Законодательствo
Не смотря на гарантии свободы мирных собраний, закрепленные статьей 32 Конституции РК и статьей 19 Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП), правовое регулирование свободы мирных собраний в республике продолжает осуществляться посредством применения Закона РК от 17.03.1995 «О порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций в Республике Казахстан» (далее Закон). Нормы данного закона не соответствуют международным стандартам в области обеспечения свободы мирных собраний по ряду критериев.
- Определения мирных собраний, закрепленные Законом, не соответствуют категориям мирных собраний, принятым в международной практике. Иными словами, Законом регулируются не только мирные собрания, понимаемые как публичные акции в открытом публичном месте, но и собрания так таковые вообще.
- Закон устанавливает разрешительный порядок реализации свободы мирных собраний, что делает практически невозможным проведение спонтанных акций, связанных с выражением протеста или иных общественных проявлений в связи с событиями, вызывающими экстренную общественную реакцию.
- Основания, по которым представители власти могут ограничить право граждан на проведение мирного собрания либо участия в нем, закрепленные Законом, не соответствуют Сиракузским принципам толкования ограничений и отступлений от положений МПГПП.
- Закон не предусматривает подачи заявления на проведение собрания от индивидуального лица.
Во всех крупных населенных пунктах Республики продолжают «действовать» особые территории, определенные местными властями для проведения мирных собраний. Как правило, такие территории крайне удалены от центра населенного пункта, и мероприятия, проводимые в них, остаются незамеченными общественностью или теми, чье внимание пытаются привлечь собирающиеся.
Из Кодекса РК об административных правонарушениях, из Угловного Кодекса РК не исключены статьи, устанавливющие ответсвенность за нарушение законодательства о порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций от предупреждений, штрафов и административного ареста на срок до 15 суток и до лишения свободы на срок до одного года.
Правоприменительная практика
Наиболее ярким примером, раскрывающим тенденции правоприменительной практики в отношении свободы мирных собраний в Казахстане, явилась кампания в защиту незаконно осужденного директора Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Евгения Жовтиса, организованная общественным штабом по его защите. В течение сентября-октября 2009 г. члены штаба организовали и провели несколько мирных собраний в поддержку Евгения Жовтиса.
Вопреки статье 19 МПГПП, лица, организовавшие акции протеста, а также ряд лиц, участвовавших в них, были привлечены к административной ответственности за нарушение порядка организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций в Республике Казахстан, т.е. за нарушение Закона. К ним была применена мера наказания в виде административных штрафов в размере от 12.960 тенге до 32.450 тенге (приблизительно, от 85-ти до 215 долларов США). Фактически людей привлекли к ответственности лишь за то, что они осуществили свободу мирных собраний без разрешения властей.
В октябре текущего года Комиссия по правам человека при Президенте РК презентовала Национальный план действий в области прав человека в Республике Казахстан на 2009-2012 годы, отдельная глава которого посвящена свободе мирных собраний. Национальный план содержит честное описание проблем со свободой мирных собраний в Казахстане, включая в себя описание мероприятий по приведению ситуации со свободой мирных собраний к международным стандартам, сроки их реализации, а также исполнителей.
Так, в намеченные к реализации мероприятия включена разработка проекта нового закона о свободе мирных собраний и проекта закона о внесении изменений и дополнений в иные законодательные акты по вопросам свободы мирных собраний на основе проектов законов, подготовленных группой неправительственных организаций и одобренных Экспертным советом Комиссии по правам человека при Президенте Республики Казахстан.
В сложившейся ситуации крайне важно, чтобы предложенное в Национальном плане действий в области прав человека, не осталось, как «мадридские обещания» М.Тажина, лишь на бумаге.