Совместное заявление касательно ареста женщин с малолетними детьми

05.07.2019

Генеральному прокурору РК

г-ну Г.Д.Нурдаулетову

  

ЗАЯВЛЕНИЕ

4 июля 2019 г. следственным судом Алматы Жазире Демеуовой, Гульзипе Джаукеровой и Оксане Шевчук, в отношении которых ведется досудебное расследование по ст. 405 Уголовного кодекса РК (Организация и участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации после решения суда о запрете их деятельности или ликвидации в связи с осуществлением ими экстремизма или терроризма) изменили меру пресечения с домашнего ареста на содержание под стражей сроком на два месяца. 

Ранее в квартирах Джаукеровой и Шевчук поздним вечером 3 июля был произведен обыск, в результате которого, как заявляется, были обнаружены листовки и дымовые шашки.

Из постановления старшего следователя ОВД СУ ДП Алматы следует, что Ж.Демеуова «продолжает принимать участие в движении ДВК, призывая граждан к участию в готовящемся несанкционированном митинге 06.07.2019г., с целью дестабилизации обстановки в г.Алматы». Далее в документе говорится, что Демеуова «нарушила требование постановления о санкционировании меры пресечения в виде домашнего ареста от 01.06.2019г. и предоставляет реальную угрозу среди мирного населения граждан Алматы».

Департамент полиции Алматы прокомментировал решение об изменении меры пресечения в отношении трех женщин тем, что «в ходе оперативно-следственных мероприятий получены данные, что указанные лица предприняли попытку организации несанкционированной акции экстремистского движения в Алматы и что в результате обыска по месту жительства вышеуказанных граждан, а также других участников запрещенного движения найдены плакаты и листовки экстремистского содержания, дымовые шашки, громкоговорители, баллоны с аэрозольной краской, компьютеры, средства связи и другие».

Рабочая группа НПО Казахстана «По защите прав детей» считает решение об изменении меры пресечения в отношении Г.Джаукеровой, О.Шевчук и Ж.Демеуовой совершенно необоснованным по следующим основаниям.

В соответствии с п.1 ст.3 Конвенции о правах ребенка:

«Во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка…».

В соответствии со ст.138 УПК РК: при избрании меры пресечения учитываются следующие обстоятельства: тяжесть совершенного преступления; личность подозреваемого, обвиняемого, его возраст; состояние здоровья; семейное положение, наличие в семье иждивенцев; прочность социальных связей подозреваемого, обвиняемого; репутация подозреваемого, обвиняемого; род занятий; наличие у подозреваемого, обвиняемого постоянного места работы или учебы; имущественное положение; наличие постоянного места жительства и другие обстоятельства.

Несмотря на наличие несовершеннолетних детей у Г.Джаукеровой (ребенок с особыми потребностями), О.Шевчук (многодетная мать четверых детей) и Ж.Демеуовой (один несовершеннолетний ребенок и внуки), данное обстоятельство не было учтено при изменении меры пресечения на содержание под стражей.

Более того, при избрании меры пресечения, в соответствии с п.1.1 ст. 136 УПК РК, необходимо рассматривать возможность применения менее строгой меры пресечения.

Также в соответствии с п. 1 ст. 147 Уголовно-процессуального кодекса РК:

«Содержание под стражей в качестве меры пресечения применяется только с санкции судьи и лишь в отношении подозреваемого, обвиняемого, подсудимого в совершении преступления, за которое законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше пяти лет, при невозможности применения других, менее строгих мер пресечения…».

Г.Джаукеровой, О.Шевчук и Ж.Демеуовой инкриминируется статья 405 УК РК. Максимальным наказанием за данное преступление является лишение свободы сроком до двух лет. Данная норма противоречит п.1 ст. 147, где указано, что мера пресечения содержания под стражей применяется в отношении подозреваемых в совершении преступления, за которое законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше пяти лет.

Рабочая группа НПО Казахстана «По защите прав детей» считает, что избранная мера пресечения в виде содержания под стражей в отношении трех матерей является необоснованно строгой, с учетом отсутствия у всех судимостей, наличия несовершеннолетних детей на иждивении, в том числе с особыми потребностями, с учетом тяжести преступления по которому их подозревают (преступление небольшой тяжести).

В связи с вышеизложенным просим Вас провести тщательную проверку изложенных в заявлении фактов и доводов и принять необходимые меры прокурорского реагирования. О результатах рассмотрения заявления Рабочей группы НПО Казахстана «По защите прав детей» и принятом решении просим сообщить письменно на указанный адрес в установленный законом срок.

 

Приложения:

  1. Копия постановления об изменении меры пресечения в отношении Ж.Демеуовой.

 

Акылбекова Р.М.,

заместитель директора Казахстанского международного бюро по правам человека

член Экспертного Совета Комиссии по правам человека при Президенте РК,

член Экспертного Совета Уполномоченного по правам человека РК

координатор Рабочей группы НПО Казахстана «По защите прав детей»

 

Ватлина Э. А.,

директор ОФ «Детский фонд Казахстана»

Вице-президент Международной Ассоциации Детских фондов,

член Рабочей группы НПО Казахстана «По защите прав детей»


Добавить комментарий