КМБПЧ – Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности

В камеры – без фотокамер!

05.01.2015

Перед самым Новым годом, 31 декабря, члены Общественной наблюдательной комиссии по г.Астане  – Нуржан Наурызбаев и Руслан Оздоев – решили совершить еще один визит без предупреждения в колонию ЕЦ-166/10, где ранее был обнаружен осужденный с гематомой в области правого глаза (см. «Раз – и упал на правый глаз»).

 

На этот раз мониторы столкнулись с новым препятствием – руководство закрытого учреждения запретило проносить с собой фотокамеру. Первым вынес запрет начальник отряда капитан Уркумбаев, в чем его поддержало и вышестоящее руководство.

 

Действительно, на основании части 3 статьи 21 Уголовно-исполнительного кодекса РК, производство кино-, фото-, и видеосъемок объектов, обеспечивающих безопасность и охрану подозреваемых, обвиняемых и осужденных, осуществляется с разрешения администрации учреждения, следственного изолятора. Однако каким образом могут быть нарушены нормы безопасности, если производить фиксацию таких «стратегических» объектов, как туалет и других мест, не соответствующих санитарным нормам?

 

Более того, возникает и другая проблема. При осуществлении общественного контроля возникает необходимость в использовании видео записывающего устройства, если человек обращается с заявлением устно, так как писать и читать не может (а такая ситуация уже возникала в данном учреждении). Следовательно, обращаться с заявлением к администрации учреждения или органам прокуратуры от лица осужденного невозможно по причине отсутствия его личного заявления. К тому же, как показывает практика, осужденные зачастую под давлением или путем обещанных благ отказываются от своих заявлений, даже письменных. В таком случае возникает вероятность быть обвиненным в искажении фактов, клевете или же в заведомо ложном доносе.

 

Опять же, на основании части 4 статьи 21 УИК РК, производство кино-, фото- и видео съемок осужденных, их интервьюирование, в том числе с использованием средств аудио-, видео техники, осуществляются с согласия самих осужденных. Это значит, что разрешения администрации вообще не требуется и решения по этому вопросу принимаются самими осужденными. То есть, член ОНК, получив согласие осужденного на видео съемку, может сразу к ней приступить, а не возвращаться обратно к администрации колонии и умолять его действовать в рамках законна.  

 

Свое мотивировочное несогласие с действиями администрации колонии общественники отразили в акте, который будет передан органам прокуратуры. Чтобы те, в свою очередь, письменно предостерегли администрации закрытых учреждений о недопустимости подобных действий.

 


Добавить комментарий