РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН
Глава государства: Нурсултан Назарбаев
Глава правительства: Карим Масимов
Смертная казнь: отменена за общеуголовные
преступления
Численность населения: 15,8 млн. чел.
Ожидаемая продолжительность жизни: 65,4 года
Смертность детей до 5 лет (м/ж): 34/26 на 1000
Уровень грамотности взрослого населения: 99,7%
Как и прежде, поступало много сообщений о пытках и других видах жестокого обращения, несмотря на обещания правительства проводить политику абсолютной нетерпимости к пыткам. Подобные нарушения прав человека по-прежнему оставались безнаказанными. Власти активизировали усилия по принудительному возвращению просителей убежища и беженцев в Китай и Узбекистан в рамках мер по обеспечению государственной безопасности и борьбе с терроризмом.
Краткая справка
В январе Казахстан занял пост председателя ОБСЕ, сделав важнейшей задачей ОБСЕ борьбу с терроризмом и обеспечение общественной безопасности в Европе и Центральной Азии. Обязательства в области прав человека не вошли в число приоритетов нового временного руководства организации.
В мае парламент утвердил поправку к Конституции, согласно которой президент Нурсултан Назарбаев получил статус «лидера нации», наделяющий его и его ближайших родственников пожизненным иммунитетом от уголовного преследования. Поправка также дала ему пожизненное право принимать окончательные решения во внешней политике и вопросах общественной безопасности. Изображение «лидера нации» оскорбительным образом и искажение его биографии стали уголовными преступлениями. В сентябре президент Назарбаев отметил, что намерен выставить свою кандидатуру на новый срок в 2012 году.
Пытки и другие виды жестокого обращения
Власти ввели ряд мер, направленных на предупреждение пыток, в том числе сделали места лишения свободы более доступными для посещения независимыми общественными наблюдателями и публично пообещали проводить политику абсолютной нетерпимости к пыткам.
Политика Казахстана в области прав человека рассматривалась в рамках процедуры универсального периодического обзора ООН в феврале. В своём представлении делегация правительства в очередной раз заявила, что власти Казахстана твёрдо придерживаются политики абсолютной нетерпимости к пыткам и «не остановятся, пока не будут полностью и повсеместно ликвидированы последние проявления пыток».
В феврале правительство отложило учреждение независимого механизма по надзору за местами лишения свободы – национального превентивного механизма (НПМ) – на срок до трёх лет. Тем не менее в соответствии со своими обязательствами по Факультативному протоколу к Конвенции ООН против пыток власти продолжали разрабатывать правовую базу для НПМ в тесном сотрудничестве с казахстанскими и международными НПО, а также межправительственными организациями.
В апреле Генеральная прокуратура сообщила Amnesty International, что представителям Независимой общественной наблюдательной комиссии предоставили беспрецедентный доступ в следственные изоляторы Комитета национальной безопасности; было проведено четыре визита в 2009 году и восемь – в 2010 году.
Несмотря на эти меры, многие из тех, кого задерживала полиция, сообщали о применении к ним пыток и других видов жестокого обращения как до момента официальной регистрации в полицейском участке, так и после. Сотрудники правоохранительных органов часто не соблюдали действующий закон о задержании, согласно которому задержанных необходимо регистрировать в течение трёх часов после ареста.
В октябре спецдокладчик ООН по вопросу о пытках подверг Казахстан критике за то, что в стране по-прежнему не раскрывался весь масштаб пыток и других видов жестокого обращения в изоляторах и тюрьмах.
Безнаказанность
С безнаказанностью подобных нарушений прав человека практически не боролись. Власти не смогли в полной мере и эффективно выполнить обязательства Казахстана, взятые на себя в рамках Конвенции ООН против пыток. Кроме того, они не выполняли рекомендации Комитета ООН против пыток и других договорных органов и специальных процедур ООН, особенно в том, что касается своевременного, тщательного, независимого и беспристрастного расследования всех сообщений о пытках и других видах жестокого обращения.
В апреле Генеральная прокуратура сообщила Amnesty International, что в 2009 году только два заявления о пытках со стороны сотрудников силовых структур получили подтверждение и по ним возбудили уголовные дела в отношении виновников. Генеральная прокуратура отвергла как необоснованные все жалобы на применение сотрудниками силовых структур пыток, поданные теми людьми, чьими делами занимались Amnesty International, другие правозащитные организации и cпецдокладчик ООН по вопросу о пытках.
В апреле – впервые с тех пор, как страна ратифицировала Факультативный протокол к Конвенции ООН против пыток в 2008 году, – Александр Герасимов подал индивидуальную жалобу против Казахстана в Комитет ООН против пыток. Александр Герасимов заявил, что не менее пяти сотрудников полиции пытали его в 2007 году. К нему применили пытку «сухая подлодка»: полицейские связали ему руки за спиной, положили его на пол лицом вниз, надели ему на голову полиэтиленовый пакет и заставили его лежать, а один из полицейских несколько раз надавил коленом ему на спину. Кроме того, сотрудники полиции сильно избили его по почкам и угрожали ему сексуальным насилием. Из-за полученных травм он 13 дней провёл в больнице и больше месяца проходил интенсивное психиатрическое лечение от посттравматического стрессового расстройства. В жалобе Комитету Александр Герасимов утверждал, что по его делу не проводилось тщательное и независимое расследования, а за нарушение его прав никого так и не привлекли к судебной ответственности.
Беженцы и просители убежища
Новый закон о беженцах, вступивший в силу 1 января, исключил определённые категории просителей убежища из числа тех, кто может претендовать на статус беженца в Казахстане. В их числе оказались лица, которых в странах происхождения обвиняют в принадлежности к незаконным, незарегистрированным или запрещённым политическим или религиозным партиям или движениям. На практике это требование особенно коснулось мусульман из Узбекистана, которые молились в неподконтрольных государству мечетях либо состояли (действительно либо предположительно) в исламистских партиях или исламских движениях, запрещённых в Узбекистане, и которые бежали из страны в страхе перед гонениями за религиозные взгляды. Под исключение попали также лица уйгурского происхождения из Синьцзян-Уйгурского автономного округа Китая, которых обвиняют или подозревают в участии в сепаратистских движениях или партиях.
Вновь сформированный Государственный комитет по миграции при Министерстве труда приступил к пересмотру дел всех лиц, которым УВКБ – агентство ООН по делам беженцев – предоставило статус беженцев до рассмотрения их дел Государственным комитетом по миграции. Комитет отозвал статус беженцев многих людей из Узбекистана и Китая, большинство из которых ожидали переселения в третью страну. Таких лиц, наряду с прочими просителями убежища из Узбекистана и Китая, всё чаще останавливали сотрудники полиции или КНБ для проверки документов. Их произвольно задерживали, помещая на непродолжительное время в предварительное заключение или на неопределённый срок в изоляторы КНБ для последующего принудительного возвращения в страны происхождения. Их полностью или частично лишали возможности связаться с адвокатами, УВКБ и родственниками. Многие жаловались на пытки и другие виды жестокого обращения под стражей.
В июне 2010 года сотрудники КНБ задержали 30 беженцев и просителей убежища из Узбекистана в городе Алматы, намереваясь принудительно выслать их в Узбекистан. Все 30 человек бежали из Узбекистана из страха перед гонениями за принадлежность к запрещённым там религиозным объединениям. Жёнам задержанных сказали, что их мужьям предстоит экстрадиция в Узбекистан по обвинениям в принадлежности к незаконным религиозным или экстремистским организациям и попытке государственного переворота.
8 сентября одному из задержанных – Нигматулле Набиеву – предоставили убежище сроком на год. Тем не менее, 13 сентября заместитель прокурора Алматы объявил о том, что Генеральная прокуратура приняла решение об экстрадиции оставшихся 29 мужчин. По имеющимся сведениям, не менее двух из 29 человек выслали в Узбекистан в сентябре до рассмотрения апелляций, в которых они обжаловали своё задержание и решения об экстрадиции. К концу декабря апелляции большинства из 29 человек были отклонены. Ещё как минимум двух просителей убежища из Узбекистана выслали в октябре и ноябре соответственно.