12 сентября в астанинском офисе Бюро по правам человека прошла пресс-конференция правозащитника Таласа Сагимбаева, который, по его словам, в последнее время подвергается преследованиям из-за своего участия в деле, связанным с именем отца премьер-министра Масимова.
Как рассказал сам Т.Сагимбаев, днем раньше в 9 утра он вышел из дома. Не доходя до светофора, за ним устремился полицейский Туяков. Ранее тот вместе с коллегами уже подходил к Сагимбаеву, сообщив, что на правозащитника имеется постановление о принудительном приводе, однако, ничего не представив для обозрения. Полицейский просто уведомил: «Вы задержаны», на что Талас Сагимбаев потребовал представить повестку и все оформить надлежащим образом. Кроме того, Талас Сагимбаев находился на бюллетене и попросил разрешения съездить в больницу, а уже потом он готов поехать туда, куда нужно сотрудникам полиции. Однако полицейские не стали его слушать.
Сагимбаев запомнил, как четверо полицейских набросились на него, два раза уронили на землю, били руками ниже пояса, в живот, в пах, в шею (сейчас руки не может поднять, болит шея), навалились на него, насильно затолкали в машину и привезли к судебному исполнителю. Во время поездки, Т.Сагимбаев позвонил гражданскому активисту Махамбету Абжану и попросил вызвать «скорую». Приехавшие медики зафиксировали: «Сахарный диабет – 14 (при норме 3,8-5,6), давление 150, боль ниже пояса», после чего пообещали: «Будем госпитализировать», но обещания не выполнили.
После этого Таласа вывели из здания судебных исполнителей, посадили в частную автомашину «Мерседес» и повезли в специализированный межрайонный административный суд г. Астаны. Что было в суде, Сагимбаев не помнит т.к. «видит, слышит, хочет что-то ответить, но язык не слушается, ничего не понимает». Но какого-либо постановления суда у него нет.
После обеда он очнулся в СМАС за столом. В чувство его привел пристав, задав вопрос: а чего он здесь сидит, поскольку Сагимбаева осудили еще до обеда. Но из-за недомогания правозащитник снова потерял ощущение реальности и вновь очнулся от холода. Уже был вечер, а сам он находился в НИИ травматологии и ортопедии. При нем находилось несколько справок, в одной из которых значился «ушиб мошонки».
В своем мобильном телефоне Талас Сагимбаев обнаружил СМС-сообщение от своего знакомого, предупреждавшего, что его разыскивают некие Бауржан и Касенов. Первый – бывший полицейский, второй – адвокат из Восточного Казахстана (и тоже бывший сотрудник правоохранительных органов). Еще в 2013 году они подходили к Таласу от имени Масимова-старшего с просьбой написать письмо в Ак Орду, что никаких претензий к отцу высокопоставленого чиновника тот не имеет.
В ранее данном интервью Талас Сагимбаев поведал, что давление он начал ощущать в конце августа. Звонили из прокуратуры, а затем из опорного пункта полиции, якобы он не исполняет решение суда,
– Судья Сатыбалдин вынес решение о наложении на меня штрафа в размере 300 000 тенге. Подавал иск в суд Кажимкан Масимов в 2011 о признании недостоверными сведений в СМИ и возмещении морального вреда в сумме 10 000 000 млн. тенге. Решение суда гласило, что я должен в КТК и газете «Время» дать опровержение, что мои слова недействительны и недостоверны. Но как они могут быть не достоверны, если Масимов-старший свой долг признает, платил и платит долги. И абсурдность в том, что я — представитель ответчика Рустемовой, у нас нет с ней разногласий, я представлял ее интересы, выражал ее волю. Вся переписка, все заявления есть, – говорит Талас Сагимбаев (http://yvision.kz/post/427081).
Он продолжает: «Для сведения: ранее 11.06.2014 года было направлено предложение, после которого 29.06.14 года долги Масимовым-старшим и его командой были признаны, подписано соглашение вернуть деньги Рустемовой и Ауезову двумя траншами, первый транш — 30 июля, а второй транш — 30 августа 2014 года. Однако долг до сих пор не погашен». После этого Т.Сагимбаев направил письмо премьер-министру с жалобой, что его отец не возвращает деньги».
В 2010 году группа предпринимателей и дольщиков обвинила бизнесмена Масимова-старшего в невыполнении договорных обязательств с его стороны. Правозащитник Сагимбаев выступал с заявлениями от их имени, которые были опубликованы в СМИ. По мнению Кажимкана Масимова, Талас Сагимбаев нанес ему моральный вред, искажая факты, сообщает радио «Азаттык». Суд по заявлению Масимова-старшего вынес решение 7 ноября, но о нем стало известно Сагимбаеву 22 ноября. В решении говорится, что представитель группы предпринимателей и дольщиков должен выплатить 300.000 тенге по возмещению морального вреда и опровергнуть сведения в СМИ.
Тогда Т.Сагимбаев не стал обжаловать решение суда, но 2 сентября 2014 г. он сдал в канцелярию Сарыаркинского районного суда города Астана заявление о пересмотре гражданского дела по иску Кажимкана Масимова по вновь открывшимся обстоятельствам, связанных с дальнейшей выплатой или невыплатой денег предпринимателям, которые якобы пострадали от действий компании Кажимкана Масимова.
8 сентября в Талас Сагимбаев снова сдал заявление в Сарыаркинский районный суд Астаны. И на следующий день, как рассказал сам Сагимбаев, поступил звонок от человека, представившегося прокурором Сарыаркинской районной прокуратуры Мынжанова Ерлана. Тот пригласил общественного деятеля в прокуратуру для дачи объяснения в части какой-то жалобы в отношении него, поданной якобы в Генеральную прокуратуру РК. В тот же вечер к Сагимбаеву на сотовый позвонил судебный исполнитель. «Звонил, плакал, говорит, аға, исполните решение суда, из-за вас мы попадаем, нас долбят, дайте, говорит, ваш домашний номер телефона».
Наконец, 11 сентября Талас Сагтимбаев получил сообщение о том, что его хотят доставить к Масимову-старшему. После этого было принято решение о проведении пресс-конференции.