КМБПЧ – Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности

Без права на трудовые права

09.11.2022

Российские релоканты в РК уже начинают сталкиваться с нарушением трудового законодательства наравне с казахстанцами. Причем полномочные органы разводят руками, ссылаясь на указ президента.

Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте вспомним некоторые нормы основного Закона страны – Конституции РК, которая гарантирует каждому гражданину РК и иностранцу, находящемуся на ее территории, соблюдение конституционных прав.

«В Республике Казахстан признаются и гарантируются права и свободы человека в соответствии с Конституцией. Права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов. Иностранцы и лица без гражданства пользуются в Республике правами и свободами, а также несут обязанности, установленные для граждан, если иное не предусмотрено Конституцией, законами и международными договорами».

Вполне понятно, что в арсенале государства есть множество механизмов реализации защиты конституционных прав граждан, которые государство обязано защищать. Между тем, с некоторых пор попрание некоторых из них стало нормой поведения субъектов гражданско-правовых и предпринимательских отношений. При этом, дело даже не в том, что эти конституционные права нарушаются, а то, что инструменты государственной системы управления и уполномоченные органы в сфере трудовых отношений разводят руками и дают гражданам формальные отписки на поданные заявления, даже тогда, когда такие нарушения конституционных прав являются вопиющими.

Вот только один из характерных примеров такого нарушения в отношении иностранного гражданина (хотя подобное постоянно происходят и с нашими).

В Западно–Казахстанской области предприниматель принял на работу гражданина России, прибывшего после объявления мобилизации, с намерением дальнейшего трудоустройства и получения разрешения на временные проживания.

Как пояснил сам иностранец, он устроился на должность машиниста в одну из организаций в Уральске, проработал две недели и заболел, о чем предупредил работодателя. После выхода с больничного от бухгалтера фирмы он узнал, что работодатель и не собирался ему выплачивать заработную плату.

Со слов россиянина, на данном предприятии работают около 100 – 130 сотрудников. При этом – постоянная текучесть кадров и все увольняющиеся также не получают заработанного у и компенсационные выплаты, полагающиеся работнику при увольнении.

В данный момент гражданин России подал заявление в Управление инспекции по труду ЗКО, но, как показывает практика, ответ заявители всегда получают формальный, со ссылкой на Указ Президента о моратории на проверки объектов малого бизнеса (и который ограничивает возможности защиты граждан от незаконных действий со стороны работодателей, а иностранцев тем более). Видимо, на это и рассчитывают недобросовестные предприниматели, заранее зная, что никаких проверок в отношении них проводится не будет. Такая ситуация длится уже третий год и никому нет дела до нарушения гарантированных конституционных прав каждому гражданину.

Таким образом, есть основания утверждать, что происходит массовое нарушение конституционных прав граждан и трудового законодательства со стороны работодателей, относящихся к категории микропредпринимательства. В многочисленных обращениях заявителей в филиал Казахстанского международного бюро по правам человека сообщается о незаконных действиях работодателей: невыплате заработной платы, незаконных увольнениях, не выплаты компенсации за неиспользованный отпуск, не выплаты за сверхурочные работы, в выходные и праздничные дни, ведение двойной бухгалтерии, самоуправстве в виде применения штрафов к работникам, что является присвоением полномочий судебной власти, уклонении от уплаты налогов, не перечислении обязательных пенсионных отчислений работникам, отсутствии индивидуальных трудовых договоров, а по сути незаконной предпринимательской деятельность и обмане государства, а также другие виды нарушений.

По каждому из этих заявлений сотрудниками филиала Бюро были подготовлены и направлены мотивированные обращения в уполномоченный орган по труду, прокуратуру Западно-Казахстанской области и в Департамент государственных доходов по ЗКО с просьбой о проведении проверок по фактам нарушений Трудового кодекса РК и нарушения конституционных прав граждан со стороны работодателей.

Однако же уполномоченные органы как не принимали никаких мер по данным нарушениям конституционных прав, трудового законодательства, налогового законодательства (по сути граничившего с уголовными правонарушениями), так и не предпринимают. По всем без исключения обращениям филиалу правозащитной организации давались идентичные ответы уполномоченных органов, где они ссылались на мораторий по проведению проверок субъектов малого предпринимательства в связи с Указом Президента РК «О введении моратория на проведение проверок и профилактического контроля, и надзора с посещением в Республике Казахстан» от 26 декабря 2019 года № 229, которым введен мораторий на проведение проверок до 01 января 2023 года.

Между тем, подпунктом 1) пункта 1 выше названного Указа прямо установлено, что: «Центральным государственным и местным исполнительным органам прекратить с 1 января 2020 года до 1 января 2023 года проверки и профилактический контроль и надзор с посещением субъектов малого предпринимательства, в том числе субъектов микропредпринимательства, за исключением: проверок, направленных на предотвращение или устранение нарушений, которые потенциально несут массовую угрозу жизни и здоровью населения, окружающей среде, законности и общественному порядку; прямую или непосредственную угрозу конституционному строю и национальной безопасности, а также проводимых по основаниям, предусмотренным Законом Республики Казахстан от 4 июля 2003 года “О государственном регулировании, контроле и надзоре финансового рынка и финансовых организаций”.

Таким образом, создалась парадоксальная ситуация: получается, что в период с 1 января 2020 года до 1 января 2023 года, т.е. три года, работодатели малого бизнеса имеют полное право нарушать конституционные права граждан, заниматься самоуправством в виде применения к работникам штрафов, что по сути является присвоением полномочий судебной власти, увольнять по своей прихоти и без соблюдения законодательно установленного порядка работников, не выплачивать им заработную плату, не перечислять обязательные пенсионные отчисления, не делать отчисления в фонд медицинского страхования, уклоняться от оплаты налогов, вести двойную бухгалтерию, т.е. мошеннические действия по отношению к государству.

И все это они могут делать совершенно безнаказанно, а работники, подвергнутые унижениям и беззаконию, существенному нарушению их конституционных прав, никоим образом не защищаются государством, хотя эти права им гарантированы Конституцией!

Тогда как Казахстан ратифицировал Международный Пакт «О гражданских и политических правах» (далее по тексту МПГПП), а также Факультативный Протокол к нему. В соответствии с нормами п.1 ст. 2 МПГПП установлено, что: «Каждое участвующее в настоящем Пакте Государство обязуется уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам права, признаваемые в настоящем Пакте, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства».

Нормами п. 3 ст. 2 МПГПП установлено, что: «Каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется:

a) обеспечить любому лицу, права и свободы которого, признаваемые в настоящем Пакте, нарушены, эффективное средство правовой защиты, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве;

b) обеспечить, чтобы право на правовую защиту для любого лица, требующего такой защиты, устанавливалось компетентными судебными, административными или законодательными властями, или любым другим компетентным органом, предусмотренным правовой системой государства, и развивать возможности судебной защиты;

c) обеспечить применение компетентными властями средств правовой защиты, когда они предоставляются», – конец цитаты.

В данном случае, нарушается не только Конституция республики, но и международные обязательства, взятые на себя государством по обеспечению применения компетентными властями средств правовой защиты, когда они предоставляются.

В связи с такими обстоятельствами хотелось бы получить комментарий Министерства Труда и социальной защиты населения Республики Казахстан и услышать ответ: когда и кто будет обеспечивать гарантированное право граждан Республики Казахстан на вознаграждение.