Расследование по факту применения оружия правоохранительными органами во время массовых беспорядков в Жанаозене в декабре 2011 года завершилось обвинением в адрес пяти отдельных офицеров полиции. Предполагаемые организаторы и участники были преданы суду в марте. Большинство из тех обвиняемых в организации и участии в беспорядках заявляли, что с целью признания ими вины к ним применялись пытки. Лидер незарегистрированной оппозиционной партии «Алга!» после несправедливого судебного разбирательства был приговорен к длительному тюремному заключению за его предполагаемое участие в Жанаозенских событиях. На независимые СМИ были навешаны ярлыки«экстремистских», после чего они были закрыты. Кроме того, продолжаются экстрадиции лиц, которые по возвращению в их страны подвергаются угрозам пыток и жестокого обращения.
Превышение силы
В январе 2012 года после проведения расследования в применении силы со смертельным исходом со стороны правоохранительных органов пятерым старшим офицерам полиции было предъявлено обвинение в злоупотреблении служебным положением в связи с применением силы в Жанаозене. Тем не менее, количество погибших и раненых от огнестрельных ранений показало, что многие другие сотрудники полиции также использовали огнестрельное оружие. Судебное разбирательство последовало за событиями 16 декабря 2011 года, когда празднование 20-летия независимости Республики Казахстан в Жанаозене было омрачено ожесточенными столкновения между демонстрантами и полицией. По меньшей мере, 15 человек погибли и более 100 получили серьезные ранения. По полученным сообщениям, силы безопасности не имели специальной подготовки по использованию ненасильственных и соразмерных методов противодействия массовым беспорядкам, несмотря на то, что в течение месяцев полиция контролировала забастовку и протестные акции нефтяников, членов их семей и сочувствующих в 2011 году.
В ответ на призывы к дальнейшему расследованию всех случаев летальных исходов и огнестрельных ранений, в том числе тех, которые не были зафиксированы официально, с тем чтобы установить истинное число погибших и раненых и привлечь всех виновных к ответственности, Генпрокуратура заявила в октябре, что все доступные доказательства были тщательно исследованы районным отделом внутренних дел и не было никакой потребности возбуждать уголовные дела в отношении других должностных лиц.
В конце января пятерым офицерам полиции из Мангистауской области и города Жанаозена были предъявлены обвинения в злоупотреблении служебным положением в связи с использованием огнестрельного оружия. По данным Генпрокуратуры, некоторые из них были идентифицированы с помощью видео. В мае они осуждены на сроки от пяти до семи лет лишения свободы. Несколько сотрудников полиции во время дачи показаний в суде в качестве свидетелей подтвердили, что они использовали огнестрельное оружие, чтобы стрелять по протестующим. Тем не менее, никаких обвинений им предъявлено не было.
Пытки и другие виды жестокого обращения
Большинство из 37 подсудимых, представших перед областным судом в Актау по обвинению в организации или участии в беспорядках в Жанаозене, настаивали, что после ареста в местах заключения их подвергали пыткам или другим видам жестокого обращения с целью получения признаний, и отказались от своих признаний в суде. Методы пыток, описанных обвиняемыми, согласуются с утверждениями многих освобожденных из заключения в декабре 2011 года, а именно: их доставляли в неофициальные места содержания под стражей или в подземные сооружения в полицейских участках, раздевали догола, заставляли ложиться или приседать на холодном бетонном полу, обливали холодной водой, при этом полицейские били и пинали их ногами, так что задержанные зачастую находились на грани потери сознания. Затем их вновь обливали холодной водой и продолжали избивать через регулярные промежутки времени в течение нескольких часов. Десять свидетелей обвинения отказались от своих показаний против обвиняемых в ходе судебного разбирательств и пожаловались, что они также подвергались пыткам или другим видам жестокого обращения с целью принуждения дачи показаний о причастности подсудимых.
Некоторые из подсудимых опознали полицейских и сотрудников спецслужб, подвергавших их пыткам и другим видам жестокого обращения. Полицейские и сотрудники спецслужб, обвиненные подсудимыми в применении оружия и в применении пыток, давали показания в суде в качестве потерпевших или свидетелей, некоторые из них анонимно. Все полицейские и сотрудники спецслужб заявляли о том, что применение оружия было необходимой самообороной. На вопрос, кто дал приказ открыть огонь, некоторые офицеры показали, что они не получали приказа открыть огонь, в то же время они заявляли, что и не было приказа не открывать огонь. Генеральная прокуратура рассмотрела заявления о применении пыток по просьбе председательствующего судьи, но отвергла все претензии. Семеро из числа подсудимых были приговорены к семи годам лишения свободы.
Рабочий активист Роза Тулетаева, ставшая на время забастовки нефтяников основным контактным лицом для СМИ и международных организаций, заявила в суде, что во время допросов ей выдрали клок волос и что сотрудники спецслужб угрожали причинить вред ее 14-летней дочери. Также она поведала, что на нее надели полиэтиленовый мешок на голову с целью удушения и наносили ей оскорбления и надругательства сексуального характера. Она рассказала, что ей было слишком стыдно, чтобы описать в зале суда причиненные ей пытки сексуального характера из-за присутствия ее друзей и членов семьи. Она была приговорена к семи годам лишения свободы за «разжигание социальной розни».
Несправедливые судебные разбирательства
В дополнение к 37 лицам, которые были задержаны в Жанаозене в декабре 2011 года и предстали перед судом в марте 2012 года, силы безопасности задержали в Алматы в январе трех активистов политической оппозиции, а также в июне видного театрального режиссера и молодежного активиста, обвинив их в «разжигании социальной розни» и «дестабилизации ситуации в регионе» в связи с событиями в Жанаозене. Все за исключением двоих были освобождены условно, после того как провели несколько недель в следственном изоляторе Комитета национальной безопасности (КНБ) и согласились подписать признательные показания, признав, что они ездили в Жанаозен в поддержку бастующих нефтяников.
Высокопоставленные должностные лица допустили в государственных средствах массовой информации предвзятые высказывания в отношении всех обвиняемых в связи с событиями в Жанаозене. Помимо того, многочисленные процессуальные нарушения, такие, как ограничения на доступ адвокатов и свидания с родственниками, не позволили обвиняемым рассчитывать на справедливое судебное разбирательство. Адвокаты находящихся под стражей в следственном изоляторе КНБ были вынуждены дать подписку о неразглашении, закрывшую для них возможность распространить информацию по расследованию уголовного дела в отношении их клиентов.
23 января сотрудники КНБ арестовали в Алматы Владимира Козлова, лидера незарегистрированной оппозиционной партии «Алга!», по обвинению в «разжигании социальной розни». Они также провели обыски в его доме, офисе партии «Алга!» в Алматы и в домах нескольких других членов партии. Владимир Козлов приезжал в Жанаозен в январе в составе независимой общественной мониторинговой группы по расследованию заявлений о пытках и других видах жестокого обращения в полицейских участках, впоследствии проинформировав Европейский Парламент о сделанных выводах. Его перевели в следственный изолятор КНБ в Актау, где ему был ограничен доступ к адвокату и на свидания с членами его семьи. 8 октября городским судом Актау он был признан виновным в «разжигании социальной розни» и в попытке свержения конституционного строя и приговорен к семи с половиной годам тюремного заключения с конфискацией имущества. Он был признан узником совести. Независимые наблюдатели, допущенные в суд, сообщили об отсутствии какой-либо презумпции невиновности и о том, что доказательства, используемые против Владимира Козлова, не позволяют обоснованно доказать его вину. В своем приговоре суд также назвал несколько оппозиционных СМИ, освещавших забастовку 2011 года и расследование Жанаозенских событий, «политическими экстремистами», которые подстрекали к «социальной розни». 19 ноября Апелляционный суд в Актау оставил приговор в силе.
В марте узник совести Наталья Соколова, бывший юрист бастующих нефтяников Казмунайгаза, была неожиданно освобождена из заключения после того, как Генеральная Прокуратура подала жалобу на приговор в Верховный суд. Она была приговорена к шести годам лишения свободы городским судом Актау в августе 2011 года за «разжигание социальной розни».
Свобода выражения
Новые положения закона о национальной безопасности, вступившего в силу в январе, предусматривают наказание для лиц и / или организаций, оказывающих «информационное воздействие на общественное и индивидуальное сознание, связанное с преднамеренным искажением и распространением недостоверной информации в ущерб национальной безопасности». Существуют опасения, что власти намерены использовать закон о национальной безопасности для ограничения свободы слова и средств массовой информации.
21 ноября прокурор г. Алматы подал жалобу с намерением закрыть почти все оставшиеся независимые и оппозиционные СМИ – некоторые из них были упомянуты в приговоре Владимиру Козлову. Он обвинил их в «экстремизме», разжигании социальной розни и угрозе национальной безопасности. Жалоба охватывала примерно 40 единиц печатных, электронных и Интернет СМИ. Он также призвал признать экстремистскими незарегистрированные партию «Алга!» и движение «Халык майданы». В тот же день суд приостановил деятельность партии «Алга!», в то время как другие районные суды обязали большинство затронутых СМИ прекратить публикации, распространение и вещание.
Беженцы и лица, ищущие убежища
Вопреки решению Комитета ООН против пыток и в нарушение своих международных обязательств в области прав человека Казахстан продолжает практику задержания беженцев с целью выдачи их в такие страны, как Узбекистан, где они рискуют стать жертвами пыток или других видов жестокого обращения.
В июне Комитет ООН против пыток постановил, что, выдав 28 граждан Узбекистана, в том числе лиц, ищущих убежища, Казахстан нарушил Конвенцию ООН против пыток.
Собир Насыров, гражданин Узбекистана, проживающий в России, провел 12 месяцев в казахстанском следственном изоляторе, ожидая своей экстрадиции в Узбекистан, пока в июле 2012 года он не был отпущен без предъявления обвинений. Он уехал из Узбекистана вместе со своей семьей на работу в Россию в 2005 году, где ему было предоставлено право на временное проживание и разрешение на работу. В июле 2011 года он был неожиданно задержан на казахстанско-российской границе в связи с запросом на арест, выданный Узбекистаном, за его предполагаемое участие в Андижанских событиях мая 2005 года. Он находился в Уральске в полной изоляции в течение нескольких дней. Несмотря на явные доказательства того, что обвинения, изложенные в запросе на выдачу, не выдерживают никакой критики, суд отказался освободить его из-под стражи. С.Насыров был освобожден без официального объяснения 24 июля 2012 года и в сопровождении сотрудников спецслужб был препровожден до границы с Россией.
ИСТОЧНИК:
http://amnesty.org/en/region/kazakstan/report-2013