• Главная
  • >
  • Казахстан между Россией и Америкой

Казахстан между Россией и Америкой

06.06.2020

Утром 5 июня в моей ФБ-ленте оказались соседями два сообщения: ночное от BBС News и утреннее из проекта «Настоящее время» на радио «Свобода». Первое – из города Миннеаполис в штате Миннесота (США), второе – из города Екатеринбург в Уральском федеральном округе РФ. Вот эти две новости.

МИННЕАПОЛИС. Полицейскому Дереку Шовину, прижимавшему горло коленом задержанному Джорджу Флойду, после чего тот умер, предъявлено обвинение в убийстве второй степени (это до 40 лет лишения свободы). Его бывшим коллегам, присутствовавшим при задержании и никак не вмешавшимся в происходящее, предъявлены обвинения в пособничестве убийству.

ЕКАТЕРИНБУРГ. В отношении местного жителя Владимира Таушанкова, предположительно укравшего 4 рулона обоев и расстрелянного за это полицейскими на глазах у его родителей, посмертно возбудили уголовное дело по факту применения насилия к сотрудникам полиции. О возбуждении дела против полицейских, которые убили Таушанкова, ничего не сообщается.

По поводу этих двух сообщений и их случайного соседства в ФБ-ленте скажу вполне очевидное: в принципе это всё, что нам в Казахстане нужно знать о сходстве и различиях между Россией и Америкой.

Живые и мёртвые в Миннеаполисе и в Екатеринбурге

И там, и там полицейские могут по беспределу застрелить или задушить задержанного, особенно если при жизни он был не самым добропорядочным членом общества. Однако когда такое случилось, то в Америке обвинение предъявляют живым, то есть уличённым в убийстве полицейским, а в России –мёртвому человеку, ставшему жертвой этих самых полицейских. Вспоминается название известного романа и кинофильма советских времён «Живые и мёртвые», только теперь оно звучало бы так: «Живые подследственные в США, мёртвый подследственный в РФ». 

Но где же в этом раскладе Казахстан, к какому из двух наших главных партнёров мы ближе? Вопрос этот риторический и ответ на него очевиден, однако проведу ещё пару сравнений.

25 мая – как раз в тот день, когда произошла трагедия в Миннеаполисе – у нас в Астане было завершено расследование обстоятельств смерти гражданского активиста Дулата Агадила. Ровно за три месяца до того, а именно 25 февраля полицейские ночью вывезли его из дома, доставили на неведомо каком основании в СИЗО (даже не в ИВС) и поместили в камеру, где он в скором времени умер. Заключение после трёхмесячного расследования было следующее: смерть Агадила наступила от инфаркта миокарда, задержание происходило по закону, виновных нет, наказан никто не будет.

Сообщение о результатах этого расследования от Генеральной прокуратуры РК было распространено 28 мая – и в этот же день из Москвы пришло сообщение о смерти Сергея Мохнаткина – праведника мира, как назвал его в некрологе российский публицист Игорь Яковенко. Дело Сергея Мохнаткина началось с того, что на одном из протестных митингов, в котором он и участвовать-то не собирался, а просто мимо проходил и увидел, как полицейский грубо таскает по асфальту одну из участниц митинга, вступился за совершенно незнакомую ему женщину. За этот человеческий и гражданский поступок Мохнаткин был арестован и получил реальный срок, а уже в лагере подвергался жестоким пыткам: ему сломали позвоночник и вышвырнули за ворота умирать. Никто из полицейских и тюремщиков не понёс за это никакого наказания.

Две парных ситуации в России и Казахстане – жизнь и смерть Сергея Мохнаткина и Дулата Агадила, две парных ситуации в США и России – гибель Джорджа Флойда и Владимира Таушанкова. Во всех четырёх случаях государство привлекает к ответственности своих чересчур ретивых слуг только в одном случае и только в одной из трёх стран, а именно в США. В двух других странах и в двух других случаях государство заявляет, что никто ни в чём не виноват, а в одном случае жертва полицейского насилия виновата сама.

Протесты и погромы прошу не путать, лучше сравним реакцию властей

Что же до погромов, поджогов и грабежей в ряде городов США, которыми отчасти сопровождались мирные протесты в тех же городах, то и здесь нам есть что с чем сравнить, теперь уже по линии Казахстан – США даже и без привлечения России в качестве третьего объекта сравнения.

СРАВНЕНИЕ ПЕРВОЕ. Ответом на смерть (по мнению многих – убийство) Дулата Агадила были прошедшие в последние дни февраля массовые демонстрации протеста в Астане, Алматы и Шымкенте. В отличие от майских протестов в Соединённых Штатах, ни один из февральских протестов в Казахстане не сопровождался не то чтобы поджогом автомобиля или ограблением магазина, но даже и киданием бумажного стаканчика в сторону полицейской машины.

СРАВНЕНИЕ ВТОРОЕ. Тремя неделя ранее, а именно 8 февраля в пяти дунганских сёлах Кордайского района Жамбылской области произошли массовые нападения на эти сёла с погромами, поджогами и грабежами, а главное – с убийствами по этническому признаку. Жертвами погромов стали 11 погибших и большое количество раненных.

С того печального дня прошло даже не три, а четыре месяца – вот как раз через три дня будет ровно четыре. Никакой информации о привлечении к ответственности кого-либо из участников погромов за убийства, а местных полицейских – за преступное бездействие до сих пор не поступало – по крайней мере мне такой инфы не попадалось. Объективности ради отмечу, что и пресс-релиза Генпрокуратуры о том, что те 11 человек в селе Масанчи умерли от инфаркта миокарда, мне тоже не попадалось, но может быть я его пропустил.

Зато президент РК Касым-Жомарт Токаев в интервью российской газете «Комсомольская правда», опубликованном 3 июня, порадовал нас сообщением о том, что в Казахстане не существует понятий «диаспора» и «национальное меньшинство», поскольку казахстанцы всех национальностей составляют единый народ Казахстана. А казахстанские русские, сказал глава государства, так даже и в парламенте и в маслихатах представлены (про правительство и корпус акимов президент почему-то ничего не сказал). Про кордайские же события, а тем более про дело Дулата Агадила, про арест Альнура Ильяшева и приговор Арману Хасенову, про новый закон о митингах и прочую «правозащитную дребедень» бравшие интервью у Токаева редакторы путинского официоза даже и вопросов не задали – не по их это профилю.

Итак, три точки на карте мира, три буквенных аббревиатуры: РК – РФ – США. Дунгане в Казахстане и негры в США, Флойд в США и Таушанков в России, Мохнаткин в России и Агадил в Казахстане. Где здесь что общее, а где принципиально разное – систематизируйте сами я же выделил самое главное и наиболее вопиющее с правозащитной точки зрения: в США привлекают к суду виновных, в России – их жертв, даже если они уже мертвы, а виновных уводят от ответственности, в Казахстане то же самое, что в России. Вот только против мёртвых уголовные дела пока что не возбуждали. Но кто знает, вполне может быть, что доживём мы и до такого.


Смотрите также