• Главная
  • >
  • Правозащитный обзор (вторая половина апреля 2021)

Правозащитный обзор (вторая половина апреля 2021)

04.05.2021

Две недели назад мы представили читателям нашего сайта первый обзор повседневной деятельности Бюро по правам человека за первую половину апреля этого года (См. Обзор №1). Прошли новые две недели – и мы представляем обзор теперь уже за вторую половину прошедшего месяца.

Политический транзит, общественный контроль и аналитические записки

Вторая половина апреля началась событием, очень важным для международного правозащитного сообщества: 16 апреля открылась ежегодная конференция Всемирного движения за демократию, проходившая в этом году в онлайн-режиме. В конференции участвовал руководитель нашей организации Евгений Жовтис, он был одним из спикеров на сессии, посвящённой роли гражданского общества в политическом транзите своих государств.

В середине апреля в нижнюю палату казахстанского парламента поступил законопроект «Об общественном контроле», разработанный Министерством информации и общественного развития при участии экспертов из нескольких общественных организаций, включая и наше Бюро. Также данные эксперты были включены в состав рабочей группы Мажилиса по доработке законопроекта. Как только рабочая группа приступит к делу, к нему подключатся и наши эксперты. 

Тем временем всю вторую половину апреля юристы нашего Бюро совместно с коллегами из других правозащитных организаций завершили работу над аналитическими записками по законодательству и правоприменительной практике в следующих областях. 

Первая из этих записок содержит анализ действующего законодательства о некоммерческих организациях, о налогах и налоговой отчётности и об административных правонарушениях. Проблемы в этой сфере назрели уже давно, и казахстанские правозащитники неоднократно поднимали эти вопросы, но в этом году дополнительным триггером к тому послужила известная эпопея с приостановлением деятельности нашей и ряда других общественных организаций и выигранное нашими юристами в начале апреля судебное дело против налоговых органов Алматы. К концу апреля работа над тремя аналитическими записками была завершена и в начале мая они будут представлены законодателям и широкой общественности.

Другая аналитическая записка касается очень важной для многих политически активных казахстанцев темы дополнительных наказаний, назначать которые осуждённым гражданским активистам казахстанские суды очень полюбили в последние годы. Речь идёт о наложении на осуждённого к ограничению свободы или освобождённого условно-досрочно ещё одного наказания в виде запрета вести общественную деятельность.

В действующем Уголовном кодексе такое наказание вообще не предусмотрено, но суды применяют его по аналогии с реально существующим наказанием в виде запрета на определённые виды деятельности вроде медицинской или педагогической, если основное наказание связано с преступлениями в этой сфере, другой пример такого рода –  лишение водительских прав. Сложившуюся же у нас практику расширительного и политически мотивированного применения этой запретительной меры инициатор разработки аналитических записок Евгений Жовтис квалифицирует как абсолютно незаконную.

Во-первых, говорит он, законом предусмотрен лишь запрет осуждённому занимать определённые должности или вести определённую профессиональную деятельность, за которую человек получает зарплату или гонорар, тогда как общественная деятельность этого не предусматривает. Во-вторых, запрет врачебной практики или вождения машины исходит из того, что этому делу нужно специально учиться, по итогам обучения сдают экзамены и получают диплом, которого можно лишить за злоупотребления или непрофессионализм. Общественной же деятельности никого и нигде не учат – она вообще является не профессией, а реализацией одного из неотъемлемых прав человека.

Запрещая вести общественную деятельность, государство поражает своих граждан в их гражданских и политических правах, что абсолютно недопустимо, – говорит Евгений Жовтис. Разумеется, этот аргумент найдёт свой отражение в аналитической записке, которая также будет представлена уже в мае.

Борьба с дискриминацией, мониторинг границ и свободы собраний

21 апреля заместитель директора КМБЧ Денис Дживага, курирующий работу юристов нашего Бюро в сфере защиты прав беженцев, трудовых мигрантов и лиц без гражданства, принял участие в рабочей встрече представителей одной международной и двух казахстанских организаций – управления верховного комиссара ООН по делам беженцев, пограничной службы КНБ и миграционной полиции МВД. Темой обсуждения были результаты правозащитного мониторинга ситуации с допуском в Казахстан лиц, ищущих убежища, а также состояния контрольно-пропускных пунктов на границе и правовой помощи находящимся в нашей стране лицам без гражданства.

23 апреля он же принял участие в заседании рабочей группы по подготовке отчёта Республики Казахстан по выполнению требований Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации. В ходе обсуждения было решено, что наше Бюро представит свои рекомендации по улучшению существующего в этой сфере положения.

А уже на последней неделе апреля представителя нашего Бюро пригласили войти в состав вновь созданного Совета менторов университета «Нархоз». Понятие менторства в данном случае подразумевает нечто вроде внеклассного наставничества для студентов Нархоза, изучающих гражданское и административное право. Кроме того, в самом университете создан образовательный центр по правам человека, с которым сотрудничают юристы нашего Бюро.

И ещё в описываемый период времени в нескольких казахстанских городах, включая мегаполисы Алматы, Нур-Султан и Шымкент, оказалось сразу две митинговых субботы: 24 апреля в ряде городов митинговали сторонники Демократической партии Жанболата Мамая, а 1 мая в Алматы пытались провести митинги или шествия сторонники Мухтара Аблязова. Во всех городах, где проходили митинг или попытки проведения таковых, сотрудники головного офиса КМБПЧ и его региональных филиалов вели мониторинг происходящего. Репортажи о митинговых событиях в южной столице 24.04 и 1.05 можно прочесть на нашем сайте: «Не согласованный и не разогнанный» и «Первомайский паралич».