17 февраля суд № 2 города Атырау рассмотрел второе ходатайство о применении административного надзора к активисту Максу Бокаеву на срок до трех лет (он был приговорен к пяти годам лишения свободы после земельного митинга 2016 года и освобожден 4 февраля 2021 года. — Ред.).
Ранее суд Атырау назначил Бокаеву трехлетний административный надзор по ходатайству Атырауской областной уголовно-исполнительной системы от имени администрации колонии, в которой содержался Бокаев. На этот раз наложить на Бокаева административный надзор предложил департамент полиции Атырау.
Департамент полиции города просит суд наложить на Бокаева семь ограничений. В ведомстве требуют, чтобы активисту запретили покидать жилище в выходные и праздничные дни. Согласно требованиям полиции, активист в рабочие дни должен находиться дома с 22 до 6 часов, а если ему нужно куда-то выехать, то он должен будет получить письменное разрешение полиции.
Полиция также не хочет, чтобы Бокаев покидал пределы Атырау без ее разрешения. Ограничения также предполагают запрет на посещение улиц, площадей, парков и скверов, кафе и ресторанов и других общественных мест во время общественных мероприятий. Кроме того, ограничения обязывают активиста регистрироваться в полиции по обозначенному полицией время.
Полиция предложила запретить Максу Бокаеву общаться или разговаривать по телефону с несовершеннолетними людьми без разрешения их родителей или законных опекунов.
Выступая в суде, Бокаев заявил, что ограничение лишит его права разговаривать с родственниками, и спросил полицию, насколько необходимо такое ограничение. Майор Нуржан Сахметов, представлявший ведомство на суде, ответил, что «это сделано для того, чтобы подростков не приглашали на митинг».
Бокаев спросил майора: «Есть ли доказательства того, что я уже приглашал подростков на митинги?» Майор не смог ответить на этот вопрос. В полиции заявили, что читали тюремную характеристику на Бокаева, согласно которой он получил несколько предупреждений. Адвокат Бокаева Жанар Сундеткалиева высказала мнение, что документ, который читали в полиции, не соответствует действительности, а активиста в тюрьме характеризуют как пунктуального и ответственного человека. Юрист зачитала документ.
В суде Бокаев заявил, что в случае введения этих ограничений он нарушит требования. Он добавил, что отбыл наказание, хотя был осужден безвинно. Активист отметил, что наложение на него административного надзора после освобождения считает незаконным.
— Я был незаконно заключен в тюрьму на четыре года и девять месяцев, я отбыл срок этого наказания. Когда я находился в тюрьме, представители комитета уголовно-исполнительной системы заявили, что создадут условия для моей адаптации к обществу после освобождения [из тюрьмы]. А эти административные ограничения запрут меня дома по выходным и праздничным дням. Меня хотят увести от связи с обществом, — сказал он.
По окончании слушания прокурор Умбеталин заявил, что ограничение, предложенное полицией, уместно. Судья Дауренбек Даумов перенес следующее слушание на 18 февраля.
Гражданский активист Макс Бокаев был осужден после состоявшегося в апреле 2016 года многотысячного митинга в городе Атырау против земельной реформы. Бокаева обвинили в «возбуждении социальной розни», «распространении ложной информации» и «нарушении законодательства о митингах». Правозащитники назвали его «политическим заключенным».
Он вышел из колонии УГ-157/9 в городе Атырау 4 февраля 2021 года. Встретить его прибыли десятки людей. Макс Бокаев сказал, обращаясь к собравшимся, что без народной поддержки его бы «сгноили» в тюрьме. У ворот тюрьмы он выступил с предложением собираться на общенациональные митинги по воскресеньям, с 28 февраля по 28 марта, с требованием проведения реформ в стране.
ИСТОЧНИК:
Радио «Азаттык»