В Петропавловске следственные органы показательно демонстрируют умение избегать выполнений поручений министра МВД и помощника президента РК, до которых удалось достучаться матери Анатолия Рейбант. Молодой мужчина скончался, более чем вероятно, вследствие травм, полученных от полицейских.
По всей видимости стало сбываться обещание руководителя Антикоррупционной службы по СКО Жаната Сабиева, который при встрече с матерью погибшего Анатолия Рейбант Ириной Григорьевной и адвокатом Татьяной Власовой дал понять, что дело «до суда не дойдет не при каких условиях». Теперь полномочные органы со рвением взялись за создание таких условий, чтобы действительно ни к чему не прийти.
Смерть настигла 25-летнего Анатолия Рейбант 4 июня 2017 года. 2 марта того же года Анатолий вместе с товарищем был задержан участковым за то, что распивали спиртное в общественном месте. Из опорного пункта их повезли якобы на освидетельствование, но вместо этого решили определить в Центр временной временной адаптации и детоксикации Петропавловска. И уже на территории центра Анатолия избили так, что его пришлось везти в больницу, иначе мужчина мог скончаться прямо во дворе. Потом оказалось, что у Анатолия легкая степень опьянения, определенная на глазок, и смещенные лицевые кости черепа в результате побоев, полученных от полицейских. Последнее через три месяца привело к непоправимому. Как оказалось, врачи тоже не провели полагающихся в таких случаях обследования и лечения, определив последствия опять же, почти что «на глазок» (см. «Убийственный рефлекс»).
С тех пор родители Анатолия – Ирина и Иван Рейбант делают все возможное, чтобы виновные понесли наказание. (см. «Вот и весь прокурорский ответ», «Бег по кругу с препятствиями»).
После подключения к делу адвоката Татьяны Власовой безжизненные следственные органы и органы надзора в очередной раз стали подавать признаки шевеления, и прокуратура обязала Антикоррупционное бюро провести расследование обстоятельств смерти Анатолия Рейбант. Вот тогда-то руководитель местного антикора и дал понять: бесполезно. (см. «Сам виноват, что сразу не скончался»)
Тем не менее родители покойного – Ирина и Иван Рейбант вместе со своим адвокатом предприняли попытку ударить по всем фронтам. Тому предшествовали две встречи с высокопоставленными лицами.
17 мая этого года после встречи пострадавшей стороны с помощником президента Ернаром Баспаевым в присутствии представителей Департамента полиции и прокуратуры Петропавловска, последние взяли под козырек, заверив, что все будет сделано в лучшем виде.
Ранее в апреле под козырек брал начальник Департамента полиции СКО, после поручения министра МВД взять дело на контроль.
И что ж? Прошло два месяца, а единственным результатом стало уничтожение объектов исследований, полученных после эксгумации.
Теперь краткие сводки с фронта.
Первое направление – требование проведения следствия по применению пыток к Анатолию Рейбант, после доставления того в петропавловский Центр временной временной адаптации и детоксикации. Но на этом участке без особых перемен по относительно законным основаниям: дело приостановлено пока проводится экспертиза. На все остальное нижеприведенное назначенная экспертиза никак не влияет.
Второе – зарегистрировать факт неоказания медицинской помощи больному без уважительных причин. Поскольку после обращения Анатолия в обласную больницу после рентгена и без проведения МРТ его перенаправили в лечебное заведение по месту жительства. И уже там, несмотря на перелом челюсти и носовых костей, врач не придал этому значение и лишь устно порекомендовали пациенту лечь на операцию.
Третье – зарегистрировать факт заведомо ложного заключения эксперта Платко, сокрывшего в своем экспертном заключении переломы лицевых костей, дабы не усугублять положение полицейских.
Четвертое – зарегистрировать преступление в части укрытия уголовного проступка или преступления, совершенное уполномоченным должностным лицом. А здесь вырисовывается группа заинтересованных товарищей в составе полицейских, врачей, экспертов.
Пятое (начатое раньше всех) – проведение досудебного расследования в отношении врача-нарколога Солоницына, поставившего первоначальный диагноз о состоянии «алкогольного опьянения» Анатолия Рейбант без проведения специфических проб при доставлении его в центр временной адаптации.
Однако и по этим направлениям фиаско. Ирине Григорьевне до сих пор неведомо о принятых процессуальных решениях, о ее нынешнем процессуальном статусе по трем векторам и о результатах проверки Солоницына.
По факту это тянет на шестой вектор уголовного производства – бездействие должностных лиц, о чем было доложено прокурору города господину Канагатову.
Пока что на данный момент есть только один конкретный результат, и он же, по сути, седьмой вероятный вектор уголовного производства.
Следователь Антикоррупционного бюро по СКО Ташмаханова заявила, что объекты исследования, переданные институту судебных экспертиз СКО и приложенные к уголовному делу, были уничтожены по истечению времени. Однако же никаких подтверждений того, что это было сделано и сделано законно, или хотя бы акта об уничтожении, предоставить не смогла.
Это, в свою очередь, как поясняет адвокат Татьяна Власова, является основанием для проведения проверки уже законности действий следователя.
– В Антикоррупционном агентстве лично руководитель на приеме у помощника президента сказал, никто его за язык не тянул: обращайтесь ко мне. Вот мы и обратились, и ничего не добились, – сетует Татьяна Власова.
Так что теперь – в который уже раз апеллировать к прокуратуре?
– Написали в прокуратуру, оттуда пришел ответ о продлении срока еще на 15 суток «на проверку». А что там проверять? Возбудили дело – дайте указание, что по нему делать. Не возбудили – наказывайте за бездействие, – продолжает возмущаться адвокат.
Но на самом деле, очевидно, когда есть понимание, что если наказать хоть кого-то из всей этой взаимосвязанной и взаимозаинтересованной цепочки – полицейских, медиков, экспертов, то придется привлекать к ответственности остальных. Гораздо проще демонстративно игнорировать поручения вышестоящих органов, пусть даже представленных целым министром внутренних дел и помощником президента. Если что, у нас в стране президентские указы и требования замыливаются и игнорируются точно таким же образом. Так и живем.