• Главная
  • >
  • Антидискриминационное законодательство в РК: предпосылки созданы, пути намечены

Антидискриминационное законодательство в РК: предпосылки созданы, пути намечены

01.03.2024

Участники работы над проектом внедрения в Казахстане антидискриминационного законодательства заявляют, что «лед тронулся». Теперь дело за политической волей.  

29 февраля на онлайн-площадке пресс-центра Бюро по правам человека прошёл брифинг по завершённой работе над проектом «Разработка и продвижение антидискриминационного законодательства в Казахстане с привлечением представителей гражданского общества и уполномоченных государственных органов». Над реализацией этого проекта наше Бюро по правам человека работало с марта 2022 года. Проект был поддержан Министерством иностранных дел, торговли и развития («DFATD») Канады.

В ходе работы над этим проектом Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности инициировало обсуждение необходимости принятия антидискриминационного законодательства, создания антидискриминационных институтов и процедур с привлечением государственных органов. Эта работа началась с обсуждения Аналитической записки о наличии дискриминационных положений в законодательстве РК по отдельным базовым основаниям. За этим последовало формирование Рабочей группы экспертов по обсуждению развития национального законодательства в сфере недискриминации.

Открывая брифинг, заместитель директора КМБПЧ Роза Акылбекова подчеркнула значимость проделанной работы по данному проекту и указала на большой объём работы по внедрению этих наработок в жизнь. Также она напомнила о необходимости выполнения Казахстаном рекомендаций международного сообщества по искоренению всех форм дискриминации.

– В рамках Рабочей группы были разработаны концептуальные предложения по антидискриминационному законодательству, институтам и процедурам, представленные компетентным органам и заинтересованным лицам. Кроме того, были разработаны Консультативный документ регуляторной политики и Концепция антидискриминационного законодательства, подготовлено досье на проекты законов «О Совете по обеспечению равенства и защите от дискриминации» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения равенства и защите от дискриминации», – напомнила Роза Акылбекова.

Она также отметила тот факт, что актуальность подготовленных документов и прошедших обсуждений с участием представителей госорганов и экспертов гражданского общества подтверждена изданием 8 декабря 2023 года президентского указа «О Плане действий в области прав человека и верховенства закона», в котором в пункте 24 отмечена необходимость создания постоянной Рабочей группы по вопросам антидискриминационного законодательства и по выполнению Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и/или создание отдельного структурного подразделения по вопросам ликвидации всех форм дискриминации в составе Национального центра по недискриминации.

Далее на брифинге прозвучало выступление директора КМБПЧ, международного эксперта по правам человека Евгения Жовтиса. Он напомнил о том, что проблема недискриминации и антидискриминационного законодательства обсуждается в Казахстане вот уже более двадцати лет – с тех пор, как наше государство стало отчитываться о выполнении взятых на себя обязательств в комитетах ООН по правам человека, по ликвидации всех форм расовой и гендерной дискриминации и других. Конвенционные органы постоянно давали правительству Казахстана советы по организации системной борьбы с дискриминацией, но о следовании Астаны этим советам можно говорить лишь с очень большой натяжкой.

В действующей Конституции РК есть статья 14 о равенстве всех граждан перед законом и судом и статья 39, допускающая некоторые ограничения прав и свобод в исключительных случаях. Однако ни в Конституции, ни в других законах нет сколько-нибудь полного определения дискриминации, за которую предусмотрена ответственность. Для большего понимания данной коллизии Евгений Жовтис зачитал очень большое по объёму определение дискриминации с перечислением всех ей видов и указал на необходимость включения его в национальное законодательство, без чего все имеющиеся там запреты на дискриминацию и меры ответственности за ней теряют всякий смысл.

В ходе обсуждения отчётов Казахстана в конвенционных органах мы получали множество рекомендаций, с которыми наше правительство чаще всего соглашалось и обещало учесть, но как правило не учитывало и не исполняло. За все эти годы в стране так и не был создан орган, в который граждане могли бы обращаться с жалобами на допущенные в отношение них элементы дискриминации. Между тем такие органы, а также закона о недопущении различных видов дискриминации существуют в большинстве стран – членов ОБСЕ, одним из членов которой является Казахстан.

Означенная проблематика была положена в основу подготовленного юристами нашего Бюро правам человека специального досье. В него вошли проекты законов «О Совете по равенству и защите от дискриминации» и «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты», есть сравнительная таблица положений международного права и национального законодательства, а также аналитические записки по отдельным видам дискриминации и борьбы с её проявлениями. После нескольких обсуждений в рабочих группах доработанный вариант досье будет направлен всем заинтересованным органам.

Правозащитник в целом позитивно оценил факт принятия в конце прошлого года президентского указа «О Национальном плане по правам человека» и наличие в нём специального пункта о борьбе с дискриминацией, но отметил, что за прошедшие с момента принятия указа два с половиной месяца не появилось никакой информации о каких-либо мерах по реализации этого пункта. Имеются некоторые ожидания того, что такая работа будет начата в марте этого года, мы же со своей стороны готовы представить в марте окончательный вариант досье по антидискриминационным законам.

Следующим спикером на брифинге был эксперт Центра исследования правовой политики Дмитрий Нурумов. Он высоко оценил проделанную юристами и правозащитниками работ по разработке антидискриминационных законов и высказал надежду на то, что эти наработки получат дальнейшее развитие при разработке Национального плана по правам человека, а главное – при его реализации. Также эксперт указал на позитивный опыт создания антидискриминационного законодательства в таких разных постсоветских странах, как Молдова и Таджикистан: находящемуся где-то посерёдке между ними Казахстану сам бог велел двигаться в этом направлении.

Дмитрий Нурумов также поделился своими соображениями о том, как Совет по обеспечению равенства и недопущению дискриминации должен взаимодействовать с судебной системой. Например, привлечённые Советом юристы могли бы участвовать в статусе третьего лица, не выдвигающего собственных требований, в судебных процессах по рассмотрению исковых требований граждан об устранении дискриминации в отношении них и восстановления их законных прав.

Завершая брифинг, Роза Акылбекова выразила надежду на успешное продолжение работы по имплементации антидискриминационных норм в казахстанское законодательство, а затем и в правоприменительную практику.


Смотрите также