16 февраля в Алматы состоялся очередной одиночный пикет из числа сторонниц феминистского движения с требованием разрешить проведения марша или митинга 8 марта. Незадолго до этого аким Алматы, культурно говоря, сказал неправду касательно этого мероприятия.
Студентка Диана Тимофеева вышла с плакатом с изображением казахстанских женщин, погибших за год в результате домашнего насилия, подвергшихся сексуальному насилию или преследуемых властями. Планируемая в Международный женский день акция должна состояться под эгидой за «за свободу и безопасность казахстанских женщин». Однако в акимате города (где большинство сотрудников – мужчины) яро противятся этой инициативе, ссылаясь на ничем не обоснованные предположения об «угрозах общественному порядку».
– Я предполагаю, что они боятся, что женщины будут объединяться и солидаризироваться, возмущение будет расти, и тогда действительно необходимо будет принимать какие-то меры: вносить правки в законы, контролировать, чтобы полиция работала корректно и т.д. Или может они боятся, что у женщин будет слишком много власти в их понимании, – высказывается пикетчица. – А какие еще опасения могут быть у акимата, если опыт показывает, что все предыдущие митинги и шествие прошли мирно и никаких ужасных, страшных вещей не случалось?
Более того, аким города Ерболат Досаев несколько дней назад на встрече с населением Ауэзовского района дал свою трактовку отказов на проведение акции.
«Во-первых, у нас много что изменилось после 2021 года. Во-вторых, на проведение митингов никто не подавал, заявления были только на марш, – на голубом глазу поведал быстык. – В законодательном порядке ответы были даны, разъяснения есть. По проведению марша право остается за городом. Все аргументы, приведенные от Управления общественного развития, остаются прежними и без изменений. Если будут поданы другие заявления, в другом формате, будем рассматривать, как положено»
На следующий день представительницы феминициатив парировали тем, что было четыре раунда уведомлений, начиная с марта прошлого года, как в форме маршей, так и митингов – итого десяток отказов на все. К тому же за подписью самого Досаева.
– Возможно Досаев не совсем осведомлен о работе своих подопечных, – попыталась спасти репутацию градоначальника Диана Тимофеева. – Но заявления подавались и это несложно доказать.
И тут в самом деле непонятно, что хуже: легко развенчиваемый обман или незнание того, чем занимается собственная рука.
После того, как акимат подтвердил свою решимость любой ценой не дать феминисткам провести 8 марта так, как они хотят, в Алматы и Костанае прошел ряд одиночных пикетов с требованием согласования мероприятия. В одном случае в Алматы провокатор пытался выхватить плакат из рук пикетчицы Вероники Фоновой. Кроме того, акимат получил неожиданную (или инициированную самим же?) поддержку от одной из групп «желтоксановцев». 15 февраля несколько десятков человек собрались у монумента «Рассвет свободы», окурив его травой – адыраспаном, очищающей по поверьям от злых духов. 10 февраля там же проводила одиночный пикет участница Feminita Актыоргын Аккенжебаласы, вышедшая с требованием не препятствовать проведению женского марша. Участники несогласованного митинга 15 января в свою очередь считают, что женская акция 8 марта – это проявление ЛГБТ, что они не приемлют в принципе.