Не наш гражданин Токаев

11.08.2020

Громкая фамилия не помогла осужденному россиянину – однофамильцу президента решить затяжную проблему с документированием, а отсутствие удостоверения службой пробации было расценено как нарушение.

В Костанайский филиал Бюро по правам человека обратился Рустам Токаев с просьбой оказать содействие в документировании действительными документами, удостоверяющими личность гражданина РФ. Ранее он пытался сделать это самостоятельно, однако после переговоров с посольством ему объяснили, что разрешить ситуацию можно будет только после открытия посольства России в столице после карантина.

Ситуация осложнилась тем, что он отбывал наказание в колонии УК 161/2 (Костанайская область) и, отбыв частично положенный срок, был освобожден условно-досрочно. Однако в мае и июне этого года инспектор службы пробации вменил ему два нарушения режима, одно из которых звучало так: прибыв на отметку в службу пробации, не имел удостоверения личности. В связи с этим в службе решили, что осужденного следует вернуть в колонию досиживать свой срок.

30 июля Токаев обратился в филиал Бюро с просьбой провести наблюдение за процессом по изменению вида наказания, состоявшимся 10 августа.

Во время судебного процесса сторона защиты была представлена адвокатом Эльмирой Санкаевой, которая задала вполне резонный вопрос: «Какие документы были у Токаева Р.С., когда его ставили на учёт в службе пробации?»

Инспектор службы пробации сообщил, что у того был паспорт гражданина РФ, но срок действия паспорта истек во время отбытия наказания. В связи с чем ему следовало обратиться в посольство РФ.

На что адвокат задала другой уточняющий вопрос: «Хорошо, а какие действия вы совершили, чтобы оказать содействие в документировании Токаева?» 

На что инспектор вновь апеллировал на необходимость Токаева самостоятельно решить свою проблему: «Никаких, ему же надо в посольство России. Он не наш гражданин, у нас нет никаких полномочий, можем только направления выдать для того, чтобы в столицу выехал осужденный. Но из-за эпидемиологической ситуации сейчас это сделать невозможно».

То есть, инспектор подтвердил, что Токаев не имеет возможности получить новый документ.

Хотя очевидно – человек на самом деле в тупиковом положении, а вдобавок ещё нарушение вменяют там, где даже государственный институт не может помочь. Тогда каким образом это сделает недавно освобожденный из места лишения свободы?

Согласно приказу Министра внутренних дел РК «Об утверждении Правил организации деятельности службы пробации» от 15 августа 2014 года № 511 одной из основных задач службы пробации является оказание содействия в получении социально-правовой помощи лицам в отношении которых судом установлен пробационный контроль и освобожденным из мест лишения свободы. Служба пробации должна оказывать всяческую помощь по ресоциализации…»

К счастью, прокуратура в данном случае согласилась с логикой адвоката и отказала службе пробации, чья задача в принципе не должна состоять в том, чтобы через какое-то время вернуть обратно осужденного в стены исправительного учреждения. А получается наоборот.