Тюрьма и воля правозащитника Евгения Жовтиса

14.04.2012

 


В сборник «Записки колониста-поселенца и другие статьи и письма из неволи» вошли статьи, письма и обращения директора КМБПЧ, написанные им в период заточения в усть-каменогор­ской колонии-поселении ОВ-158/13 с ноября 2009-го по январь 2012 года. Постоянным читателям сайта Bureau.kz эти тексты знакомы по материалам ветки «Дело Евгения Жовтиса» (на главной странице справа), а теперь впервые собраны под книжной обложкой:


 



 


Одно обращение и две больших статьи написаны Евгением Жовтисом в соавторстве с солагерником  журналистом Тохниязом Кучуковым, волею судьбы и суда разделившим с главным казахстанским правозащитником все перипетии этапирования, пребывания в колонии и освобождения из неё. Наряду с вышеназванными авторскими материалами Евгения Жовтиса в сборник вошли также некоторые материалы о нём, написанные или данные в виде интервью прессе его друзьями и соратниками по правозащитной деятельности Сергеем Дувановым и Розой Акылбековой, временно исполнявшей обязанности директора КМБПЧиСЗ все те два с половиной года, что основатель и руководитель нашего бюро отсутствовал среди нас по уважительной причине неправосудного заточения.


 


А ещё в сборник включены несколько интервью, взятых в 2009-2011 годах у заключённого Жовтиса путём отсыла ему вопросов и получения на них ответов, либо по телефону во время отпусков и увольнительных. Интервью опубликованы на портале «Республика» и в газетах «Голос республики», «Взгляд» и «Свобода слова», а также на сайте радио «Азаттык». Отдельной строкой выделим газету «Время», на страницах которой в 2010 году публиковался из номера в номер самый объёмный цикл статей Жовтиса «Записки колониста-поселенца», составивший основу сборника и давший ему название.


 


Собирание этих материалов под одну обложку и издание их отдельной книгой преследовало с моей стороны как инициатора проекта и составителя сборника наряду с чисто библиографической целью ещё и сугубо правозащитную цель: привлечь внимание казахстанского общества к застарелым проблемам нашей правоохранительной системы  органов следствия, судов и пенитенциарных учреждений. Эта система сохранила в себе многие родимые пятна ГУЛАГа и вдобавок к ним приобрела за постсоветские годы много новых язв и пороков, при этом так и не приблизилась к европейским стандартам, несмотря на соответствующие декларации президента и правительства.


 


Чего стоит одно только возвращение КУИС из состава Минюста обратно в состав МВД, единым махом перечеркнувшее многолетние усилия правозащитников во главе с тем же Жовтисом по гуманизации и европеизации системы предварительного заключения и исполнения наказаний! Словно в насмешку, возвра­щение КУИС в систему МВД, сопровождаемое президентским напутствием «С гуманизацией мы поторопились!», произошло незадолго до освобождения Евгения Александровича по амнистии в честь 20-летия Казахстана.


 


Тема этой амнистии прошла лейтмотивом через весь 2011 год и получила отражение в соответствующих публикациях Жовтиса и о нём, вошедших в представляемый сборник. Как известно, вышли по амнистии Евгений Жовтис и Тохнияз Кучуков 17 февраля, затем 26 февраля освободился Ермек Нарымбаев и уже совсем недавно, 13 апреля  Айдос Садыков.


 


Несмотря на эти отрадные факты, всё же трудно было бы назвать период с середины декабря 2011-го по середину апреля 2012-го временем массовых освобождений, потому что чересполосицей с ними шли новые аресты  сначала гражданских активистов в Жанаозене, потом Владимира Козлова и Серика Сапаргали в южной столице.


 


К слову, незадолго до своего ареста Владимир Иванович выражал горячее сочувствие идее собрать тюремные статьи Евгения Александровича в книгу и готовность помочь её изданию, но пока книга версталась, арестовали его самого и теперь нацеливаются посадить всерьёз и надолго. Не знаю, примут ли тюрем­щики СИЗО ДКНБ экземпляр «Записок колониста-поселенца» в виде передачи для заключённого Козлова, а другой экземпляр  в качестве дара тюремной библиотеке, которую недавний узник данного СИЗО Игорь Винявский назвал «изумительной», но отметил, что книги в ней самое позднее 1950-х годов, а мы бы тот книжный фонд и обновили?


 


Апрель 2012 г.



 


 


 



Евгений Жовтис рассматривает сигнальный экземпляр своей книги 7 марта 2012 г. 


 


 


* * * 


 


Помещаем далее фрагмент из сборника – вторую главку нашего послесловия,
написанного в январе этого года, когда уже был известно об проведении амнистии в честь 20-летия независимости РК, но ещё не было известно, будет ли она применена конкретно к Е.Жовтису и Т.Кучукову, и если будет, то когда именно.   


 


«Записки колониста-поселенца» как продолжение великой традиции


 


При составлении сборника в него были включены ВСЕ публицистические тексты Евгения Жовтиса  записки, статьи и обращения. Все эти тексты написаны их автором со времени прибытия в Усть-Каменогорск и до конца 2011 года, все они публиковались в казахстанской прессе сразу после их написания. Из материалов неско­лько другого формата, то есть написанных не самим Жовтисом, а другими авторами о нём плюс многочисленных интервью с ним мы включили в сборник лишь некоторые, стремясь удержаться в рамках 320-странич­ного объёма книги.


 


Упомянув о том, что все вошедшие в этот сборник тексты ранее выходили в легаль­ных казахстанских СМИ, отметим своего рода парадокс, если исходить из известного стиха, в котором гитара висит на стенке, а её хозяин сидит в застенке. Дескать, у нас автор тоже сидит, но его гитара очень даже играет, то есть написанные им тексты более-менее свободно публикуются. Но в этом как раз и состоит главное отличие казахстанской авторитарной реальности от прежних российско-советских диктатур!


 


Этот политический режим смог «закрыть» Жовтиса и держать его за решёткой, наплевав и продолжая плевать на все протесты на всех уровнях, но вот запретить осуждённому Жовтису писать и передавать написанное на волю, а нам  публиковать всё им написанное этот режим не может! Или не считает нужным, что тоже характерно и важно. И всем нам, правозащитникам, либеральным журналистам и политическим оппозиционерам, да просто сознательным гражданам Казахстана, можно считать нашей общей программой-минимумом – добиваться, чтобы власти и впредь не могли запретить Жовтису в тюрьме писать, а нам на свободе публиковать и читать написанное им. Тогда программа-максимум была бы  добиваться, чтобы правящий режим освободил Жовтиса и  остальных политичес­ких и впредь не смел бы сажать своих оппонентов за политику  хоть по откровенно политическим, хоть по фальсифицированным уголовным и бытовым обвинениям!


 


Хотелось бы ещё сказать и о сугубо литературной стороне «Записок колониста-поселенца» и других материалов Евгения Жовтиса. Выскажу мысль, которая кому-то покажется небесспорной: лично для меня вполне очевидна принадлежность этих текстов Жовтиса к великой русско-литературной традиции «лагерной прозы». Намеренно не беру в расчёт чисто литературные градации в плане воз­можного сравнения «Записок колониста-поселенца» с «Записками из мёртвого дома» и очерками «В мире отверженных», с «Колымскими расска­зами» и «Архипелагом ГУЛАГ», с «Мо­ими показаниями» и «Записками диссидента», ни даже с путеводителем «Как выжить в постсоветской тюрьме». Скажем лишь о том, что объединяет и что отличает перечисленные и многие другие книги о царской, сталинской, позднесоветской и постсоветской неволе от «Записок колониста-поселенца».


 


Самое очевидное различие: Достоевский и Мельшин-Якубович, Шаламов и Солженицын, Марченко и Амальрик, многие другие писатели-сидельцы написали о тюрьме и лагере ПОСЛЕ того, как вышли на свободу, а напечатаны их книги были спустя годы после написания, во многих случаях даже и через годы после смерти авторов. Тогда как «Записки колониста-поселенца» написаны, опуб­ликованы в прессе и публикуются в этом сборнике в то самое время, когда их здравствующий автор продол­жал сидеть. На этом основании кто-то наверняка откажет запискам Жовтиса в принадлежности к классической лагерной прозе, но даже и такой скептик-отказчик вряд ли сможет оспорить то, что мы назовём объединяющим фактором этих и тех записок: их сквозная тема  человек и неволя.


 


А ещё  выношенное двадцатью годами правозащитной и общественной деяте­ль­но­сти на свободе, выстраданное двумя годами в неволе и, наконец, декларируемое в тюремных записках и статьях ПОНИМАНИЕ как минимум трёх важнейших вещей:


(а) невиновный и неопасный для общества человек не должен сидеть в тюрьме и  тем более подвергаться унизительному и бесчеловечному обращению;


(b) даже и виновный, даже и опасный для общества, но уже наказанный тюремным заключением человек всё равно не должен подвергаться унизительному и бесчеловечному обращению со стороны государства!


(с) общество не имеет права снять с себя обязанность по содержанию наказанных государством преступников  хотя бы потому, что они тоже являются порождением и частью этого общества.


 


Выйдя на свободу, Евгений Жовтис вряд ли он скажет, что надо немедленно освободить всех, с кем он сидел и тем более вообще всех, кто сидит в исправительных учреждениях Казахстана. Но мы уверены, что Жовтисом выношена чётко аргументированная программа реформирования казахстанской пенитенциарной системы  её гуманизации, демилитаризации и, если можно так выразиться, дегулагизации. Собственно, элементы этой программы можно найти и в самих «Записках колониста-поселенца», вошедших в одноимённый сборник.


 


А ещё в них можно найти мировоззренческие статьи с обострённой постановкой вопроса о категорическом нежелании политзэка конца 2000-х годов возвраща­ть­ся на ту свободу, которая приобрела всё больше черт стабильности по-бреж­невски («Возвращаться в Советский Союз не хочу!»). Или же с постановкой ещё одного мировоззренческого вопроса в обращениях к проходившим в 2010 и 2011 годах международным правозащитным форумам  о кризисе самой концеп­ции прав человека в современном мире под грузом геополитики, реальной политики и проклятия сырьевых ресурсов («Кризис концепции прав человека»).


 


Иными словами, темой тюремных записок Евгения Жовтиса является не только постсоветская тюрьма, но равно и воля (согласно классическому образцу  «замордованная воля»). И многое другое, о чём Евгению Жовтису было и есть что сказать, и что им высказано в материалах, собранных в этой книге.


 


Январь 2012 г.


 


Добавить комментарий