Прокуратура СКО в очередной раз решила вернуть дело по факту смерти Анатолия Рейбант, связанное с последствиями избиения полицейскими, на дополнительное расследование. Есть резонные опасения: даже если дело каким-то чудом дойдет до суда, срок давности совершения преступления будет пройден. Ужас еще заключается в том, что суд до сих пор не решил судьбу останков усопшего.
Трагедия в Петропавловске произошла 4 июня 2017 года. 25-летний Анатолий Рейбант скончался у себя дома через три месяца после злополучной встречи со стражами порядка. Мужчина действительно «отмечал» в подъезде со своим другом отъезд тем же вечером в Россию на очередную вахту. Это не прошло незамеченным, и участковые забрали обоих сперва в опорный пункт, а оттуда – в Центр временной адаптации и детоксикации (ЦВАД). Узнавшие о происшедшем родственники Анатолия спешно подъехали к центру, где и застали картину избиения пятью полицейскими лежащим на земле, у входа в здание, Рейбант. Лишь когда мужчина начал хрипеть, только тогда полицейские вызвали «скорую». В больнице у Анатолия зафиксировали сотрясение мозга, травму носа и лицевого скелета. Последнее, как справедливо полагают родственники погибшего, стало причиной фатальных последствий – мужчина захлебнулся рвотными массами. До этого он неоднократно жаловался на затруднение дыхания, хрипы и боли в груди, но как говорят родные, в медицинском учреждении в ответ на жалобы выписывали рецепты на покупку медикаментов.
С того момента родители Анатолия – Ирина и Иван Рейбант пытаются добиться наказания стражей порядка. Эксперты института судебной экспертизы показали, что посттравматическая деформация носовой перегородки даже без выраженной деформации наружного носа закономерно вызывает нарушение функции носового дыхания. Что с большей долей вероятности и привело к летальному исходу. Более того, повторная экспертиза опровергла первоначальную о том, что Рейбант находился в состоянии алкогольного опьянения. На момент задержания друзья успели осилить полбутылки водки (при почти двухметровом росте Анатолия – доза незначительная). Опрошенные полицейские и работники ЦВАД едва ли не каждый представлял свою версию событий, контрастирующую с версиями остальных.
(см. «Убийственный рефлекс», «Бег по кругу с препятствиями», «Еще один родительский протест», «Сладких снов прокурорским работникам»)
21 января этого года в прокуратуру области от адвоката Елеукина поступила уже далеко не первая жалоба на очередной закрытие дела. В лучших традициях затягивания сроков дело то прекращается, то под нажимом прокуратуры возобновляется вновь. 3 февраля жалоба была частично удовлетворена. Служебный подлог врача-нарколога (поставившего диагноз тяжелого алкогольного опьянения) решено не рассматривать, поскольку «врач-нарколог по роду своей деятельности не уполномочен на выполнение государственных функций». Еще один эскулап, позже осматривая повреждения Анатолия, посчитала переломы лицевого скелета «хроническим заболеванием». В качестве компенсации прокуратура направила дело для организации дополнительного расследования.
Только один важный момент. Изначально дело полицейские возбудили по статье «доведение до самоубийства». Потом, поняв какую ерунду сморозили, поменяли на «превышение должностных полномочий». И каждый раз в круговороте «закрытий-открытий» фигурировала именно эта статья, но не «пытки». Хотя по всей очередной логике старательное избиение задержанного группой полицейских должно трактоваться только так. И сейчас, если вдруг следствие все же каким-то образом дойдет до суда, у виновных есть все шансы уйти от ответственности по закону: статья относится к средней степени тяжести, срок давности по ней пять лет, которые истекут в начале лета этого года. Возможно, к тому все и ведется.
Все участники насильственных действий давно установлены, продолжают спокойно «служить и защищать». А вот усопшему нет покоя и по настоящий момент. Останки Анатолия Рейбант все еще не захоронены и находятся на хранении в акимате сельского округа, поскольку только суд может разрешить их судьбу. И все эти тяжелые пять лет родителям Анатолия приходится жить с этим.
Из всех случаев, когда попавших в «вытрезвители» калечат или забивают до смерти совместными усилиями полиции и работников «медицинских центров» только один дошел до финала. В 2017 году жителя Астаны Николая Кривенко забили до смерти в столичном Центре медицинской и социальной реабилитации. На момент попадания туда, как было установлено, мужчина был трезв. Только благодаря тому, что видеозапись избиений оказалась в сети, преступникам не удалось избежать ответственности. Во всех остальных случаях как с Анатолием…