27 ноября в Усть-Каменогорске правозащитники и журналисты вновь подняли тему заключенного главы крестьянского хозяйства Едиге Батырова из Кокпектинского района ВКО, поплатившегося за то, что ему «больше всех надо».
На пресс-конференции выступили старший брат заключенного Ерболат Батыров (также глава другого крестьянского хозяйства), директор филиала Бюро по правам человека Куат Рахимбердин, юрист этой же организации Асем Жапалова, а также Алексей Божков – редактор Агентства правовой информации и журналистских расследований «Витязь» и редактор областной независимой газеты «Flash» Денис Данилевский.
Едегей Батыров был арестован 8 июля 2015 г. и с этого момента находится в СИЗО. (см. «Восточно-казахстанский Дон Кихот» потерпел поражение от системы»)
Известным на всю республику Едиге Маутканович стал после пикетирования здания Восточно-Казахстанского областного суда. На эту акцию он вышел, чтобы выразить протест против незаконных и сфабрикованных, по его мнению, судебных решений. Имея многочисленные документы, он обратился с требованием возбуждения уголовного дела в правоохранительные органы района по факту фальсификации документов при регистрации недвижимости. Дело было возбуждено, но… против самого Едиге Батырова. Местные полицейские утверждают, что он, якобы, совершил ложный донос, и даже парализовал этим доносом работу правоохранительных органов Кокпектинского района ВКО.
Насколько Едегей Батыров мог «достать» местные власти свидетельствует тот факт, что, по словам Ерболата Батырова, по заявлению его брата возбуждено 18 уголовных дел в отношении ответственных работников органов юстиции и земельной инспекции Кокпектинского района ВКО.
В то же время в отношении излишне бойкого главы крестьянского хозяйства в производстве находятся нескольких дел, по одному из которых следователь вынес постановление с отказом признать его брата общественным защитником.
С правовой оценкой данного дела выступил юрист Алексей Божков.
Он отметил, что Е. Батыров обратился в УСБ ДВД ВКО с заявлением о привлечении следователя РОВД к уголовной ответственности за злоупотребление служебными полномочиями и укрывательство преступления. «Считаю, если действительно Батыров располагал сведениями или подозревал о совершенном со стороны следователя действии, он был вправе обратиться в Управление собственной безопасности ДВД ВКО с заявлением, на основании статьи 13 Конституции: «Каждый имеет право на признание его правосубъектности и вправе защищать свои права и свободы всеми не противоречащими закону способами». И сам по себе факт прекращения досудебного производства по основаниям отсутствия в действиях следователя состава уголовного правонарушения еще не является основанием для привлечения Батырова к уголовной ответственности. В противном случае, можно привлечь к ответственности огромную часть граждан, которые обращаются в правоохранительные органы, но получают «отказные» постановления. Ответственность Батырова может наступить лишь при наличии именно умысла в заведомо ложном доносе», – уверен юрист.
В постановлении следователя указано: «В результате преступных действий Батырова Е.М. была нарушена нормальная деятельность правоохранительных органов, направленная на осуществление правосудия, а также нарушены права и интересы следователя».
– Мне непонятно, как одного Батырова оказалось достаточно, чтобы нарушить «нормальную деятельность» правоохранительных органов? Что, в Кокпектинском РОВД работает один следователь, вызов которого прекратил работу следственного органа? Или, весь РОВД был настолько огорчен, что не в состоянии обеспечивать правопорядок в районе? – недоумевает Божков.
Да и к тому же правосудие в стране осуществляется только судом, но никак не полицейскими органами, которые, судя по постановлению, взяли на себя еще и эту функцию
Но самое примечательное в итоговой части постановления. Действия Батырова квалифицированы как (!!!) нарушение Правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц! «Если это действительно писал и.о. следователя ДВД, да еще в должности майора, то какой же уровень правоохранительных органов в остальных подразделениях?» – возмущается выступающий.
Юрист Восточно-казахстанского филиала Бюро Асем Жапалова рассказала, что постановлением суда Е.Батыров должен быть освобожден из СИЗО: вместо ареста мера пресечения должна быть заменена залогом в размере миллиона тенге. Но не тут то было! После выплаты залога фермер так и остался в следственном изоляторе.
– По сути, он правозащитник, который критикует районных чиновников за дело. К нему много обращаются граждан по решению своих проблем, – поделился редактор независимой газеты «Flash» Денис Данилевский. По его мнению, уголовная статья «Ложный донос» – это инструмент давления власти на граждан, которые ищут правду, которые хотят обратиться с жалобами для решения проблемы. «Дело Батырова – это прецедент, который должен показать, что нельзя жаловаться на коррумпированных чиновников, что за жалобы и правду можно лишиться свободы», – говорит он.
В заключение мероприятия Куат Рахимбердин предложил в качестве приоритета в деле Батырова добиться изменения меры пресечения, чтобы человек с серьезными проблемами со здоровьем (в настоящее время ему требуется прохождение медицинского обследования у онколога и гематолога), хотя бы на свободе дождался начала судебного разбирательства.