Мы, нижеподписавшиеся правозащитные организации, осуждаем происходящую в настоящее время скоординированную атаку на ведущие независимые правозащитные организации в Казахстане. В ходе кампании, осуществляемой налоговыми органами, эти НПО сталкиваются с большими штрафами и приостановлением деятельности за предполагаемые незначительные нарушения, связанные с отчетностью об иностранных грантах, в результате чего вся их деятельность находится сейчас под угрозой. Мы призываем казахстанские власти прекратить злоупотреблять правилами финансовой отчетности для оказания давления на правозащитные группы, а вместо этого защищать и содействовать их важной работе. Мы также призываем международных партнеров Казахстана выступить против данной кампании запугивания и преследований и настаивать на соблюдении правительством своих международных обязанностей и обязательств в области прав человека в отношении НПО.
Кампания налоговых органов началась прошлой осенью, когда более десяти казахстанских НПО, включая ведущие правозащитные организации, получили извещения
О предполагаемых технических ошибках в формах отчетности, которые они должны представлять налоговым органам об иностранных грантах. Эти организации были обвинены в нарушении статьи 460-1 Кодекса об административных правонарушениях, в соответствии с которой наказываются нарушения отчетности, связанной с доходами из иностранных источников. За последние две недели налоговые органы усилили эту кампанию, приняв на основании этого положения закона решения против НПО.
15 и 25 января 2021 года, соответственно, налоговые органы в Алматы оштрафовали две организации: «Эхо», которая занимается наблюдением на выборах, и Международную Правовую Инициативу на более чем 1 миллион тенге (около 2000 евро) каждую и третью организацию – Казахстанское международное бюро по правкам человека и соблюдению законности (КМБПЧ) – более чем на 2 миллиона тенге (около 4000 евро). Они также приостановили деятельность всех трех организаций на три месяца. 18 января 2021 года налоговый орган в столице оштрафовал другое НПО – «Еркіндік Қанаты» на сумму около 300,000 тенге (около 600 евро) по аналогичным обвинениям. Дела против трех других организаций – Правового медиацентра в Нур-Султане, Медианет в Алматы и Сана Сезим в Шымкенте – в настоящее время рассматриваются налоговыми органами и также ожидается судебное рассмотрение дела, касающегося вопросов финансовой отчетности, в отношении Комитета по мониторингу уголовной реформы и правам человека в Павлодаре.
Хотя недавние решения местных налоговых органов неокончательные и НПО, в отношении которых они вынесены, могут их обжаловать, такое развитие событий представляет тем не менее причину для тревоги. Этим НПО угрожают серьезные наказания, которые могут иметь широкие последствия для их работы из-за по существу незначительных технических ошибок, которые они допустили в ходе представления отчетности о получении и расходовании средств из иностранных источников.
Как отметили семь из них в своем совместном заявлении в ноябре 2020 года, выдвинутые им претензии не относятся к уклонению от уплаты налогов или другому иному противоправному использованию средств, а скорее связаны с незначительными ошибками в формах отчетности, направляемых налоговым органам в информационных целях.
Например, КМБПЧ было наказано из-за четырех расхождений в цифрах в рамках отчетности о получении средств из за рубежа (форма 017) и расходовании тех же самых средств (форма 018). Эти расхождения, выявленные в тысячах страниц отчетности, которые КМБПЧ представило с 2017 года, были связаны с изменением курса обмена валют и тем фактом, что организация вернула донору неизрасходованные средства. В течение двух дней с момента, когда КМБПЧ узнала о предполагаемых ошибках 28 ноября 2020 года, КМБПЧ отправила скорректированные формы отчетности в местные налоговые органы. Тем не менее 2 декабря 2020 года организация была извещена, что она привлечена к ответственности по статье 460-1 Кодекса РК об административных правонарушениях из-за первоначальных ошибок, которые уже были скорректированы. Претензии к другим НПО аналогичны по сути.
Отчетность о доходах из иностранных источников была введена в 2016 году и подверглась тогда серьезной критике со стороны гражданского общества и международных экспертов в связи с тем, что позволяла произвольное и избирательное применение и предоставляла налоговым органам дискреционные полномочия в отношении определения, что относится к нарушениям отчетности. В дополнение к этому она увеличила итак уже тяжелое бремя отчетности НПО.
В течение нескольких лет налоговые органы не предъявляли никаких претензий к НПО в отношении этой отчетности, но прошлой осенью они неожиданно предъявили претензии более чем десяти НПО в отношении предполагаемых ошибок в этой отчетности, начиная с 2017 года. Это создало впечатление, что данная кампания была политически мотивирована и что претензии в отношении ошибок в отчетности просто используются для оказания давления на «неудобные» НПО, которые документируют и требуют подотчетности в отношении нарушений прав человека, в том числе тех, которые имели место в связи с недавними парламентскими и местными выборами в Казахстане. В своем совместном заявлении семь из этих НПО указали, что они считают, что за этой кампанией стоят органы национальной безопасности, хотя реализуют ее налоговые органы.
В дополнение к этому вызывает озабоченность то, что решения о наказании НПО за предполагаемые нарушения отчетности были вынесены с грубейшими нарушениями требований процессуального законодательства. «Эхо», КМБПЧ и Международной Правовой Инициативе не были предоставлены реальные возможности представить свои аргументы местным налоговым органам, и все они получили заранее заготовленные решения, в которых были практически одни и те же тексты за исключением названий организаций.
В своем выступлении 26 января 2021 года на заседании Консультативно-совещательного органа «Диалоговая площадка по человеческому измерению» (КСО ДПЧИ) при Министерстве иностранных дел РК директор КМБПЧ Евгений Жовтис подробно объяснил, насколько необоснованными, абсурдными и опасными являются дела против КМБПЧ и других НПО. Он подчеркнул, что эта кампания, в ходе которой НПО было приказано приостановить свою деятельность на несколько месяцев и заплатить большие штрафы в связи с незначительными техническими ошибками и без какого-либо умысла на противоправные действия с их стороны, не только затрагивает эти НПО, но и угрожает верховенству права в стране.
Мы приняли к сведению заявление Заместителя Премьер-Министра – Министра иностранных дел Казахстана Мухтара Тлеуберди на заседании КСО ДПЧИ, который сказал, что он против приостановления деятельности этих НПО и эта мера, по его мнению, подрывает международный имидж Казахстана. Он также сказал, что он обсудит этот вопрос с министром финансов, обещал взять его под свой контроль и выразил надежду, что решения местных налоговых органов, которые еще не вступили в силу, будут пересмотрены вышестоящими налоговыми органами или судами.
Мы выражаем свою неизменную поддержку наших казахстанских коллег в это время и призываем казахстанские власти прекратить препятствовать работе правозащитных НПО, снять все необоснованные обвинения в совершении административных правонарушений в отношении этих групп в связи с предполагаемыми нарушениями отчетности и привести законодательство и правоприменительную практику отчетности о доходах из иностранных источников в соответствие с международными стандартами путем исключения статей 460-1 и 460-2 из Кодекса РК об административных правонарушениях. Мы обращаемся е международным институтам, государствам и представителям Европейского Союза, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, ООН, а также более широкому международному сообществу поддержать эти призывы.
Подписи:
Заявление подписано следующими членами Платформы Гражданской Солидарности (CSP):
Международное партнерство за права человека (IPHR, Бельгия)
Гражданский контроль (Citizens’ Watch, Россия)
Ассоциация украинских правозащитных мониторов за деятельностью правоохранительных органов (UMDPL)
Общественное объединение «Достоинство» (Казахстан)
Норвежский Хельсинкский комитет
Болгарский Хельсинкский комитет
Truth Hounds (Грузия/Украина)
DRA Берлин (Германия)
Институт мониторинга права человека (Литва)
Македонский Хельсинкский комитет
Хельсинкская Гражданская Ассамблея – Ванадзор (Армения)
Правозащитное движение «Бир Дуйно-Кыргызстан»
Нидерландский Хельсинкский комитет
Центр прав человека (HRC, Грузия)
Фонд «Общественный вердикт» (Россия)
Общественный фонд «Голос Свободы» (Кыргызстан)
Центр участия и развития (Грузия)
Центр гражданских свобод (Центр Громадянських Свобод, Украина)
Хельсинкский фонд по правам человека (HFHR, Польша)
Crude Accountability (USA)
Центр исследования правовой политики (Казахстан)
Фонд «Общественный вердикт» (Россия)
Беларусский дом прав человека им. Бориса Звозскова (Литва – Беларусь)
Центр развития демократии и прав человека (Россия)
Информационно-аналитический центр «СОВА» (Россия)
Клуб по правам человека (Азербайджан)
Шведская сеть ОБСЕ
Freedom Now (США)
Офис гражданских свобод (Таджикистан)
Promo LEX (Молдова)
Грузинский центр психосоциальной и медицинской реабилитации жертв пыток (GCRT)
People in Need (Чешская Республика)
Женщины Дона (Россия)
Правозащитный центр “Мемориал” (Россия)
Центр прав человека Азербайджана
Партнерство за права человека Libereco (Германия/Швейцария)
Общественный фонд “Нотабене” (Таджикистан)
Всемирная организация против пыток (OMCT)
ХРФ «Общественная альтернатива» (Украина)
Беларусский Хельсинкский комитет
Заявление также поддержано:
Хьюман Райтс Уотч (Human Rights Watch)