В январе-2022 активиста и художника из Семея привлекали по «кантаровским» статьям, в декабре того года дело прекратили, на протяжении всего 2023 года Нуржан Сембаев судился с государством и даже выиграл дело, но в то же время привлекался за репост сообщения о митинге. И вот на экваторе мая-2024 его вновь задерживают и допрашивают по делу о Кантаре.
15 мая в Семее был задержан гражданский активист и художник Нуржан Сембаев. Его задержали на выходе из дома оперуполномоченные Данияр Сакеджанов и Алмас Каримов, они доставили задержанного в Центральный отдел полиции города Семей, где старший следователь Нурсултан Исагулов более шести часов допрашивал Нуржана Сембаева о событиях января 2022 года. Допрос проводился в рамках некоего уголовного дела, но против кого именно оно возбуждено и какой в нём статус у Сембаева, ему до сих пор неясно. Об этом информирует правозащитная мониторинговая сеть «Активисты – не экстремисты».
В январские дни 2022 года Нуржан Сембаев трижды подвергался задержаниям, а затем был в числе подозреваемых по уголовному делу о массовых беспорядках и захвате административных зданий. Следствие продолжалось почти год, а 2 декабря 2022 года это дело было прекращено руководителем следственно-оперативной группы управления специальных прокуроров прокуратуры Абайской области в связи с отсутствием доказательств вины подозреваемых. В новом 2023 году бывшие фигуранты прекращённого дела подали судебные иски к полиции и прокуратуре, требуя от них письменных извинений и денежных выплат за причинённый моральный и физический вред. Эти иски были удовлетворены судом, но назначенных выплат Сембаевдо сих пор не получил.
23 октября 2023 года Нуржана Сембаева задерживали за репост сообщения о предполагавшемся 25 октября митинге в честь Дня республики. Тогда межрайонный административный суд арестовал Сембаева на пять суток по статье 488 КоАП (нарушение порядка организации и проведения мирных собраний).
И вот теперь Нуржана Сембаева задерживают и допрашивают по делу о событиях, со времени которых прошло два года и четыре месяца, при том что год назад его фактически оправдали по тогдашним обвинениям и даже назначили компенсацию как пострадавшему. В чём же тогда смысл нового дела и против кого оно направлено – против тех, кто в те дни и ещё на протяжении почти года находился под прессом или же против силовиков, которые их тогда прессовали?