По рапорту участкового полицейского актюбинца, нелицеприятно высказывавшегося о казахстанской власти, поместили в психиатрическую лечебницу. Выйдя оттуда он обратился в суд.
Сегодня суд №3 города Актобе отказал в исковых требованиях Асанали Суюбаеву по факту его принудительного помещения в психиатрическую лечебницу.
Напомним, что 16 апреля, покинув здание Казпочты Асанали (он передвигается на инвалидной коляске) был задержан сотрудниками полиции и госпитализирован по рапорту участкового инспектора Коянбаева в котором тот указал: якобы Асанали нарушал общественный правопорядок, обвинял во всём «власть» – тем самым, по убеждению участкового, выражал своё несогласие с принятыми в обществе моральными, политическими ценностями. По этим «веским» основаниям молодого человека госпитализировали в областной центр психического здоровья.
При этом, принудительная госпитализация лица в психиатрический стационар до вынесения судом решения допускается исключительно в целях недопущения таких последствий как: 1) страдающий заболеваниями представляет опасность для окружающих; 2) страдает тяжёлыми психическими расстройствами (заболеваниями); 3) страдающий психическими расстройствами (заболевание) и совершивших общественно опасное деяние.
Надо ли говорить, что ни под одну категорию Асанали не подпадал.
Опять же принудительная госпитализация (если это, конечно, не происходит в рамках карательной психиатрии) осуществляется только на основании решения суда, но уж никак не по рапорту участкового инспектора.
По всем этим причинам при поддержке Бюро по правам человека 22 мая 2020 года в актюбинском суде №3 началось судебное разбирательство по иску гражданского активиста Асанали Суюбаева к сотрудникам полиции и работникам областного психоневралогического диспансера.
Тем не менее ни одни доводы судьей не принялись в принципе, также судья Султангалиева постоянно задавала Суюбаеву вопросы, не имеющие отношения к предмету поданного иска, а именно: какое отношение он имеет к «Коше партиясы», давно ли он в ней состоит, с какой целью он раздавал листовки «Коше партиясы» и что в них было написано? Свидетель – участковый инспектор Коянбаев, рапорт которого был составлен на русском языке, вдруг на судебном процессе заявил, что не обладает знаниями русского и показания будет давать только на государственном языке.
Врач скорой медпомощи Джурмагамбетова чётко пояснила суду что оснований для госпитализации не было. Однако даже эти доводы судом услышаны не были.
Для Казахстана практика применения психиатрии для усмирения инакомыслящих – не частая, но уже зарекомендовавшая себя (еще с советских времен) практика. Понятно, что не хватит никаких лечебниц и даже колоний, чтобы распределить всех недовольных казахстанскими властями, но резерв пока еще, к сожалению, имеется. Законы в таких случаях не работают принципиально.