Семь месяцев в Астане длится расследование в отношении гражданского активиста Кайырлы Омара, руководителя общественного объединения «Жер тағдыры». Основанием, в силу чего Омар находится на свободе только потому, что внес залог, послужили подозрения в нецелевом использовании средств и нанесение ущерба в… четыре тысячи тенге. Дело в том, что Кайырлы Омар является председателем КСК «Азат-Шанырагы», и одна из арендаторов, проживающая на вверенном ему участке, подала заявление в полицию «В период моего проживания работники КСК и его председатель Омар К.М. какие-либо отчеты о расходах и доходах не производили. Поэтому я, как житель своего дома, не знаю, на какие цели расходуются наши ежемесячные выплаты, имеются ли доходы от использования общедомовой собственности и на что они тратятся. Кроме того, в октябре-ноябре 2017 года с нас, с жителей домов, собирали по 4000 тенге, а ремонт подъезда по качеству не соответствует собранной цели», – пишет жительница Козыбакова.
Также она обвинила председателя КСК в том, что якобы в доме, где проживает заявительница, в подвальном помещении обитают люди, которые платят арендную плату в доход Омара.
Эта бумага послужила основанием для сверхоперативного реагирования отдела по раскрытию особо опасных преступлений против личности столичного ДВД. Сразу же в КСК, где работает Омар, провели обыск без судебного постановления и изъяли оргтехнику (см. «По заказу властей»).
В своих комментариях для СМИ полиция говорила о ряде заявлений «недовольных жителей».
В ожидании процессуальных решений, Кайырлы Омар сам обратился с судебным иском в отношении своего оппонента, посчитав, что все сведения, представленные Козыбаковой, являются ложными.
9 октября 2018 года в Сарыаркинском районном суде по гражданским делам было назначено предварительное слушание по исковому заявлению о защите чести и достоинства Омара. Однако же Козыбакова в третий раз не явилась на процесс. Несмотря на многочисленные ходатайства со стороны истца об участии ответчика, было вынесено решение о рассмотрении гражданского дела без Козыбаковой.
Судья с места – предварительного слушания – сразу перешла «в карьер» – основному судебному разбирательству и к прениям сторон. При том что сторона истца не получила возможности ознакомиться в полной мере с материалами дела, и к прениям перешла вынужденно. Разве что успели опросить одного свидетеля, проживавшего в подвальном помещении. Он заявил, что Кайырлы Омар к цокольному этажу отношения не имеет, так как люди, проживающие в подвальном помещении, начали жить там еще до создания КСК с 2012 года. Это работники застройщика ТОО «Султан Б» и договор соответственно они заключали не с истцом, а с застройщиком данного здания.
После чего оглашение не заставило себя ждать (хотя, напомним, должно быть только предварительное слушание!)
Стоит отметить, что заявление Козыбаковой было написано на казахском языке. В связи с тем, что делопроизводство ведется на русском языке, суд по собственной инициативе, составил перевод заявления на русский язык, который представили в материалах искового заявления. Однако данный перевод заявления не соответствует переводу заявления, имеющегося в уголовном деле Кайырлы Омара. Как поясняет Кайырлы Омар, в переводе, предоставленного судом, написано, что якобы Козыбакова «сама проживает в цокольном этаже». Как считает председатель КСК и общественный деятель, заявление перевели в несколько искаженном виде, чтобы увести от ответственности ответчика, заявившего на него в ДВД.
Сторона истца ходатайствовала о рассмотрении гражданского дела, согласно действительному заявлению, но судья отклонила эту просьбу и до ухода в совещательную комнату предложила указать нарушения в апелляционной жалобе. Таким образом адвокат сделал вывод, что решение заведомо будет вынесено не в пользу истца.
Так и произошло.
Что еще интересно. Некоторые присутствующие на данном процессе, не успевшие попасть на оглашение, ожидали на улице. Случайно в урне за зданием суда они обнаружили документы касательно искового заявления Кайырлы Омара. Такие документы были только на руках Омара, но он как раз находился на процессе, и у судебных работников.
Кайырлы Омар известен тем, что последовательно выступает против продажи казахстанской земли иностранным гражданам. В мае 2018 года его арестовали на семь суток за намерение провести акцию против земельной реформы. Также он входил в общественное объединение «Алаш жолы», ликвидированное по решению суда в ноябре 2017 года.