Доклад о свободе вероисповедания в странах мира за 2010 г.: Казахстан

15.04.2011

Конституция предусматривает свободу вероисповедания, однако, законы государства в вопросах вероисповедания ограничивают содержащиеся в Конституции правовые гарантии свободы вероисповедания. 

 

Ситуация в вопросах соблюдения государством принципов свободы вероисповедания  не изменялась на протяжении отчетного периода. Законодательство, регламентирующее религиозную деятельность, не претерпело изменений за отчетный период. При применении государством существующего законодательства продолжались проблемы с некоторыми незарегистрированными группами, ввиду того, что закон предусматривает обязательные требования регистрации для миссионеров и религиозных организаций. Несмотря на то, что большинство религиозных сообществ отправляют свои богослужения без вмешательства со стороны государства, местные чиновники в отдельных случаях пытались ограничить практику вероисповедания некоторых групп религиозных меньшинств. Местные и республиканские правоохранительные органы все больше преследовали в судебном порядке нетрадиционные религиозные группы за осуществление незаконной или несанкционированной образовательной, религиозной или предпринимательской деятельности. Государственные органы в открытой форме не выступали с критикой в адрес «нетрадиционных религиозных групп». Однако, на фоне усилившейся риторики государственных органов о необходимости борьбы с «религиозным экстремизмом» увеличилось количество членов религиозных объединений, обвиненных в терроризме. 

 

Сообщений о притеснении  в обществе по причине религиозной принадлежности, веры или практики богослужений не поступало. Лидеры ислама, русской православной церкви, римской католической церкви  и  иудаизма сообщали о высоком уровне признания  в обществе. Некоторые группы религиозных меньшинств, в том числе христиане-евангелисты  и сайентологи, сталкивались с отрицательным освещением в средствах массовой информации.

 

Правительство США обсуждает вопросы свободы вероисповедания с властями в рамках своей общей политики поддержки прав человека. Посол и другие официальные лица США, участвующие в интенсивном частном и общественном диалоге с правительством, призывали к тому, чтобы любые поправки к религиозному законодательству соответствовали гарантиям свободы вероисповедания Конституции страны, а также ее международным обязательствам. Официальные лица Правительства США посещали религиозные объекты, встречались с религиозными лидерами, а также работали с должностными лицами государства в целях решения конкретных вопросов, вызывающих беспокойство. Сотрудники Посольства поддерживали связь с широким спектром религиозных групп и защитников свободы вероисповедания.

 

Раздел I.  Религиозная демография

 

Территория страны составляет 1,052,540 квадратных миль, население -16.4 млн. согласно предварительным результатам переписи населения 2009 года. Ввиду отчасти кочевого, а также советского прошлого страны, многие жители считают себя неверующими; исследования прошлых лет показывали низкие уровни религиозных убеждений и участия в богослужениях. Государством ведется статистический учет количества зарегистрированных общин и организаций, но не численности каждого объединения. Самые последние достоверные данные в области религиозной принадлежности основываются на данных переписи населения 1999 года.

 

Несмотря на то, что с 1999 года значительно увеличилось количество зарегистрированных групп религиозных меньшинств, государство считает, что процентные соотношения населения, принадлежащего к определенным религиозным группам, не изменились.

 

Приблизительно 65 процентов населения считают себя мусульманами. Этнические казахи, которые по расчетам составляют 60 процентов населения, а также этнические узбеки, уйгуры и татары, которые совместно составляют менее 10 процентов, исторически являются мусульманами-суннитами школы Ханафи. Другие исламские группы, которые составляют менее 1-го процента населения, включают суннитов шафии (традиционно ассоциируемых с чеченцами), шиитов, суфиев и ахмади. Наиболее высокая концентрация исповедующих ислам, согласно их собственным утверждениям, наблюдается в южном регионе, граничащем с Узбекистаном. Насчитывалось 2,369 зарегистрированных мечетей, большинство которых состоят в Духовном управлении  мусульман Казахстана (ДУМК), национальной организации, имеющей тесные связи с государственной властью.  Приблизительно 70 мечетей в состав ДУМК не входят.

 

Приблизительно треть населения, состоящая из большого количества этнических русских и меньшего количества этнических украинцев и белорусов, традиционно принадлежат к Русской православной церкви. Имеется 299 зарегистрированных русских православных храмов. Римско-Католическая епархия, представленная этническими украинцами и этническими немцами, составляет  1 процент населения. По оценочным данным, 1.3 процента населения Казахстана составляют этнические немцы, многие из которых принадлежат к римско-католической церкви или лютеранству.  По официальным данным в стране имеется 83 зарегистрированных римско-католических храма и связанных с ними организаций. Небольшая, родственная им община греко-католиков, большинство в которой составляют этнические украинцы, имеет пять  зарегистрированных храмов.

 

Согласно государственной статистике, общины христиан-протестантов превышают по своему количеству общины Русской православной или Римской католической Церкви, однако, маловероятно, что христиане-протестанты имеют большее число последователей. По официальным данным, в отчетный период существовало 1,267 зарегистрированных организаций христиан-протестантов и 543 культовых сооружения.

 

В стране существует две группы баптистов: Союз Христиан – Евангелистов и Баптистов (Союз баптистов),  насчитывающий приблизительно 10,000 последователей и 227 зарегистрированных групп, а также Совет церквей  христиан-евангелистов и баптистов (Совет церквей), имеющий приблизительно 1,000 последователей.  Совет церквей принципиально отказывается от регистрации.

 

Другие религиозные объединения христиан со значительным количеством общин включают в себя пресвитерианцев, лютеран, пятидесятников, а также свидетелей Иеговы и адвентистов седьмого дня.  Также зарегистрированы небольшие общины методистов, меннонитов и мормонов.

 

Еврейская община, составляющая менее 1 процента населения, имеет синагоги в Алматы, Астане, Усть-Каменогорске, Костанае и Павлодаре.

 

Государственная статистика за отчетный период содержит данные о других 43 зарегистрированных религиозных объединениях, включая четыре зарегистрированные группы буддистов, 12 отделений Общества Сознания Кришны, а также Церковь сайентологии, бахаистов, ученых-христиан, и Церковь Объединения.

 

Раздел II. Ситуация с соблюдением государством свободы вероисповедания

 

Правовая/политическая база

 

Конституция предусматривает свободу вероисповедания, однако, на практике другие законы и нормативные акты сужают эти права. Конституция определяет страну как светское государство и предусматривает право не указывать религиозную принадлежность.

 

Государственное законодательство в вопросах религии ограничивает правовую защиту свободы вероисповедания, предусмотренную Конституцией, а принятые в 2005 году поправки к законодательству усиливают требования по регистрации. Они также уточняют, что религиозные объединения должны регистрироваться как в центральных государственных органах, так и в местных органах власти отдельных регионов (областей), в которых они имеют общины. Для регистрации религиозная организация должна иметь в своем составе, по крайней мере, 10 членов и подать заявление в Министерство Юстиции (МЮ). Законодательство о свободе вероисповедания сохраняет положения  о том, что каждый гражданин может свободно исповедовать свою религию «индивидуально или совместно с другими».

 

Государство имеет право отказать в регистрации на основании недостаточного количества последователей или несоответствия между положениями устава религиозной организации и законодательством. В дополнение к этому, согласно Закону об общественных объединениях, вся деятельность зарегистрированных организаций, в том числе религиозных объединений может быть приостановлена по решению суда сроком от трех до шести месяцев за нарушение Конституции или законов, или систематическое осуществление деятельности, противоречащей уставу и правилам зарегистрированной организации. Органы внутренних дел, прокуратуры и граждане могут обратиться в суд с целью приостановления деятельности зарегистрированной организации за не устранение нарушений или за повторные нарушения закона. В период приостановления деятельности, организации запрещается выступать в средствах массовой информации, проводить встречи, собрания или службы, а также осуществлять финансовые операции, за исключением расчетов в рамках действующих договоров, таких как выплата заработной платы.

 

Статья 375 Административного кодекса позволяет властям приостанавливать деятельность и штрафовать лидеров незарегистрированных групп; статья 374-1, внесенная в Административный кодекс в июле 2005 г. в рамках дополнений по обеспечению национальной безопасности, предусматривает более значительные штрафы по сравнению со статьей 375. Руководство незарегистрированной религиозной организацией влечет штраф в размере $961 (141,300 тенге),  а участие в незарегистрированной религиозной организации влечет штраф в размере $481(70,650 тенге). Местные органы власти по своему ничем не ограниченному усмотрению решают по какой статье, 375 или 374-1, должны взыскиваться штрафы за незарегистрированную религиозную деятельность. 

 

Комитет по делам религии (КДР), переданный в марте 2010 г. из МЮ в компетенцию Министерства культуры, является связующим звеном между религиозными объединениями и государством. Кроме того, КДР является консультативным органом в структуре МЮ по организации регистрации религиозных объединений. КДР  также обеспечивает проведение экспертизы по религиозным вопросам для судов, проверяет религиозные материалы, полученные сотрудниками правоохранительных органов в ходе расследований, а также осуществляет координацию с  правоохранительными органами по отслеживанию соблюдения регистрационных требований.

 

За отчетный период государственные чиновники продолжали выражать обеспокоенность потенциальным распространением политического и религиозного экстремизма в стране. Комитет национальной безопасности (КНБ) охарактеризовал борьбу против “религиозного экстремизма” как один из главных приоритетов службы внутренней разведки. Принятый в 2005 году Закон о противодействии экстремизму распространяющийся на религиозные объединения и другие организации, предоставляет государству обширную свободу в вопросах определения и включения какой-либо группы в список экстремистских организаций, запрещения деятельности обозначенной группы и установления уголовной ответственности за членство в запрещенной организации. Политическое движение Хизб ут-Тахрир (ХТ) остается единственной группой, запрещенной  по этому закону. ХТ является экстремистской исламской политической организацией, руководствующейся социально-религиозной идеологией, отличающейся враждебной антисемитской и антизападной направленностью и призывами к свержению светских правительств. Никакие аполитичные религиозные организации в стране не были запрещены законом как экстремистские.

 

Православное Рождество и Курбан-Айт являются официальными государственными праздниками. 

 

Законодательство о выборах запрещает деятельность политических партий на основе национальности, половой  или религиозной принадлежности. Уголовный кодекс запрещает разжигание межнациональной или межрелигиозной розни; это положение в одном случае получило широкое толкование, распространяющееся на некоторые религиозные учения. 

 

ДУМК, возглавляемое Верховным муфтием в г. Алматы, оказывает значительное влияние  на практику исповедования ислама, в том числе строительство мечетей, а также проведение экзаменов и проверки личных данных кандидатов в имамы. ДУМК является основным координатором паломнических поездок и предоставляет разрешение туристическим агентствам на оказание услуг гражданам в совершении хаджа. Религиозные наблюдатели сообщают о том, что ДУМК иногда оказывает давление на  неприсоединившихся имамов и общины, с целью заставить их вступить в ДУМК для обеспечения традиционности в канонах. Несмотря на влияние и давление со стороны ДУМК, имеется ряд зарегистрированных сообществ мусульман, не связанных с ДУМК.

 

Местные и иностранные миссионеры должны ежегодно проходить регистрацию в МЮ и предоставлять информацию о религиозной принадлежности, территории миссионерской деятельности, а также сроках осуществления данной деятельности. Вся литература и другие материалы, используемые  при осуществлении миссионерской деятельности, должны прилагаться к заявлению о регистрации; использование материалов, непроверенных в процессе регистрации, является незаконным. Кроме того, миссионер должен представить документы о регистрации и доверенность от приглашающей религиозной организации на осуществление деятельности от ее имени. МЮ может отказать в регистрации миссионерам, деятельность которых противоречит каким-либо законам, в том числе законам, запрещающим разжигание межэтнической и межрелигиозной розни. Иностранные миссионеры, как любые иностранцы, должны регистрироваться в органах миграционной полиции и указывать цель своего пребывания. Согласно Конституции иностранные религиозные организации должны осуществлять свою деятельность, в том числе назначение глав религиозных объединений, «по согласованию с соответствующими государственными органами». Иностранцы могут регистрировать религиозные организации; однако, государство требует, чтобы большинство из 10 учредителей составляли местные граждане.

 

С 1 марта Министерством иностранных дел и Министерством внутренних дел введены новые визовые правила, согласно которым иностранный гражданин, работающий в религиозной организации, должен получить миссионерскую визу. Миссионерская виза дает право на пребывание  в стране не более 6 месяцев в году. По новым правилам КДР обязан проверять заявителей, и заявления на получение визы должны сопровождаться разрешением, выданным КДР. Кандидаты на получение миссионерской визы должны получать разрешение КДР каждый раз при подаче заявления. 

 

Государство не разрешает преподавание религии в государственных школах. Обучение на дому разрешается только при  определенных обстоятельствах, которые не включают оснований по религиозным мотивам. Родители могут отдавать детей на дополнительные учебные занятия по религии, проводимые зарегистрированными религиозными организациями.

 

Согласно национальному закону о свободе вероисповедания и религиозных объединениях, религиозное обучение детей  не должно наносить вред общему развитию ребенка или же его физическому или моральному здоровью. Законодательство не уточняет, как должен оцениваться подобный вред, или какой орган должен выносить такие определения. Нормативные документы, регулирующие лицензирование образовательных услуг не позволяют религиозным объединениям обучать детей без разрешения Министерства образования. Согласно этим нормам, религиозная организация, устав которой содержит положения о религиозном обучении, может получить отказ в регистрации, если у нее будет отсутствовать разрешение от Министерства образования.

 

Государство предоставляет зарегистрированным религиозным организациям освобождение от уплаты налогов с церковных пожертвований, а также с  дохода от определенных видов религиозной  деятельности. Общины должны оплачивать услуги, такие как противопожарная защита религиозных зданий. Государство безвозмездно предоставляет здания и земельные участки, а также оказывает другие виды содействия для строительства новых мечетей, синагог и русских православных храмов.

 

Органы прокуратуры имеют право проводить ежегодные проверки всех организаций, зарегистрированных в государственных органах, и  они регулярно проводят подобные проверки.

 

26-го ноября 2008 г. Парламент принял поправки к закону о свободе вероисповедания, которые вызвали многочисленные возражения со стороны активистов гражданского общества и религиозных групп как жестко ограничивающие свободу совести. Предлагаемый закон был направлен на подпись Президенту, который передал его на рассмотрение Конституционного совета. 11 февраля 2009 г. Совет отклонил закон на формальном основании несоответствия поправок Конституции.

 

Программа по обеспечению свободы вероисповедания и совершенствованию государственно-конфессиональных отношений в Республике Казахстан на 2007-2009 гг., утвержденная Правительством в 2007 г., предусматривает ряд инструкций и планов государственных мероприятий в области религии. Помимо прочих вопросов, в программе представлены планы по “укреплению стабильности религиозной ситуации” и предотвращению религиозного экстремизма путем различных образовательных мер, а также размещения спонсированных государством публикаций и программ в средствах массовой информации. Кроме того, в программе содержится критика растущей активности со стороны “нетрадиционных религиозных групп”, ввиду создания напряженности в межконфессиональных отношениях и игнорирования существующих социальных, культурных и религиозных традиций. Программа предусматривает принятие нового закона для усиления контроля над деятельностью миссионеров и над распространением религиозных материалов.

 

В Национальном плане действий по правам человека на 2009-2012 гг., подписанном Президентом в июне 2009 г., отмечен ряд несоответствий, в частности, по вопросам наказаний, между законодательством Казахстана и международными стандартами по свободе вероисповедания, а также в отношении незарегистрированной религиозной деятельности. План также предусматривал внесение к 2011 г. поправок в  законодательство страны о религии, для приведения его в соответствие с международными стандартами. Кроме того, в отчете содержались рекомендации для МЮ начать совместно с неправительственными организациями (НПО) публикацию ежегодных отчетов о состоянии свободы вероисповедания в стране. По состоянию на 30 июня отчет не был обпубликован. 

 

Государство продолжало публично выражать свою поддержку религиозной толерантности и религиозного многообразия.

 

Ограничения свободы вероисповедания

 

Государство, в целом, обеспечивало соблюдение действующих правовых ограничений в отношении свободы вероисповедания. Однако, никакие аполитичные религиозные группы не были запрещены.

 

Исламистское политическое движение Хизб ут-Тахрир (ХТ)  остается запрещенным по закону о противодействии экстремизму. Ввиду того, что ХТ является, прежде всего, политической организацией, хотя и основанной на мотивах религиозной идеологии, и не осуждает террористические акты, совершенные другими группами, действия властей по ограничению ХТ и  преследование его членов в судебном порядке, как таковые, не являются ограничением свободы вероисповедания.

 

Большинство религиозных сообществ предпочитают пройти государственную регистрацию и обычно успешно регистрируются; однако, группы религиозных меньшинств в некоторых случаях сообщали о значительных задержках регистрации. При отказе или существенной задержке регистрации государство обычно утверждает, что устав группы не соответствует требованиям законодательства  или же ссылается на необходимость проведения теологической экспертизы.

 

Большинство религиозных объединений проводят свои службы в основном без вмешательства со стороны государства; однако, представители местных и областных органов в некоторых случаях пытались ограничить или контролировать практику богослужений нескольких групп, в особенности сообществами религиозных меньшинств, таких как христиане-евангелисты, Свидетели Иеговы, сайентологи, а также мусульмане, не состоящие в ДУМК. За отчетный период государство применяло законодательство в отношении незарегистрированных религиозных групп неравномерно.

 

За отчетный период Баптистский совет церквей отметил несколько судебных процессов против прихожан по всей стране за участие в деятельности незарегистрированных объединений. Совет церквей придерживается политики, согласно которой они не стремятся к регистрации  и не признают регистрацию в странах бывшего Советского Союза, а члены церкви критикуют навязчивый характер процесса регистрации, требующий предоставление информации о национальной принадлежности, семейном положении, религиозном образовании, о месте работы  и политической принадлежности.

 

Совет сообщал о нескольких случаях, когда пасторов подвергали штрафам за незарегистрированную религиозную деятельность, а впоследствии  арестовывали за неуплату штрафов.  Во всех этих случаях, выносились либо условные сроки содержания под стражей, либо сроки заключения ограничивались тремя сутками.

 

Представители церкви «Новая жизнь» сообщали о нескольких случаях применения к ее последователям санкций за незарегистрированную миссионерскую деятельность. Руководством школы в Актау была уволена учительница за передачу религиозной литературы ученику, и местные органы власти впоследствии оштрафовали ее за незарегистрированную миссионерскую деятельность. 9 июня 2010 г. районный суд Кызылорды приостановил на 6 месяцев деятельность Актауского филиала протестантской церкви «Новая жизнь» и привлек пастора церкви, Максима Ташенова, к штрафу за незарегистрированную миссионерскую деятельность. Церковь зарегистрирована в местных органах власти в соседней Мангыстауской области, но не в Кызылорде. Суд применил санкции в отношении церкви за организацию пастором Ташеновым богослужения в Кызылорде. 

 

По данным Алматинского Хельсинского Комитета, 11 марта 2010 г. решением районного суда Тараза адвентист Александр Орфониди был привлечен к штрафу за ненадлежащее воспитание своей 12-летней дочери, т.к. она не посещала школу по субботам.

 

Поступали сообщения о том, что за отчетный период имели место случаи срыва религиозных собраний в частных домах местными представителями КНБ или полиции. Некоторые группы сообщали, что представители местных правоохранительных органов посещали их службы, хотя их присутствие, в целом, не являлось  дезорганизующим.

 

Хотя в законодательстве нет четкого определения миссионерской деятельности,  власти часто интерпретировали любую религиозную деятельность находящихся в Казахстане иностранных граждан как миссионерскую и высылали тех, кто не был зарегистрирован в качестве миссионеров.

 

Мусульмане Ахмади сообщили, что один из их иностранных миссионеров был вынужден покинуть страну в результате введения новых визовых требований. Решение по его заявлению на получение новой миссионерской визы должно быть принято в конце отчетного периода. 

 

 

10 марта 2010 г. Верховный суд отменил решение о депортации, вынесенное в мае 2008 г. в отношении гражданина США, являвшегося членом руководящего органа Свидетелей Иеговы, и гражданина Канады. Оба они были депортированы после вынесения судебного решения о том, что они нарушили условия своих деловых виз, осуществляя миссионерскую деятельность без регистрации. 

 

В тех случаях, когда религиозные объединения осуществляли деятельность в качестве юридических лиц, например, коллективных фермерских хозяйств, ресторанов, или детских приютов, власти проводили медицинские, санитарные и другие проверки, связанные с характером деятельности организаций. Органы власти проводили проверки общественной безопасности объектов, используемых для религиозных мероприятий, с целью обеспечения соответствия строительным и противопожарным нормам. Данные проверки также предоставляли органам власти информацию о состоянии регистрации таких групп.

 

Местные органы власти в г. Алматы 17 мая 2010 г. начали уголовное расследование в отношении пастора протестантской церкви «Фарес» Валериана Когая. Представители правоохранительных органов дважды совершали рейды в реабилитационный центр для наркоманов при церкви, и органы власти ведут расследование в отношении пастора Когая за незаконное предпринимательство и медицинское лечение. На конец отчетного периода расследование продолжалось.

 

Некоторые средства  массовой информации продолжали публиковать или выпускать в эфир материалы  с критикой нетрадиционных религиозных групп, таких как Евангельские христиане протестанты, Свидетели Иеговы, Сайентологи, общество сознания Кришны, представляя их как опасные секты, вредные для общества. С декабря 2009 г. по февраль 2010 г. местными отделениями холдинга «Нур-Медиа», медиакомпании, контролируемой правящей партией «Нур Отан», была показана серия телевизионных программ  с критикой нетрадиционных групп в Южном Казахстане. Государством создана и финансируется НПО «Помощь жертвам тоталитарных сект». НПО публично назвала некоторые нетрадиционные религиозные группы «сектами». Заслуживающие доверия НПО и нетрадиционные религиозные группы выступили с критикой в адрес учебника по основам религии, который предназначался для введения в программы средних школ, как предвзято настроенного против нетрадиционных религиозных групп. Министерство культуры отклонило данный учебник как некорректный, хотя его копии до сих пор используются в некоторых средних школах.

 

По данным СМИ, 2 марта 2010 г. Департаментом внутренних дел Акмолинской области был организован семинар по борьбе с религиозным экстремизмом, в ходе которого представители полиции сообщили об отсутствии проявлений терроризма в Акмолинской области, но отметили несколько случаев наложения административных наказаний в отношении незарегистрированных баптистов.    

 

В сентябре 2009 г. КДР отменил свое решение о запрете ряда публикаций Свидетелей Иеговы, однако, потребовал, чтобы Свидетели Иеговы предоставили свою литературу для оценки экспертами КДР. На конец отчетного периода результаты оценки еще не были представлены.

 

В отличие от предыдущего отчетного периода, власти Карасайского района Алматинской области достигли определенного прогресса в решении спора с представителями Алматинского общества сознания Кришны о земельном участке в Алматинской области, который использовался кришнаитами. Власти  утверждали, что данный спор является имущественным и не связан с религиозной принадлежностью кришнаитов. Несколько других сообществ Харе Кришна, зарегистрированных в стране, осуществляли свою деятельность без подобных проблем, хотя они не владели никакой собственностью. В марте 2009 г. местные власти предложили кришнаитам участок для храма вблизи Алматы и обещали найти пастбище для коров общины. 9 апреля вновь назначенный аким Карасайского района официально предложил кришнаитам один гектар земли, которую общество занимает в настоящее время. Общество обратилось с просьбой о предоставлении дополнительных 15 гектар земли, прилегающей к участку. На конец отчетного периода решение по этому обращению еще не было принято.

 

Нарушения свободы вероисповедания

 

15 апреля 2010 г. апелляционный суд отменил решение суда нижней инстанции и аннулировал штраф, наложенный в отношении Жаны-Терезы Раудович. 20 января 2010 г. суд привлек ее к штрафу в размере 100 минимальных расчетных показателей за организацию религиозного собрания без надлежащей регистрации.

 

9 апреля 2010 г. районный суд Акмолинской области приговорил Валерия Твердохлебова к четырем годам лишения свободы за разжигание  социальной, национальной, родовой и религиозной розни и пропаганду терроризма. Твердохлебов, последователь ислама Салафи, утверждал на суде, что давал признательные показания под пытками.

 

Виктор Левен, баптист, уроженец Казахстана, который отказался от  немецкого гражданства, но не может получить казахстанское гражданство, был осужден 14 октября 2009 г. за миссионерскую деятельность без разрешения и находился под угрозой депортации. Он и его жена не имеют паспортов и не могут устроиться на оплачиваемую работу. На конец отчетного периода статус Виктора Левена и его жены не изменился.

 

В октябре 2009 г. районный суд Алматы признал президента Алматинской церкви сайентологии Светлану Байтингер виновной в ведении незаконной предпринимательской деятельности и приговорил ее к трем годам условно. Прокурор предъявил церкви обвинение в незаконном извлечении прибыли от продаж литературы и использовании статуса религиозной организации для уклонения от уплаты налогов. Расследование началось после рейда 8 октября 2008 г. в помещения церкви в Алматы и Медео.

 

В течение отчетного периода власти продолжали расследование дела о подозрении в государственной измене против руководства Пресвитерианской Церкви Благодать, а также судебный процесс, связанный с сокрытием налогов, проводя рейды, кратковременные задержания, после рейда 27-го августа 2009 года сотрудниками КНБ в центр Пресвитерианской Церкви Благодать в городе Караганде, в церковь  Благодать  в Усть-Каменогорске, а также в несколько частных домов принадлежащих церкви. Это последовало за рейдом в январе 2008 г. в  отдельную общину Церкви Благодать в Алматы. Власти не сообщали подробностей расследования. Во внутреннем документе КНБ, предоставленном церковью Благодать в Жамбыле, офицер Департамента КНБ Жамбылской области утверждал, что церковь представляет угрозу национальной безопасности, т.к. она пропагандирует проамериканскую идеологию и направлена на дискредитацию местных и центральных органов власти. Власти официально не задерживали служителей и не закрывали церкви. По состоянию на конец отчетного периода, никому из служителей церкви не было предъявлено обвинения в измене, хотя служители церкви и правозащитники были по-прежнему обеспокоены широтой и масштабом продолжающегося расследования.

 

В деле Елизаветы Дреничевой, члена Церкви объединения, гражданки России, осужденной в январе 2009 г. за «внушение гражданам чувства неполноценности на основе их родовой принадлежности», дальнейшего развития не наблюдалось. В марте 2009 г.  апелляционный суд г. Алматы отменил приговор Дреничевой, но оставил в силе решение о ее виновности. 

 

Как и в предыдущий отчетный период, сведений о продолжительных задержаниях членов религиозных организаций за обращение других лиц в свою веру не поступало. В некоторых случаях власти принимали меры в отношении лиц, не имевших регистрации в качестве миссионеров и занимавшихся обращением в свою веру других людей, однако, данные действия ограничивались конфискацией религиозной литературы, штрафами, кратковременными задержаниями и депортацией.

 

По сообщениям прессы, члены исламского движения Таблиги Джама’ат, аполитичной исламской миссионерской группы, происходящей из Южной Азии, были задержаны в Жамбылской области за незаконную миссионерскую деятельность. Движение Таблиги Джама’ат в стране не зарегистрировано.

 

Если лица признавались виновными в нарушении статей 374 или 375 Административного Кодекса, судом назначался штраф. Члены Совета церквей, как правило, отказывались платить штрафы за отсутствие регистрации. Поступали сообщения о том, что суды обязывали к оплате штрафов в нескольких случаях путем конфискации имущества, в том числе частных домов, принадлежащих пасторам и используемых для проведения служб.

 

Сведений о лицах, задержанных или отбывающих наказание в стране по религиозным причинам, не поступало.

 

Насильственное обращение в другую религию

 

Сведений о насильственном обращении в другую религию не поступало.

 

Улучшения и позитивные изменения в соблюдении свободы вероисповедания

 

За отчетный период еще 91 религиозная группа прошла государственную регистрацию. Согласно государственной статистике, на 1 апреля 2010 г. в стране были зарегистрированы 4,453 религиозные организации и группы, представляющие более 40 конфессий и вероисповеданий.  В сентябре 2009 г. в учебные программы средних школ был введен курс религиозного образования. 

 

Власти прилагали усилия по распространению религиозной терпимости в рядах своих сотрудников. Курсы по правам человека, проводимые НПО совместно с государственными органами для работников правоохранительных органов, по-прежнему содержали информацию о религиозных правах, гарантированных законом.

 

Раздел III.  Ситуация с уважением свободы вероисповедания в обществе

 

В стране проживает множество национальностей, и имеются давние традиции толерантности и светскости. После обретения независимости значительно возросло количество мечетей и церквей.  Однако, население иногда с недоверием относится к группам религиозных меньшинств и группам, которые занимаются обращением в свою веру других людей. Поступали сообщения о том, что граждане подавали жалобы властям после того, как члены их семей вовлекались в такие группы.

 

Члены экстремистского политического движения ХТ продолжали печатать и распространять листовки, содержащие, помимо прочего, и положения в поддержку антисемитизма.

 

Лидеры четырех религиозных объединений, которые рассматриваются государством в качестве “традиционных”- ислам, русское православие, римский католицизм и иудаизм – отмечали общее принятие и толерантность, которые не всегда ощущали группы религиозных меньшинств. За отчетный период сведений о том, что недоверие к группам религиозных меньшинств привело к насилию, не поступало.

 

Раздел IV.  Политика Правительства США

 

Правительство США обсуждает вопросы свободы вероисповедания с органами власти в рамках своей общей стратегии поддержки прав человека. Официальные лица США подчеркивали то, что двустороннее сотрудничество по вопросам экономики и безопасности, дополняет, а не заменяет значительный прогресс в вопросах прав человека, в том числе в вопросах свободы вероисповедания.

 

Посол и другие сотрудники посольства, а также представители Государственного департамента в Вашингтоне, продолжали поддерживать диалог с властями, стремясь заручиться заверениями в том, что любые поправки, в конечном итоге внесенные в закон, будут отражать международные обязательства страны по соблюдению прав человека на мирное выражение своих религиозных убеждений.

 

Представители посольства и Государственного департамента США посещали места богослужений, встречались с религиозными лидерами, а также работали с государственными чиновниками по рассмотрению конкретных вопросов, вызывающих беспокойство.

 

Посольство поддерживало связи с широким спектром религиозных сообществ и защитников свободы вероисповедания, и сообщало о нарушениях их конституционных и человеческих прав. Руководящие лица Государственного департамента и Правительства США встречались с высокопоставленными государственными чиновниками и членами религиозных объединений в стране для обсуждения вызывающих беспокойство проблем свободы вероисповедания. Сотрудники посольства работали над тем, чтобы связать религиозные общины с имеющимися в стране правовыми ресурсами и способствовать решению проблем с регистрацией.

 

Сотрудники посольства посещали общественные мероприятия в поддержку религиозных сообществ и участвовали в круглых столах и других общественных дебатах по вопросам свободы вероисповедания и толерантности. Представители правительства США в Казахстане и Вашингтоне поддерживали регулярную связь с НПО, занимающимися вопросами свободы вероисповедания, в том числе с Алматинским Хельсинским комитетом, Ассоциацией религиозных организаций Казахстана, а также Казахстанским международным бюро по правам человека и соблюдению законности.

 

Программа малых грантов Комиссии Посольства по вопросам демократии предоставляла  поддержку программ по правам человека и религиозной толерантности.

 

ИСТОЧНИК:

http://russian.kazakhstan.usembassy.gov/irf-2010.html


Добавить комментарий