Что влияет на подростковую агрессию и может ли она быть естественным явлением? Какие формы травли в сети существуют и как им противостоять? И защитит ли блокировка социальных сетей подростков от кибербуллинга?
22 октября состоялся вебинар по теме «Права детей и молодежи и кибербуллин» из серии, запланированных Казахстанским международным бюро по правам человека при финансовой поддержке Офиса программ ОБСЕ в г.Нур-Султан. О первом мероприятии можно прочитать ЗДЕСЬ, о втором ЗДЕСЬ.
За место под солнцем
В первом из трех блоков «Права детей и молодежи» Ирина Медникова – председатель попечительского совета Молодежной информационной службы Казахстана (МИСК) затронула «общие условия детей и молодежи Казахстана».
«Большинство в сети ищет возможности для развития», – говорит Ирина Медникова, потребности же – почти такие как и у всех: безопасность, образование, качественный досуг, трудоустройство, жилье и самовыражение. Но с реализацией потребностей не все гладко. Безработица среди молодых людей в три раза выше, чем у взрослых, и трудоустройство – еще не гарантия честных отношений с работодателем и достойной оплаты труда, поэтому зачастую молодежь живет в «условиях близких к бедности». Опять же, продолжает спикер, растет потребность молодых людей в самовыражении, однако ее представленность в политических процессах минимальна. Но в этом случае остальное население тоже отстранено от принятия политических решений.
Помимо потребностей Ирина Медникова представила три фактора, способствующих буллингу как онлайн, так и офлайн.
Замечено, что социальные катаклизмы происходят там, где случаются всплески рождаемости и доля молодого населения, становясь более весомой, «несет дополнительную нагрузку на социальные системы». Другой фактор – урбанизация. И то, и другое создает еще и «нагрузку внутри самого молодежного сообщества», отмечает Медникова, а уже «от этой плотности развивается высокая конкурентность и высокая конфликтогенность». Сейчас Казахстан находится в так называемом периоде «раннего демографического перехода» – то есть, в стране – молодое население, и по прогнозам, следующие пять лет численность молодежи будет возрастать (причем превалировать будет мужская часть).
«Это может способствовать нарастанию конкурентности в молодежной среде и конфлитогенности в детских сообществах» и тогда буллинг будет только одним из явлений», предупреждает Ирина Медникова. Третий фактор, «подпитывающий агрессивное поведение детей» – насилие. В Казахстане семейно-бытовое насилие стало едва ли не нормой, а «потом дети, приносят в социальные институты отголоски этого насилия».
Буллинг, моббинг, тролинг…
«В большей степени мы обращаем внимание на суицидальное поведение, на бытовое насилие», но мало кто обращал внимание на то, что «интернет – это не средство отвлечения ребенка, а это еще и угроза, в которую может попасть ваш ребенок», – отмечает директор Мангистауского филиала Бюро по правам человека Александр Муха, открывая тему «Кибербуллинг. Как противодействовать? Как провести диагностику вовлеченности?».
К тому же два года пандемии и «удаленка» резко усилило влияние интернета на все общество.
Среди приведенных Мухой интернет-рисков, которым гипотетически могут быть подвержено подрастающее поколение, на первое место он ставит интернет-зависимость, на втором месте – набор инструментов для подавления личности: буллинг – физическое насилие; моббинг – психологическое насилие; кибербуллинг – то же что и буллинг, только в сети; и троллинг. Из этого списка молодежи в большей степени известны понятия «буллинга» и «троллинга», про остальные слушали краем уха, также как родители и преподаватели. А, ведь, «зная суть проблемы, легче найти подход, чтобы эту проблему предотвратить или остановить».
Говоря о кибербуллинге, то «его жертвой может стать абсолютно любой человек, даже бабушка, даже дедушка» (и как у нас считают некоторые, даже елбасы). «Но дело в том, что именно подростки, они чаще всего становятся жертвами кибербуллинга», – разъясняет Александр Муха. Причем вторая часть подростков находится по другую сторону и устраивает травлю в сети. В отличие от других форм подростковой агрессии кибертравля происходит 24 часа в сутки, и ребенок или подросток, подвергшийся кибербуллингу, неспособен противостоять этому в одиночку. В то же время, зная психологию своих сверстников, преследователи устраивают все таким образом, что жертва боится или стесняется с кем-то поделиться своей бедой.
Понять, что ребенок попал в беду, можно и по ряду признаков. Всего Александр Муха насчитал одиннадцать основных этапов (или признаков) того, что ведется кибертравля. Резкая смена настроения; уход из соцсетей; прекращение общения с друзьями; нежелание посещать те места, которые прежде нравились; отказ ходить в школу под любыми предлогами; появляется раздражение и рассеяность; плохой сон; смена привычек и появление хронической усталости, и наконец, самый очевидный признак: ребенок вздрагивает от сигнала из любого гаджета.
И тот же кибербуллинг, согласно исследованиям, проведенным в России, является главной угрозой из сети для подростков (которой подвержены в большей степени девочки).
Как этому противостоять родителям с учетом того, что их сын или дочь могут уйти от родительского контроля в сети?
«Очень просто. Если вы проявляете искренний интерес, чем занят ваш ребенок, к его фобиям и его увлечениям, то ребенок будет больше проникнут доверием и вам будет легче контролировать это все. И, конечно, должны всегда присутствовать элементы кибербезопасности», – вполне простые рецепты от Александра Мухи, хотя на практике следовать им оказывается не всегда просто в силу занятости или забывчивости или, что уж говорить, порой компьютерной неграмотности взрослых.
Медиаграмотность вместо блокировок
Якобы благими намерениями вымощена дорога в ад. Это о скандальной инициативе двух депутатов от правящей партии, которые, озаботившись правами детей в сети, предлагают контролировать и обрубать платформы, не имеющие представительств в Казахстане. Одна из трех предложенных поправок касается кибербуллинга. Но поможет ли это делу? С этого начал свою тему «Медийная грамотность как инструмент противодействия буллингу» третий спикер вебинара – эксперт Международного центра журналистики MediaNet Игорь Братцев.
«Понятно, что это было просто поводом, и я говорю сейчас достаточно уверенно, потому что в рамках заседания клуба «Политон» один из разработчиков этого законопроекта – Айдос Сарым открытым текстом озвучил, что, конечно, мы предполагаем, что в рамках реализации этого законопроекта IT-кампании будут удалять контент, не только связанный с кибербуллингом, но и весь нежелательный контент, который подпадает под юрисдикцию Казахстана», – говорит Игорь Братцев.
На что эксперт привел пример двухдневной давности – лот по проведению мероприятий «по формированию антиконституционного мышления» от управления внутренней политики ВКО. Контент, вызвавший сарказм в обществе, был удален в течение 24-х часов.
Но за эти 24 часа объявление разлетелось по всей стране за счет скриншотов и перепостов в мультипликативном формате. То же самое будет, по мнению Братцева, с удалением постов, связанных с кибербуллингом: «бесполезно удалять контент в течение 24 часов», как о том ратуют депутаты от «Нур Отана», «когда есть столько каналов для тиражирования».
Поэтому, чтобы не допустить кибербуллинга требуется профилактика. Как рассказывает Братцев, по Казахстану ему не удалось найти точных данных, сколько детей и подростков знает, что это такое, сколько подвергалось. Зато в Китае о понятии кибербуллинг знает 73% жителей в возрасте от 6 до 18 лет, 72,2% сообщили, что с такой проблемой сталкивались их друзья, 67% так или иначе участвовали в кибербуллинге с разных сторон, наконец, 8% призналось, что сами были жертвами. Почти идентичные цифры – 73% вольных или невольных участников травли в мировом масштабе представляет ЮНИСЕФ.
Какие тогда есть возможности, если удаление контента не панацея и уж тем более блокировка соцсетей?
«Медиаграмотность, которая в формате профилактики может обеспечить долгосрочность результатов», – предлагает выступающий.
На основании исследования, проведенного в Украине, Братцев вынес на первое место «клевету» как инструмент кибербуллинга, на второе – самозванство, когда данные чужого пользователя представляются своими. Чтобы с этим бороться «детям со школьной скамьи надо прививать навыки фактчекинга, то есть проверки клеветы, проверки манипуляций». Хотя в идеале, чтобы проверку информации на достоверность могли осуществлять не только жертвы, но и их родители, а также преподаватели. Как добиться того, чтобы и дети, и родители, и преподаватели освоили навыки фактчекинга и какие подходы использовать к каждой из этих аудиторий – об этом лучше расскажет сам эксперт в нижеследующем видео.
Следующие мероприятия в рамках серии вебинаров пройдут: 10 ноября и заключительный форум 10 декабря 2021 г. Вебинары проводятся на платформе ОБСЕ в Zoom. Информацию о предстоящих мероприятиях можно найти ЗДЕСЬ.
* Поколение Z – термин, применяемый в мире для поколения людей, родившихся примерно с 1997 по 2012 годы.