Религиозные песни в Интернете довели до суда

22.08.2017

Следствие длилось в течение пяти месяцев, в минувшую пятницу дело передали в Алмалинский районный суд. Адвокат говорит, что «впервые сталкивается с обвинением за прослушивание песен».

32-летнего жителя Алматы Шухрата Кабирова сотрудники городского департамента комитета национальной безопасности (КНБ) арестовали в апреле 2017 года. Его обвиняют в совершении преступлений, предусмотренных статьей 174 («Возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни») и пунктом 2 статьи 256 («Пропаганда терроризма или публичные призывы к совершению акта терроризма с использованием средств массовой информации или сетей телекоммуникаций») уголовного кодекса. Причиной выдвижения обвинений стали нашиды на арабском и чеченском языках, опубликованные в социальной сети «ВКонтакте» в 2014 году с аккаунта пользователя «Алима Ахметова». Аккаунт, с которого были опубликованы эти религиозные песнопения, до сих пор есть в сети. Владелец аккаунта, судя по записи, в последний раз посещал свою страницу 8 августа. Следствие предполагает, что «Шухрат Кабиров зарегистрирован в социальной сети под ником «Алим Ахметов».

Обвиняемый находится в следственном изоляторе, репортеру Азаттыка не удалось встретиться с ним. Между тем его адвокат Галымжан Нурпеисов говорит, что «Шухрат Кабиров не знает, кто такой «Алим Ахметов», опубликовавший «представляющие опасность» нашиды. По словам защитника, номер мобильного телефона, через который был зарегистрирован этот аккаунт в соцсети «ВКонтакте», Кабиров переоформил на себя лишь в октябре 2016 года.

Уголовное дело, возбужденное против Шухрата Кабирова, 18 августа было передано первым заместителем прокурора города Алматы Бериком Жуйриктаевым в Алмалинский районный суд города Алматы.

По словам адвоката, после окончания Казахского национального педагогического университета имени Абая в 2010 году Шухрат Кабиров работал курьером, занимался доставкой писем и корреспонденции. Галымжан Нурпеисов говорит, что с 2013 года Шухрат стал читать намаз. Адвокат рассказывает, что в 2014 году Кабиров устроился в исламский учебный центр «Фуркан» в Алматы и занимался административной работой по оказанию помощи нуждающимся и там же стал изучать арабский язык, учиться читать Коран.

По словам адвоката, 25 октября 2014 года один из сотрудников центра «Фуркан» по просьбе Кабирова купил номер оператора «Теле-2». Это номер затем стали использовать как рекламный номер учебного центра. Из-за финансовых проблем в учебном центре «Фуркан» Шухрат Кабиров в 2015 году уволился оттуда.

– Мой подзащитный Кабиров после увольнения из центра «Фуркан» взял оттуда номера телефонов и самостоятельно стал оказывать помощь нуждающимся. Мобильный номер телефона, который прежде использовался как рекламный, он переоформил на свое имя лишь 16 октября 2016 года, – говорит адвокат Галымжан Нурпеисов.

На странице «Алима Ахметова», зарегистрированного в социальной сети «ВКонтакте» через номер мобильного телефона Кабирова, были опубликованы четыре нашида на арабском языке, один – на чеченском языке. Адвокат говорит, что сторона обвинения перевела эти напевы на русский язык.

– Никаких оснований для обвинения нет. Нет ни одного доказательства того, с какого телефона или компьютера и откуда были загружены нашиды. Кабирова можно было бы обвинить в пропаганде [терроризма и экстремизма], если бы он перевел нашиды на арабском языке на русский или казахский языки и опубликовал их. Он изучал арабский язык лишь два месяца и не понимает его. Этот язык не используется в казахстанском обществе, и народ его не знает. Как юрист, я не считаю пропагандой напевы на арабском языке. Получается, его обвиняют в том, что он слушал песни на арабском языке, – говорит Галымжан Нурпеисов.

Вместе с тем он отмечает, что «показания, данные во время очной ставки, расходятся с показаниями, полученными во время досудебного расследования, которые легли в основу обвинения».

– Правоохранительные органы позволяют себе слишком многое. Ситуация хуже, чем в 37-м году. Какой закон запрещает слушать песни или в каком законе говорится, что прослушивание песен является пропагандой терроризма? Лишение свободы на срок от пяти до десяти лет за прослушивание песен – самая абсурдная ситуация в моей практике, – говорит Галымжан Нурпеисов.

Шухрат Кабиров – второй ребенок и единственный сын в семье Адильжана Кабирова. 55-летний Адильжан Кабиров перенес инсульт и стал инвалидом, однако продолжает работать водителем.

По словам Адильжана Кабирова, его сына сотрудники полиции арестовали в апреле этого года. Он говорит, что ему не позволили увидеться и поговорить с сыном. Семья не знала, где остался автомобиль сына, родственники нашли машину самостоятельно.

– Через несколько дней к нам домой пришел следователь департамента КНБ и попросил, чтобы мы уговорили сына подписать некоторые бумаги. Он сказал, что нашего сына посадят на пять лет, однако через два с половиной года его могут перевести на условно-досрочное отбывание наказания и он выйдет на свободу. Я испугался, что никогда не увижусь с сыном, и согласился, – говорит он.

По словам Адильжана Кабирова, «во время свидания сын сказал, что его принудили подписать бумаги, сказали, что его оставят в Заречном (исправительная колония близ Алматы. – Ред.) и он будет недалеко от родителей».

– У него спросили, ему ли принадлежат записи в телефоне. Он сказал «да», так как телефон принадлежал ему. И это посчитали как признание вины. Телефон принадлежал ему, однако номер прежде принадлежал другому человеку, и никто не знает, кто и что писал с этого номера, куда заходил и где регистрировался, – говорит Адильжан Кабиров.

Он говорит, за эти пять месяцев виделся с сыном лишь один раз, поговорив только через стекло.

– Следователь попросил меня и жену написать характеристику на сына. Мы написали. Позднее нам сказали, что мы написали характеристику и теперь стали свидетелями, поэтому нас исключили из числа законных защитников, – говорит он.

Репортер Азаттыка дозвонилась до старшего следователя департамента КНБ по городу Алматы Рахата Рустемова. Однако он сразу предупредил, что «ничего не знает», и, отказавшись ответить на вопросы, положил трубку телефона.

Старший следователь департамента КНБ по городу Алматы подполковник Рахат Рустемов в обвинительном акте пишет, что Шухрат Кабиров, несмотря на отсутствие какого-либо специального теологического образования, самостоятельно изучал ислам с 2013 года по сайтам в Интернете. Следователь считает, что Кабиров совершил правонарушения, посягающие на общественный порядок и безопасность, спокойствие и жизнь человека.

Согласно обвинительному акту, с сентября 2014 года Кабиров в целях совершенствования арабского языка стал активно изучать различную религиозную литературу на арабском языке. С октября 2014 года он открыл страницу в социальной сети, чтобы быть в курсе действий различных радикальных группировок. В этих целях он дал деньги одному из сотрудников «Фуркана» и получил номер для мобильного телефона. Благодаря этому номеру он зарегистрировался в социальной сети «ВКонтакте» под ником «Алим Ахметов», позднее в 2016 году зарегистрировал этот номер на свое имя, утверждается в обвинительном акте.

В обвинительном акте следователя КНБ также говорится, что основанием для выдвижения обвинения против Кабирова стало заявление одного из студентов университета «Нур Мубарак», который указал, что пользователь «ВКонтакте» под именем «Алим Ахметов» публикует пропагандирующие терроризм нашиды.

В ходе оперативно-розыскных мероприятий было выяснено, что под ником «Алим Ахметов» в социальной сети был зарегистрирован Шухрат Кабиров. Во время судебной религиоведческой экспертизы при участии политолога было установлено, что нашиды, опубликованные на странице пользователя «Алима Ахметова», имеют признаки разжигания религиозной розни, оскорбления чувств приверженцев других религий, пропаганды терроризма и религиозного экстремизма, утверждается в обвинительном акте.

Следователь департамента КНБ по городу Алматы Рахат Рустемов в обвинительном акте пишет, что арабские песни, опубликованные на странице пользователя «Алима Ахметова» в «ВКонтакте» в переводе на русский язык, звучащие как «Нужное слово – слово строгости», «Умар», «Спутницы с красивыми большими и блестящими глазами», «Моя мама», пропагандируют терроризм и экстремизм, разжигают религиозную рознь. В нашидах под №1, 2, 3 присутствуют идеи ассоциации «Братья-мусульмане» (запрещенная в Казахстане организация, названная террористической. – Ред.), говорится в акте. В обвинительном акте не указано, кто и когда опубликовал нашиды.

Юрист Бауыржан Азанов, выступавший адвокатом подсудимых по более чем 20 уголовным делам по статье «Возбуждение религиозной розни», удивлен тем, что человека, который не понимает арабского языка, привлекли к ответственности за прослушивание песнопений на этом языке. Он говорит, что гражданам Казахстана законом не запрещено скачивать и слушать понравившиеся песни на арабском или другом языке.

– В последнее время сценарии по привлечению к ответственности по часто применяемой статье 174 («Возбуждение религиозной, социальной розни») не отличаются друг от друга. Находят пост, аудиозапись, видеозапись в Facebook̕ е или другой социальной сети, проводят государственную – уточняю, сделанную государственными экспертами – экспертизу, используют ее в качестве доказательства и судят. Адвокатскую экспертизу, сделанную независимыми экспертами, суд не учитывает, – говорит он.

Руководитель отдела проповеди и пропаганды Духовного управления мусульман Казахстана Ершат Онгаров говорит, что «при проведении проповедей они используют не нашиды, а терме духовного направления Майлыкожи и Шал-акына». По его словам, «нашиды – религиозные песни арабов, их используют и в роликах экстремистского направления».

– Мне не приходилось изучать нашиды. Это религиозные песнопения. Это арабские религиозные песни, прославляющие Аллаха и восхваляющие пророка. Их также используют в роликах экстремистского толка. Поэтому лично я не слушаю нашиды, – говорит Ершат Онгаров.

На минувшей неделе Госдепартамент США представил ежегодный доклад «Религиозная свобода в мире в 2016 году». В докладе отмечают, что в Казахстане часто применяют для наказания статью уголовного кодекса «Возбуждение национальной и религиозной розни». Правоохранительные органы продолжают интерпретировать выражение религиозных взглядов в ходе бесед как превознесение одной религии над другими и используют это как обоснование для обвинений в разжигании розни, говорится в докладе. Там же отмечается, что в стране продолжаются судебные процессы в отношении около 100 человек, обвиненных в разжигании религиозной и другой розни. В Казахстане продолжают арестовывать, задерживать и заключать в тюрьму членов религиозных групп, подводя их высказывания как «возбуждение религиозной розни», пишут авторы доклада.

ИСТОЧНИК:
Радио «Азаттык»
https://rus.azattyq.org/a/almaty-delo-kabirova-nashidy-religioznye-pesni/28689619.html 


Добавить комментарий

Смотрите также