Заявление в поддержку обеспечения права на свободу мирных собраний в Республике Казахстан

18.12.2019

Законодательство об административных правонарушениях было дополнено нормами, позволяющими привлекать граждан к административной ответственности за любые, даже не указанные в законе, акции протеста, включая вывешивание баннеров и плакатов, флэшмобы, гуляние с воздушными шариками или зонтиками, возложение цветов к памятникам. Уголовное законодательство стало применяться судами таким образом, что граждане стали приговариваться к дополнительному наказанию в виде лишения права заниматься общественной деятельностью, включая участие в общественных объединениях или мирных собраниях.

За последние несколько лет десятки, если не сотни, абсолютно мирных, но не санкционированных (потому что получить разрешение на митинг или пикет по политически важным вопросам практически невозможно), собраний  были силовым образом прекращены, тысячи гражданских активистов и простых граждан были задержаны, к ним не допускались адвокаты, с некоторых из них незаконно снимались отпечатки пальцев, делались фото в фас и профиль, отбирались не предусмотренные процессуальным законодательством объяснительные, они подвергались ускоренным судебным разбирательствам, в том числе в ночное время и в зданиях полицейских участков, были оштрафованы или получили административное взыскание в виде административного ареста. Организаторов и активных участников мирных собраний задерживали ещё до их проведения, блокировали в местах проживания, судили за обсуждение в социальных сетях намерений провести митинг или пикет. Комитет ООН по правам человека уже принял около десятка решений о грубых нарушениях властями Казахстана статьи 21 Международного пакта о гражданских и политических правах о праве на мирные собрания, Спецдокладчик ООН по правам на свободу ассоциаций и мирных собраний, посетивший Казахстан с официальной миссией в 2015 году, направил ряд существенных рекомендаций правительству о необходимости полного пересмотра законодательства и правоприменительной практики в области регулирования мирных собраний, которые остались невыполненными.

На этом фоне заявление Президента Токаева в июне 2019 года о необходимости либерализации законодательства о мирных собраниях и принятия нового закона было воспринято обществом с осторожным оптимизмом. Было проведено несколько экспертных встреч, обсуждений и дискуссий, появился компромиссный проект нового закона о мирных собраниях, содержащий основные положения, соответствующие международным стандартам. Однако дальнейшее развитие событий показало, что власти либо не определились с окончательным политическим решением, либо решили продолжать обсуждение в кулуарах чиновничьих кабинетов. А принятое недавно решение Алматинского городского маслихата о том, что помимо сквера за кинотеатром «Сары-Арка» гражданам будет дозволено собираться и в парке имени Махатмы Ганди иначе как издевательством трудно назвать.

Поэтому мы хотим настоящим заявлением определить ряд принципиальных моментов, без которых право на мирное собрание в Республике Казахстан не может быть реализовано.

1. Граждане выходят на улицы и площади не потому, что им негде собраться. А потому, что они хотят донести свои проблемы, несогласие и протест государству. Поэтому они выходят не в отдалённые парки и скверы, а на центральные улицы, площади и к зданиям государственных органов, чтобы выразить своё отношение к событиям, решениям, действиям непосредственно властям, СМИ и обществу. И в международной практике этот принцип определён как «в пределах видимости и слышимости» той аудитории, к которой этот митинг, пикет или демонстрация обращены. И это должно быть закреплено в новом законодательстве.

2. Граждане не должны просить у властей разрешения на пикет, митинг или собрание, потому что это их конституционное право. Поэтому разрешительный принцип должен быть в новом законодательстве заменён на уведомительный.

3. Граждане должны иметь право проводить пикеты, митинги и демонстрации в любых общественно доступных местах. Государство может определить исчерпывающий перечень мест, где мирные собрания могут быть запрещены, к которым могут относиться опасные производства, оборонные предприятия и места, представляющие опасность для жизни и здоровья.

4. Государство должно предусмотреть возможность проведения спонтанных (без уведомления) мирных собраний в тех случаях, когда по объективным причинам произошедшие события или острота вопроса повлекли за собой немедленную реакцию граждан. В любом случае власти должны действовать исходя из презумпции в пользу права на мирные собрания, даже если уведомление не было направлено, до тех пор, пока собрание имеет мирный характер.

5. Государство должно обеспечить понятную быструю и эффективную процедуру уведомления и коммуникации с организаторами и участниками мирных собраний, а правоохранительные органы должны действовать исходя из своих обязанностей обеспечения права граждан на мирные собрания и общественного диалога.   

Изложенные выше принципы являются необходимыми для обеспечения права на мирные собрания в Республике Казахстан и должны быть безусловно отражены в новом законодательстве.

 

ПОДПИСИ: 

Евгений Жовтис – Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности

Зауреш Батталова – президент Фонда развития парламентаризма в Казахстане Амангельды Шорманбаев – ОФ Международная Правовая Инициатива

ОО Кадыр Касиет

Ирина Медникова, председатель Попечительского совета МИСК

Ерсын Кудияров – исполнительный директор Общественный фонд “Civi”

Зулейха Махмудова – FemaGora

Ерлан Калиев  

Маржан Аспандиярова

Инга Иманбай

Асия Тулесова – ОФ Common Sense     

Альнур Ильяшев   

Бахытжан Торегожина, ОФ «Ар.Рух.Хак»


Добавить комментарий