В условиях замедления экономического роста власти в 2016 г. отправляли за решетку мирных демонстрантов, преследовали активных критиков с помощью неконкретных и слишком широких уголовных обвинений и возбуждали уголовные дела против журналистов. В парламенте принимались законы, предусматривающие неоправданные обременения и ограничения для неправительственных организаций (НПО).
В августе 2016 г. оппозиционный политик Владимир Козлов был освобожден условно-досрочно; при этом двум активистам были предъявлены политически мотивированные обвинения в связи с мирными протестами против изменения земельного кодекса. Устойчиво сохранялась безнаказанность пыток. Власти по-прежнему ограничивали права работников. Несмотря на отсутствие прогресса в правах человека, Казахстан стал непостоянным членом Совета Безопасности ООН и подписал соглашение о расширенном партнерстве и сотрудничестве с Евросоюзом.
Парламентские выборы
По заключению мониторинговой миссии Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека, мартовские парламентские выборы «были эффективно организованы, наблюдался определенный прогресс», однако они сопровождались «серьезными процедурными ошибками и нарушениями … во время голосования, подсчета голосов и подведения итогов». Наблюдатели БДИПЧ ОБСЕ пришли к выводу, что существующие в Казахстане «правовые рамки ограничивают основополагающие гражданские и политические права».
Свобода собраний
Правительство не предприняло никаких шагов по пересмотру ограничительного закона о мирных собраниях, который регулярно используется властями для отказа в согласовании мирных акций протеста и привлечения их участников к ответственности в виде штрафа или ареста.
Накануне назначенных на 21 мая общенациональных митингов и демонстраций против изменения земельного кодекса под административный арест были отправлены более двух десятков человек, в том числе гражданские активисты Макс Бокаев и Талгат Аян, получившие по 15 суток.
Пока они находились под арестом, в отношении них было возбуждено уголовное дело, и на момент подготовки этого обзора они находились под судом по обвинениям в нарушении закона о мирных собраниях, возбуждении социальной розни и распространении заведомо ложной информации. Оба настаивают на своей невиновности и утверждают, что уголовное преследование является местью за их гражданскую активность.
21 мая полиция жестко пресекла попытки провести акции протеста против изменения земельного кодекса, сотни людей были задержаны, иногда – с применением силы, 51 человек был привлечен к административной ответственности.
26 мая Евросоюз призвал власти Казахстана «незамедлительно освободить всех оставшихся арестованных мирных активистов и отказаться от любых уголовных обвинений или санкций». Четыре спецдокладчика ООН настоятельно призвали Казахстан «прекратить репрессии в отношении протестующих против земельной реформы».
Гражданское общество
В январе 2016 г. суд в Алматы приговорил к трем и двум годам лишения свободы соответственно гражданских активистов Ермека Нарымбаева и Серикжана Мамбеталина по делу о «возбуждении национальной розни» в связи с комментариями к материалу в Facebook, в которых власти усмотрели оскорбление казахской нации. В марте апелляционная инстанция изменила наказание на ограничение свободы.
В январе к трем годам ограничения свободы был приговорен в Астане гражданский активист Болатбек Блялов по делу о «возбуждении социальной розни» в связи с его видеопостами о казахском национализме и других проблемах.
20 августа 2016 г. был условно-досрочно освобожден оппозиционный политик Владимир Козлов, отбывший четыре с половиной года из семи с половиной лет заключения, назначенных ему по итогам несправедливого суда в 2012 г. Режим УДО предполагает ограничение передвижений, запрет заниматься общественной деятельностью и обязанность ежемесячно отмечаться в полиции.
В мае суд направил на психиатрическое освидетельствование критиковавшую власть Наталью Уласик, которую ее бывший муж обвинил в клевете. В октябре суд признал ее психически больной и отправил на принудительное лечение.
Гражданский активист Вадим Курамшин продолжал отбывать 12-летний срок. В декабре 2012 г. он был осужден с нарушениями стандартов справедливого судебного разбирательства; высказывались опасения, что уголовное преследование могло быть местью за критику власти.
9 декабря 2016 г. Государственный совет Франции отменил приказ об экстрадиции оппозиционного казахстанского экс-банкира Мухтара Аблязова, признав российский запрос о его выдаче политически мотивированным.
В декабре 2015 г. президент Нурсултан Назарбаев подписал поправки в законодательство о неправительственных организациях, вводящие обременительный порядок отчетности и государственное регулирование финансирования через создаваемый правительством орган. В феврале Евросоюз выразил обеспокоенность в связи с тем, что «создание подконтрольного правительству органа может негативно сказаться на деятельности НПО». Казахстанская правозащитная группа «Международная правовая инициатива» безуспешно пыталась оспорить новое законодательство в суде Астаны.
В июле парламент принял поправки, вводящие новые требования к финансовой отчетности для физических и юридических лиц (таких как НПО) в части получения и расходования средств из-за рубежа.
Ограничения свободы СМИ и выражения мнений
Независимые журналисты и СМИ подвергаются притеснениям и вмешательству в их деятельность вплоть до уголовного преследования по сомнительным или неадекватным обвинениям. Фонд защиты свободы слова «Адил соз» отмечал рост числа исков о защите чести и достоинства в первой половине 2016 г. Клевета остается уголовно-наказуемым преступлением. В январе представитель ОБСЕ по свободе СМИ Дунья Миятович назвала ситуацию со свободой СМИ и выражения мнений в Казахстане «вызывающей глубокую тревогу».
В связи с майскими протестами вокруг поправок в земельный кодекс власти задержали более 50 журналистов и заблокировали доступ к некоторым сайтам, включая казахскую службу Радио Свобода. В мае журналистку Гузяль Байдалинову приговорили к полутора годам колонии за «распространение заведомо ложной информации» об одном из казахстанских банков. В июле приговор был заменен на условный.
3 октября 2016 г. суд в Астане приговорил президента Союза журналистов Казахстана Сейтказы Матаева к шести, а его сына Асета (возглавлял агентство КазТАГ) – к пяти годам лишения свободы по делу о хищениях. Сами они называли уголовное дело – которое медиамониторинговые группы характеризовали как неубедительное – местью за критику власти.
Власти Казахстана в связи с публикацией утечек официальных документов подали иски против интернет-портала «Республика» в суды США и Австралии, рассчитывая воспользоваться антихакерским законодательством этих стран.
Пытки
В августе генеральный прокурор признал, что проблема пыток сохраняется, несмотря на определенные усилия по ее решению. В сентябре охранник колонии был осужден на девять лет за изнасилование после того, как заключенная указала на него как одного из четверых насильников. По итогам посещения Казахстана в сентябре 2016 г. Подкомитет ООН по предупреждению пыток отметил, что, несмотря на улучшение условий содержания, в уголовно-исполнительной системе сохраняется акцент на ограничения и наказание, вместо того чтобы уделять больше внимания реабилитации и ресоциализации.
Вопреки решению Комитета ООН по правам человека, который в 2014 г. признал применение пыток к Расиму Байрамову, задержанному в 2008 г. по подозрению в краже, власти неоднократно отказывались проводить расследование, ссылаясь на «отсутствие в действиях сотрудников полиции состава уголовного правонарушения». Последний раз эта позиция была озвучена в июле 2016 г.
Власти не обеспечили заслуживающего доверия расследования заявлений о пытках со стороны лиц, задержанных в Жанаозене в декабре 2011 г. после столкновений, в которые вылился длительный трудовой конфликт. Комитет ООН по правам человека в своих августовских заключительных замечаниях призвал правительство обеспечить «независимое, беспристрастное и эффективное расследование … всех заявлений о пытках и недозволенном обращении» в связи с событиями в Жанаозене.
Свобода религии
Власти продолжают привлекать к ответственности граждан за нарушение ограничительного закона 2011 г. «О религиозной деятельности и религиозных объединениях». По данным профильной международной мониторинговой группы Forum 18, с декабря 2014 г. 40 человек привлекались к уголовной ответственности по обвинению в участии в движении «Таблиги джамаат», деятельность которого в Казахстане запрещена.
25 марта полиция в рамках расследования дела о мошенничестве провела санкционированные обыски в пяти помещениях церкви «Новая жизнь» в Алматы и в домах нескольких ее пасторов. В самой церкви обвинения в мошенничестве отвергают. Адвентисту седьмого дня Ыкласу Кабдуакасову, осужденному в ноябре 2015 г. на семь лет ограничения свободы по делу о «возбуждении религиозной розни», апелляционная инстанция заменила приговор на два года колонии.
Борьба с терроризмом
После гибели 19 человек в результате июньской вылазки экстремистов в Актобе президент Нурсултан Назарбаев призвал ужесточить борьбу с терроризмом; в июле мужчина застрелил по меньшей мере четырех человек в Алматы. В сентябре правительство предложило внести поправки в 24 закона, касающихся терроризма и экстремизма.
Комитет ООН по правам человека критиковал неоправданно широкие определения «экстремизма» и «возбуждения социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни», а также использование антиэкстремистского законодательства «для неоправданного ограничения свободы религии, выражения мнений, собраний и ассоциации».
Трудовые права
Закон о профсоюзах и процедуры ведения коллективных переговоров ограничивают права работников, включая право на забастовку. В феврале Конфедерация свободных профсоюзов Казахстана (КСПК) после неоднократных безуспешных попыток пройти перерегистрацию зарегистрировалась как новое юридическое лицо – Конфедерация независимых профсоюзов Республики Казахстан (КНПРК), однако на момент подготовки этого обзора еще не смогла подтвердить свой статус республиканского профсоюзного объединения (второй этап двухуровневой процедуры регистрации профсоюза).
В июне на Международной конференции труда Казахстан вновь подвергся критике за ограничение свободы ассоциации и непринятие мер по пересмотру ограничительного закона о профсоюзах.
Сексуальная ориентация и гендерная идентичность
Опросы лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров (ЛГБТ) свидетельствуют о том, что многие скрывают, в том числе в общении с работниками здравоохранения, свою сексуальную ориентацию или гендерную идентичность, опасаясь негативных последствий или дискриминации. В тех случаях, когда ЛГБТ заявляют о нарушениях, они нередко сталкиваются с безразличием или враждебностью со стороны властей.
Для смены пола в официальных документах трансгендерам приходится проходить через унизительные и инвазивные процедуры, включая принудительную стерилизацию. Наличие документа, удостоверяющего личность, необходимо трансгендерам для легального устройства на работу и доступа к здравоохранению и образованию. Комитет ООН по правам человека призвал правительство покончить с дискриминацией и насилием в отношении ЛГБТ и пересмотреть подход к хирургическому изменению пола.
Ключевые международные акторы
Заключенное в декабре 2015 г. соглашение о расширенном партнерстве и сотрудничестве с Евросоюзом открывает для Казахстана новые возможности развития торгово-экономических связей, несмотря на отсутствие реальных улучшений в правах человека. Начиная переговоры по этому соглашению, Брюссель обозначил увязку его заключения с реформами в Казахстане.
Председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер в ходе мартовской встречи с Нурсултаном Назарбаевым предпочел не акцентировать проблемы с правами человека, назвав «обнадеживающими» реформы в Казахстане.
Европарламент в марте принял резолюцию о свободе выражения мнений в Казахстане, отметив «серьезное ухудшение климата для СМИ и свободы слова» и призвав правительство пересмотреть законодательство и прекратить притеснения журналистов.
Комитет ООН по правам человека по итогам рассмотрения второго периодического доклада Казахстана призвал правительство удвоить усилия по предупреждению дискриминации женщин, искоренению пыток, обеспечению гарантий права на свободу и личную неприкосновенность, а также гарантий независимости судебной системы.
В августе Казахстан для обсуждения сотрудничества в борьбе с терроризмом посетила профильный руководящий чиновник Госдепартамента США Сара Сьюэлл. В октябре американское посольство в Казахстане выступило с редким для него заявлением о свободе СМИ, выразив озабоченность тюремными приговорами, которые были вынесены Сейтказы и Асету Матаевым.
В июне 2016 г. Казахстан был избран непостоянным членом Совета Безопасности ООН на 2017 – 2018 гг.
https://www.hrw.org/ru/world-report/country-chapters/297732