие меры, принятые для реализации целей Стратегии, касающихся прав человека, были менее успешны, чем ожидалось. Ситуация по защите прав человека в Центральной Азии не только не улучшилась, но в некоторых аспектах даже ухудшилась. Европейские структуры признали эту слабость, в том числе в Совместном отчете о прогрессе 2010 года.


 


Гражданское общество Центральной Азии отмечает только в Таджикистане позитивные коммуникации с гражданским обществом в рамках Европейского диалога.


 


Приветствуя и поддерживая ЕС по усилению и расширению действий по продвижению прав человека в рамках Стратегии по Центральной Азии, позвольте предложить для вашего внимания ряд рекомендаций гражданского общества и международных неправительственных организаций относительно способов, которые ЕС может использовать для осуществления своей политики по правам человека в регионе с целью максимально эффективного обеспечения позитивных изменений в данной сфере и при разработке будущей Стратегии ЕС.


 


          ЕС должен внести вопросы, касающиеся прав человека, во все сферы сотрудничества с правительствами стран Центральной Азии;


          для гражданского общества важно, чтобы ЕС был последовательным в своих отношениях касательно прав человека с правительствами стран в регионе Центральной Азии и быть верным своим ценностям все время, не позволяя интересам в сфере энергетики или безопасности служить объяснением недосмотру или игнорированию интересов соблюдения прав человека в любом случае;


          ЕС должен поднимать вопросы, касающиеся прав человека, ясно и четко, в привязке к отношениям с правительствами стран Центральной Азии, и более часто осуществлять публичные выступления по вопросам прав человека в регионе;


          ЕС должен осуществлять более прозрачную политику относительно прав человека в странах Центральной Азии. Прежде всего, необходимо регулярно консультироваться с активистами гражданского общества и другими заинтересованными сторонами;


          В рамках осуществления действий по правам человека в Центральной Азии ЕС должен разработать и адаптировать специальные цели изменений в области прав человека по каждой отдельной стране в данном регионе, основываясь на рекомендациях, сделанных гражданским обществом, Европейским парламентом, международными органами, осуществляющими надзор за соблюдением прав человека, и других соответствующих действующих лиц;


          ЕС должен требовать реальных перемен в сфере соблюдения прав человека в странах Центральной Азии и не удовлетворяться бутафорией, т.е. мерами, предпринимаемыми правительствами с целью создания впечатления о прогрессе, не имеющими результата с точки зрения значительных позитивных изменений на практике;


          Гражданское общество ожидает, что ЕС будет усиливать и увеличивать эффект от диалогов по правам человека, которые ЕС проводит с правительствами стран данного региона;


          Семинары ЕС для гражданского общества, проводящиеся в Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане, предоставляют возможность вовлечения гражданских групп в диалог, однако данные мероприятия должны быть более тщательно подготовлены. Учитывая репрессивный климат, господствующий в Узбекистане и Туркменистане, а также трудности, возникающие при организации семинаров для гражданского общества в этих странах, ЕС должен рассматривать возможность организации таких семинаров в близлежащих странах, куда могут быть приглашены как активисты, работающие внутри этих стран, так и активисты, находящиеся в изгнании.


 


Пользуясь случаем, хотела бы выразить слова благодарности депутатам Европейского Парламента за Резолюцию №2012/2553 (RSP) от 15 марта 2012 года в отношении Казахстана, принятую весной 2012г., по Жанаозенским декабрьских событиям.


 


Процесс над 37-ю бастующими нефтяниками и активистами Жанаозена закончился.


34 человека из 37-ми были осуждены. Процесс был открыт для наблюдателей и журналистов, но он прошел с нарушениями прав человека. Среди самых важных – это пытки. 30 подсудимых из 37-ми заявили о пытках. 10 свидетелей заявляли о пытках, был врач, подтверждающий телесные повреждения. Но ни одно дело не было объективно расследовано.


 


Также среди других основных нарушений эксперты называют фабрикацию доказательств со стороны полиции с целью осуждения бастующих нефтяников, а также известных казахстанских активистов, все это время поддерживавших бастующих (Владимир Козлов и др.); отсутствие доступа к адвокату во время следствия.


 


Но самое главное – это отсутствие объективного расследования событий 16 декабря 2011г. в Жанаозене. Пострадали люди, которые отстаивали свои социальные права в течение семи месяцев. 16 декабря они подверглись нападению, обстрелу на площади и впоследствии пережили пытки, а затем были осуждены к разным срокам заключения.


 


Прошу Европейский Парламент и Европейский Союз призвать Казахстан расследовать все аспекты данного дела и обеспечить справедливые и открытые разбирательства. Скоро состоится еще одно судебное разбирательство в городе Актау над Владимиром Козловым, лидером незарегистрированной партии «Алга», активистами Сериком Сапаргали, Болатом Атабаевым, известным режиссером, политиком, Жанболатом Мамаем и др., обвиняемыми по статье 164 пункт 3 (разжигание социальной розни) УК РК.


 


Прошу призвать Казахстан провести открытые судебные процессы над данными активистами и направить наблюдателей от Европейского Парламента на данный судебный процесс в город Актау.


 


Хотела бы отметить, что представители гражданского общества ждут от следующей Стратегии:


          Последовательности;


          Открытости;


          Прозрачности.


 


 


Добавить комментарий