За пытки перед ООН отвечать пришлось несколько раз

16.07.2011

Во время обсуждения в Комитете ООН по правам человека ситуации в Казахстане обнаружилась разная оценка экстрадиции беженцев в страны, где им угрожают пытки, независимости судей и борьбы с пытками.


 


В пятницу, 15 июля, на заседании Комитета ООН по правам человека в Женеве завершилось обсуждение отчета Казахстана о выполнении им своих обязательств в рамках Международного пакта о гражданских и политических правах.


 


Такой отчет представляет в Комитет ООН по правам человека каждая из 167 стран, подписавших вышеназванный пакт. Свои отчеты о ситуации в Казахстане в области прав человека представили в ООН правительство Казахстана и неправительственные организации.


 


Доклад казахстанского правительства представил глава казахской делегации, заместитель министра юстиции Дулат Куставлетов. В ходе дискуссии всплыл вопрос о правомерности экстрадиции Казахстаном 29 беженцев-мусульман в Узбекистан.


 


При этом представители Комитета ООН сказали, что ранее направляли правительству Казахстана письмо о том, что экстрадиция узбекских беженцев на родину недопустима по причине того, что им там могут угрожать пытки. В связи с этим был поставлен вопрос о том, не допустил ли Казахстан нарушение Конвенции против пыток?


 


Посол по особым поручениям Мадина Джарбусынова отвергла замечание о том, что в Узбекистане экстрадированных узбекских беженцев могут ожидать пытки.


 


– 9 июня текущего года, когда все государственные процедуры были исполнены и вступило в силу решение департамента по миграции об отказе в статусе беженца 28 гражданам Узбекистана, они были экстрадированы в Узбекистан в соответствии с официальным запросом управления генерального прокурора Узбекистана. Запрос управления генерального прокурора был подтвержден документами, где были даны свидетельства того, что ранее эти граждане участвовали в целом ряде преступлений на территории Узбекистана, – говорит Мадина Джарбусынова.


 


По ее словам, Узбекистан прислал казахской стороне письменные гарантии того, что узбекским беженцам не угрожают пытки.


 


– И только после получения этих гарантий экстрадиция этих 28 граждан была произведена, – говорит Мадина Джарбусынова.


 


Она также отметила, что «кроме того, Узбекистан является стороной Международного пакта о гражданских и политических правах, а также стороной Конвенции против пыток».


 


– Правительство Узбекистана дало заверение генеральной прокуратуре Казахстана, что представители международных организаций, таких как Красный Крест, Всемирная организация здравоохранения, а также международные неправительственные организации получат полный доступ к местам, где эти лица будут находиться в заключении, и могут провести проверку условий их содержания в тюрьме, – говорит Мадина Джарбусынова.


 


Реакцией на выступление Мадины Джарбусыновой со стороны членов Комитета ООН по правам человека стало появление новых вопросов. Так, они задали еще один частный вопрос: экстрадировал ли Казахстан кого-либо в Китай? На него казахстанская делегация не дала ответа. В ее адрес также прозвучал общий вопрос о том, как часто Казахстан применяет практику получения гарантий о неприменении пыток по дипломатическим каналам в случае экстрадиции? На этот вопрос также не было получено ответа.


 


Члены казахской делегации в пятницу, 15 июля, дважды отвечали на вопрос членов Комитета ООН по правам человека: если президент Казахстана назначает судей, то при этом разве можно говорить об их независимости.


 


До обеденного перерыва на этот вопрос казахская делегация отвечала в том духе, что президент Нурсултан Назарбаев, назначая местных судей, тем самым делает их подлинно независимыми от местной исполнительной власти.


 


После обеда практически на этот же вопрос, но поставленный в несколько ином ракурсе, ответил Марат Сарсенбаев, член Центральной избирательной комиссии Казахстана.


 


– Был задан вопрос о том, что глава исполнительной власти, президент, назначает судей, – таким образом суды зависят от исполнительной власти. Это не так, потому что президент в нашей стране не является главой исполнительной власти. Президент в нашей стране является главой всего государства, – говорит Марат Сарсенбаев.


 


Далее он процитировал статью 40 Конституции Казахстана: «Президент Республики Казахстан является главой государства. Президент республики – символ и гарант единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент республики обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом».


 


Марат Сарсенбаев сообщил также членам Комитета ООН по правам человека, что в Казахстане есть два конституционных закона: «О президенте Республики Казахстан» и «О правительстве Республики Казахстан».


 


– Учитывая статус президента нашей республики, мы можем сказать, что назначение судей президентом гарантирует независимость судей, судебных органов и судебной власти от исполнительной власти, – заключил Марат Сарсенбаев.


 


На подобные выступления члены Комитета ООН по правам человека приводили примеры того, что в Казахстане судей фактически наказывает исполнительная власть, и задавали вопросы о том, как после этого можно говорить о независимости судей. На такого рода вопросы вновь звучали ответы примерно в том же ключе, как было показано выше.


 


Вопросы ненадлежащей борьбы правительства Казахстана с пытками многократно – под разными углами – ставились членами Комитета ООН по правам человека перед казахской официальной делегацией. При этом они приводили цитаты из отчета бывшего специального докладчика Комитета ООН против пыток Манфреда Новака, а также из недавнего доклада правозащитной организации  «Амнести Интернэшнл». Эти цитаты касались того, что Казахстан недостаточно эффективно ведет борьбу с пытками.


 


При этом, они обратили внимание казахской делегации на то, что Манфред Новак не смог посетить некоторые тюрьмы, в которых он намеревался побывать. Подобный тезис прозвучал после того, как один из членов казахской делегации заявил, что законодательство Казахстана предусматривает право общественных комиссий неожиданно посещать тюрьмы.


 


Здесь также следует отметить, что после того, как казахская делегация в очередной раз в ответ на конкретный вопрос сослалась на национальное законодательство, со стороны Комитета ООН по правам человека прозвучал вопрос о том, не могла бы казахская делегация отвечать конкретно на конкретный вопрос, а не ссылаться на законодательство.


 


Члены Комитета ООН по правам человека говорят о том, что в Казахстане продолжается практика применения пыток на стадии предварительного следствия, что утаивается истинное количество пыток и случаев жестокого обращения в системе уголовно-исполнительных органов, что существует атмосфера безнаказанности за пытки. Эта атмосфера, по их словам, обусловлена тем, что за пытки предусматривается недостаточно суровое наказание и тем, что к ответственности за пытки привлекается ничтожно малая часть тех, кто применяет пытки.


 


Члены Комитета ООН по правам человека попросили казахскую делегацию привести примеры компенсаций жертвам пыток. В ответ они получили очередную порцию сведений из казахского законодательства о том, что закон гарантирует жертвам пыток защиту их прав, даже если пытки по отношению к ним были применены во время контртеррористической операции.


 


Казахская официальная делегация также перечислила в качестве примера успешной борьбы с пытками недавно состоявшиеся суды над сотрудниками тюрем в поселке Заречный Алматинской области и поселке Державинка Акмолинской области, которые были приговорены к различным тюремным срокам по обвинению в пытках.


 


К моменту подготовки данного материала вопрос о борьбе с пытками в Казахстане продолжал всплывать в ходе отчета официальной казахской делегации в Комитете ООН по правам человека.


 


Заключение по отчету Казахстана будет размещено на сайте Комитета ООН по правам человека.


 


ИСТОЧНИК:


Радио «Азаттык»


http://rus.azattyq.org/content/kazakhstan_human_rights_un/24266706.html


 


Добавить комментарий

Смотрите также