Политзэк? Свободы не видать!

20.07.2015

В преддверии 3,5-летней годовщины тюремного заточения Владимира Козлова, буквально в в конце прошлой и начале этой недели в сетях Интернета появились новые сообщения о лагерной жизни политзаключённого Владимира Козлова. Однако прежде чем изложить и прокомментировать новую информацию, напомним и некоторые давно известные факты и эпизоды этой печальной истории.

Поддержка забастовщиков как разжигание социальной розни

Владимир Иванович Козлов, 55-летний уроженец города Актау (строго говоря, свой 55-й день рождения ему предстоит отметить 10 августа этого года, то есть через 20 дней) переехал из родного города в южную столицу Казахстана весной 2002 года. Он сразу же стал хорошо известен всем алма-атинским политическим журналистам как пресс-секретарь оппозиционной партии «Демократический выбор Казахстана», позднее принявшей название «Алга, ДВК». После январского-2005 судебного процесса о роспуске этой партии Владимир Козлов возглавил вновь созданную Народную партию «Алга», которую за все годы её существования власти так и не зарегистрировали, что не помешало им вынести судебное решение о роспуске и запрете этой партии сразу после ареста её лидера в январе 2012 года.

Этим событиям предшествовала многомесячная забастовка нефтяников Жанаозена, не выдвигавших каких-либо политических требований и никоим образом не управляемых из Алматы или из-за рубежа никакой из казахстанских политических партий, в том числе и партией «Алга». Однако летом и осенью 2011 года Владимир Козлов и его соратники неоднократно выступали в поддержку социально-экономических требований бастующих, что и было впоследствии расценено властями как «разжигание социальной розни».

Более чем полугодовая по времени, но по-прежнему совершенно мирная забастовка нефтяников была насильственно прервана кровавым расстрелом 16 декабря 2011 года – аккурат в день всенародного празднования 20-летия независимости Казахстана, что навсегда окрасило этот юбилей в цвет человеческой крови. В последующие за расстрельным понедельником дни многие активисты и рядовые участники забастовки подверглись жестоким избиениям и пыткам в полицейских застенках. Сверх того, большая группа нефтяников после долго и необъективного следствия была выведена на столь же долгий и необъективный судебный процесс в областном центре Актау. Все рабочие активисты получили большие сроки заключения.

По прошествии трёх с половиной лет можно констатировать, что все бывшие осуждённые жанаозенцы так или иначе уже на свободе – кого-то выпустили по состоянию здоровья, кого-то вывели на условно-досрочное освобождение (УДО). Из всех осуждённых в 2012 году по жанаозенским делам 2011 года продолжает отбывать свой 7,5-летний срок один лишь Владимир Козлов, осуждённый даже не за участие в уличных беспорядках 16.12.2011 (в те дни его и в Жанаозене-то не было), а исключительно за моральную поддержку забастовки нефтяников в предшествовавшие тому месяцы.

Владимира Козлова задержали в его алма-атинском доме оперативники ДКНБ по городу Алматы в начале 2012 года, а именно 20 января, отмечаемого казахстанской оппозицией как День демократии в Казахстане, несколькими днями позже задержанный был официально арестован решением суда, каковой арест аналогичные суды несколько раз продлевали, пока не начался судебный процесс в Актау. Несмотря на полный развал обвинения, суд вынес заранее предрешённый в Ак-орде обвинительный приговор, который затем проштемпелевали и Мангиситауский областной суд, и спустя полгода Верховный суд РК.

Первый год своего лагерного срока Владимир Козлов отбыл в колонии общего режима в городе Петропавловске, затем был этапирован в аналогичную колонию посёлка Заречный близ города Капчагая Алматинской области. В этой колонии он в декабре 2014 года подавал заявление о переводе на облегчённые условия содержания (официально узаконенная процедура), но получил отказ внутрилагерного суда (см. об этом наш тогдашний репортаж «Судная пятница пятого декабря: часть 2 – иск Владимира Козлова» на сайте от 8.12.2014).

Теперь же у Владимира Козлова появляется новый законный повод для подачи заявления на УДО, но похоже, что администрации исправительного учреждения вторично получила указание свыше – не допустить освобождения данного узника по формальному основанию наличия у него административного взыскания.

Освобождение Козлова на взгляд из зоны и извне

Как сообщила журналистам супруга осуждённого политического лидера Алия Турусбекова, 16 июля в учреждение ЛА-155/14, где отбывает срок Владимир Иванович, в его барак вошли трое: командир отряда Руслан Тулеуов и двое начальников других отрядов. Тулеуов предъявил Козлову очередной акт о нарушении им режима содержания. На сей раз заключенному объявлено о том, что 15 июля, когда ему вручали акт о предыдущем нарушении от 14 июля, он угрожал физической расправой (!!!) тем, кто этот акт ему предъявлял.

Со слов супруги Владимира Ивановича, подобное развитие событий он уже неоднократно прогнозировал, и эти прогнозы начали сбываться именно 15 июля, когда начальником учреждения полковником юстиции Идиловым А.Б. ему было объявлено взыскание в виде выговора.

По мнению Алии Турусбековой, негативное и предвзятое отношение администрации к Владимиру Ивановичу находится в прямой связи с тем, что в ближайшее время должна собраться комиссия, перед которой заключенный снова намерен ходатайствовать о переводе его на облегченные условия содержания. Ровно год назад, 16 июля 2014-го, накануне такого же ежегодного заседания комиссии Владимиру Козлову также был объявлен выговор, на который впоследствии сослалась комиссия, вынося отказ по ходатайству о переводе на облегченные условия содержания.

Примечательно еще и следующее: акт о нарушении от 16.07.2015 был вручен Владимиру Ивановичу сразу после того, как он отправил жалобу в Капчагайский городской суд на действия начальника учреждения, вынесшего ему взыскание от 15.07.2015. Очевидно, что администрация колонии набирает очки перед комиссией, где она вновь выдаст негативную характеристику Владимиру Козлову, аналогичную прошлогодней.

Весь этот сценарий придуман спецслужбами, чтобы не дать ему выйти на свободу, – полагает известная медиа-издательница и общественная деятельница Ирина Петрушова на своей странице в Фейсбуке. По её наблюдению, осенью этого года Владимир Козлов отсидит половину отмеренного ему срока, в связи с чем в стране и на Запале поднимут вопрос: почему Козлова не освобождают хотя бы условно-досрочно, как ранее освобождали многих других.

Ситуацию с Владимиром Козловым прокомментировал также находящийся в эмиграции казахстанский общественный деятель Муратбек Кетебаев. На своей странице в Фейсбуке он утверждает, что выговор, который Ак-орда объявила Владимиру Ивановичу, свидетельствует о том, что она не собирается отпускать лидера «Алги» даже на условную свободу. На фоне ставших нормой освобождений из мест лишения свободы провинившихся чиновников это особенно заметно и даже символично.

Муратбек Кетебаев также напомнил, что освобождение Владимира Козлова является одним из условий, которыми Европарламент предварил заключение нового расширенного договора с Казахстаном, поэтому, по его мнению, нужно активно работать с парламентами стран-членов ЕС. Кетебаев констатирует, что этот договор должен быть ратифицирован всеми национальными парламентами, и если мы вовремя и активно будем информировать их о том, что происходит в Казахстане, мы можем приостановить этот процесс надолго.

Что касается борьбы за Владимира Ивановича внутри страны, Муратбек Кетебаев призвал всех не равнодушных объединиться в этом деле: «Мне кажется это самая благородная цель, которая только может объединить людей, — свобода для человека, который ее точно заслужил».

Пытка жарой и недолеченным варикозом

Любому из наших читателей в Алматы или соседних регионах хорошо известно, какая аномальная жара стоит сейчас по всему югу Казахстана. Даже в предгорных окрестностях мегаполиса температура воздуха доходит до 40 градусов по Цельсию, что же говорить о равнинных территориях ближе к реке Или, где начинается каменистая и песчаная лолупустыня! Именно в таком климате и расположен город Капчагай с приписанным к нему посёлком Заречный, градообразующими предприятиями которого являются несколько исправительных учреждений.

И дело туи даже не столько в самой по себе жаре под 45 градусов выше ноля, сколько в том, что подневольные люди на зоне по определению лишены тех возможностей укрыться от жары, что доступны обычным людям на свободе. Между тем, даже и самых закоренелых преступников государство по закону карает только лишением свободы, но не физическими муками. А если речь идёт о невинно осуждённом человеке? На практике же заключённых в местах лишения свободы заставляют часами находиться под палящим солнцем, не давая им возможности ни спрятаться в тень, ни даже просто присесть на скамейку. Такие условия могут быть приравнены к пыточным, особенно для человека, состояние здоровья которого внушает опасения.

– Дело в том, что у Владимира Козлова диагностирован варикоз ног, при котором ему категорически противопоказано длительное стояние на ногах, тем более под палящим солнцем. Буквально неделю назад он выписался из тюремной больницы, где ему на этот факт указали особо, предупредив, что варикоз его степени в таких условиях может быстро перейти в тяжелую форму, требующую уже хирургического вмешательства, – рассказывает супруга политзаключённого Алия Турусбекова.

Учитывая, что заключенные вынуждены проводить под палящим солнцем чуть ли не весь день на ногах, ситуация для Владимира Козлова складывается плачевная. В своем обращении к администрации колонии он сообщил о нарушении его права на охрану здоровья, зафиксированного в п.8 ст.10 Уголовно-исполнительного кодекса РК. Но в ответ – тишина.

На днях Владимир Иванович позвонил Алие и рассказал про инцидент, который фактически можно назвать провокацией.

– На улице воздух прогревается в эти дни до +50 градусов, но нет ни лавочек, ни тени, где можно было бы укрыться, – объяснила Алия. – В итоге у него сильно отекли ноги и вены пошли узлами. Ему жизненно необходимо было принять горизонтальное положение и расположить ноги на уровне выше головы, что ему советовали врачи. В этот момент начальника отряда нигде не было, локальный участок секции был закрыт, поэтому он принял решение зайти в спальную секцию и прилечь, чтобы не усугублять и так нехорошую ситуацию со здоровьем. Однако буквально через десять минут появились сотрудники администрации с видеокамерой и криками: «Что это вы тут нарушаете?!» Тут же был составлен акт о нарушении, на основе которого ему был вынесен выговор, что реально закрывает ему перевод на облегченный режим, – рассказала Алия.

Ситуацию комментирует известный в стране врач и специалист по здравоохранению, руководитель профильного фонда «Амансаулык» Бахыт Туменова:

– Это абсолютно негуманно! В Казахстане стоит жара, во всех поликлиниках и на всех интернет-сайтах мы видим рекомендации врачей по возможности не находиться на открытом солнце, пить как можно больше воды. Особенно это касается тех, кто страдает сердечно-сосудистыми заболеваниями, а Владимир Иванович помимо варикоза давно имеет проблемы с сосудами. Я лично водила его к невропатологу, и тот рекомендовал ему два раза в год проходить профилактическое лечение сосудистую терапию. Для этой категории больных рекомендуется щадящий режим, потому что именно у этой категории больных в такую жару возможны и инфаркты, и инсульты, – говорит Бахыт Ниязбековна.

По её мнению, заключённые имеют такое же право на охрану здоровья, как и свободные граждане. И если зэков в это пекло заставляют выполнять какие-то работы на улице, не разрешая ни укрыться в тени, ни попить воды, то это можно считать жестоким обращением. И это касается всех, кто там находится. В конце концов, на страже там стоят явно не генералы и полковники, а обычные рядовые сотрудники, – полагает врач Туменова.

2012–2015: ситуация прояснена до предела

Мы же резюмируем собранные нами в сетях Интернета сообщения о положении Владимира Козлова в исправительном учреждении и комментарии к этим сообщениям уважаемых нами людей, а также наши собственные впечатления от прочитанного. Итак, обращение тюремщиков с политическим заключённым и узником совести Владимиром Козловым логически вытекает (а) из общего состояния нашей пенитенциарной системы и (б) из персонального статуса Владимира Ивановича как узника Ак-орды. А это значит, что ключ к решению вопроса о его полном мои условно-досрочном освобождении, переводе на облегчённый режим и проч. Находится в руках у тех, кто три с половиной года назад повернул это ключ в замке тюремной решётки для Владимира Козлова.


Добавить комментарий