За несколькими позитивными, хотя и скромными, реформами начала 2009 г. последовала серия ударов по правам человека, едва ли уместных для страны-председателя ОБСЕ, которой Казахстан должен стать в 2010 г. Обещанные более глубокие реформы так и остались неосуществленными. Ведущий правозащитник страны был неправосудно осужден на четыре года, правительство провело ограничительные поправки в законодательство о СМИ и интернете, не допускались мирные демонстрации и акции протеста, имели место случаи изолированного содержания под стражей и отказа в доступе к адвокату под предлогом защиты государственной тайны. На протяжении большей части 2009 г. ситуация с правами человека вызывала нарастающую критику со стороны международного сообщества.
Дело Евгения Жовтиса
3 сентября 2009 г. основатель и руководитель Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Евгений Жовтис был признан виновным в ДТП со смертельным исходом. Следствие и суд сопровождались серьезными процессуальными нарушениями, из-за которых обвиняемому не было в полной мере обеспечено право на защиту. Общий ход дела вызывал опасения, что человеческая трагедия могла быть использована властями для сведения политических счетов.
Уголовное дело, как и положено при ДТП со смертельным исходом, было возбуждено на следующий день – 27 июля. Первоначально Жовтис проходил свидетелем, однако уже 28 июля он превратился в подозреваемого, но ему самому и его адвокату сообщили об этом только через две недели, что является серьезным нарушением законодательства. При рассмотрении дела судья либо откладывал рассмотрение ходатайств защиты, так и не вынося по ним решения, либо отказывал в их удовлетворении. В результате было нарушено право Жовтиса на защиту, поскольку он был лишен возможности оспаривать доказательства обвинения. Приговор – четыре года колонии-поселения.
20 октября Алма-Атинский областной суд оставил приговор без изменения. Самого Жовтиса на слушание не допустили, а его защите вновь не дали представить доказательства или оспорить заключение назначенной обвинением экспертизы.
19 сентября обеспокоенность в связи с сообщениями «о многочисленных нарушениях права Жовтиса на справедливый суд» выражал представитель Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека. Аналогичные озабоченности озвучивали и другие субъекты международного сообщества, включая Евросоюз, Францию и США.
Свобода выражения мнений и свобода информации
6 февраля президент Нурсултан Назарбаев подписал закон о внесении изменений и дополнений в законодательство о СМИ, упростивший порядок регистрации электронных СМИ, которым теперь не нужно отдельно регистрироваться в Министерстве культуры и информации (ранее это частично дублировало порядок лицензирования), и отменивший перерегистрацию любых СМИ в случае смены главного редактора или юридического адреса. Средства массовой информации также получили право обжаловать в суде отказ в предоставлении официальных сведений и использовать аудио- и видеотехнику для записи интервью без специального разрешения собеседника.
Февральские поправки, однако, не решают системных проблем свободы СМИ в Казахстане, таких как контроль лояльных правительству сил над вещательными СМИ, угрозы и притеснения в отношении независимых журналистов, которые критикуют президента или политику и практику правительства, а также запретительные санкции по искам о защите чести и достоинства, когда предельный размер компенсации не ограничен, и, наконец, сохранение уголовной ответственности за клевету. В дополнение к этому 10 июля президентом был подписан законопроект о поправках, касающихся «информационно-коммуникационных сетей». В соответствии с ним любые формы сетевого контента, в том числе сайты, блоги, чаты и пр., могут квалифицироваться как «интернет-ресурсы» и подпадать под действие законодательства о СМИ со всеми вытекающими ограничительными последствиями. В самом законе о СМИ были расширены основания для запрета медийного контента, связанного с выборами, забастовками и массовыми мероприятиями. Широкая формулировка этой нормы чревата ее произвольным толкованием. В совокупности эти факторы приводили к сохранению неблагоприятной атмосферы, в которой журналистам приходится учитывать постоянную угрозу судебного преследования и запретительно высоких компенсаций.
Одним из примеров может служить дело главного редактора газеты «Алма-Ата инфо» Рамазана Есергепова, который 8 августа 2009 г. был осужден на три года за разглашение гостайны в связи с публикацией статьи о коррупции, основанной на секретных документах. Суд проходил в закрытом режиме, подсудимый не имел доступа к адвокату по выбору. Летом независимый алма-атинский еженедельник «Тасжарган» был вынужден прекратить выход, исчерпав возможности обжалования судебного решения о выплате 30 млн. тенге (около 200 тыс. долл. США) по иску депутата Ромина Мадинова в связи с публикацией статьи, в которой утверждалось, что он использовал работу в парламенте в интересах личного бизнеса. В сентябре 2009 г. в Алма-Ате «БТА Банк» отсудил у еженедельника «Республика» компенсацию в 60 млн. тенге (400 тыс. долл. США) за публикацию в марте статьи о его возможном банкротстве. Истец утверждал, что это обернулось для него потерей вкладов в объеме 45 млн. долл. На момент подготовки этого доклада решения по апелляции еще не было, но в случае отказа изданию придется прекратить выход.
Свобода собраний
Никаких шагов для либерализации законодательства в области свободы собраний правительством не предпринималось. Любое мероприятие политического характера, которое прямо или косвенно не организуется самими властями или не носит проправительственного характера, вероятнее всего окажется несанкционированным и/или будет разогнано полицией. Закон РК «О порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций в Республике Казахстан» требует не менее чем за десять дней подавать в местный исполнительный орган заявку на проведение даже индивидуального пикета с предоставлением подробных сведений о характере и целях мероприятия, числе участников и т.п. Местным властям предоставлены полномочия «дополнительно регламентировать» порядок проведения массовых мероприятий «с учетом местных условий», что фактически дает им карт-бланш на ограничение свободы собраний.
В 2009 г. имели место по меньшей мере несколько случаев запретительного применения этого законодательства. Так, 13 февраля несколько гражданских групп и политических партий обратились с взаимно согласованными заявками на проведение 25 февраля пикетов в 12 городах, но всем без исключения было отказано. 21 апреля 12 активистов молодежной правозащитной организации «Ар.Рух.Хак» были на три часа задержаны полицией, когда попытались выйти к журналистам на центральной площади Алма-Аты. Они собирались выразить свою обеспокоенность в связи с предлагаемыми поправками в законодательство, предусматривающими обязательное наркологическое обследование школьников и студентов.
11 сентября независимый журналист Виктор Ковтуновский был оштрафован примерно на 200 долл. США за то, что вышел на центральную площадь Алма-Аты с плакатом «Сегодня – Жовтис, завтра – ты». Через шесть дней штрафу за аналогичный индивидуальный пикет был подвергнут журналист Андрей Свиридов.
Доступ к адвокату
В нескольких громких делах 2009 г. Комитет национальной безопасности Казахстана отказывал обвиняемым в праве на адвоката по выбору, требуя наличия допуска для участия в делах, касающихся государственной тайны. В связи с этим Данияр Канафин – адвокат главы государственной компании «Казатомпром» Мухтара Джакишева, арестованного по делу о хищениях и растрате, публично заявил о нарушении Комитетом национального законодательства и международных норм. После этого КНБ 7 июля направил представление в Алма-Атинскую коллегию адвокатов и городское управление юстиции о лишении Канафина права заниматься адвокатской практикой на том основании, что его действия «формируют негативный образ» власти. Коллегия отказалась удовлетворить это требование, однако доступа к подзащитному Канафин так и не получил.
На момент подготовки этого доклада вице-президенты «Казатомпрома» Дмитрий Парфенов и Малхаз Цоцория с июня содержались на конспиративных квартирах КНБ якобы в рамках программы защиты свидетелей: оба проходили свидетелями обвинения по делу Джакишева. Они не имели доступа к адвокату по выбору и были вынуждены довольствоваться назначенными адвокатами с соответствующим допуском. При этом и КНБ, и предоставленные им защитники настоятельно рекомендовали женам обоих не жаловаться на обращение с их мужьями международным организациям и иностранным дипломатам, «чтобы не усугублять ситуацию».
Свобода религии
Позитивным событием стало решение Конституционного совета от 11 февраля 2009 г., которым Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам свободы вероисповедания и религиозных объединений» был признан не соответствующим конституции. Одним из ключевых пунктов постановления был вывод о том, что представленный на подпись президенту закон ставит «в неравные правовые условия лиц, исповедующих «ранее неизвестное в Республике Казахстан вероучение», и представителей других конфессий». Также было отмечено, что многие положения закона сформулированы нечетко и могут приводить к проблемам в правоприменительной практике.
Ключевые международные игроки
На протяжении всего 2009 г. ОБСЕ поддерживала с Казахстаном диалог по вопросам, связанным с приближавшимся председательством. В начале года представитель по свободе СМИ Миклош Харашти приветствовал поправки в законодательство о СМИ, отметив при этом, что оно все еще не соответствует «ряду международных стандартов». В частности, он призвал правительство провести реформы в интересах «демонополизации медиарынка» и «декриминализации клеветы и оскорбления». Позднее Миклош Харашти призывал президента Назарбаева наложить вето на поправки, касающиеся «информационно-коммуникационных сетей».
Германия помогала Астане готовиться к председательству в ОБСЕ, но не предпринимала сколько-нибудь заметных усилий, чтобы ставить перед правительством Казахстана вопросы об ухудшении ситуации с правами человека и переломить негативные тенденции. Это вызвало разочарование – тем большее, что Германия едва ли не активнее всех поддерживала заявку Казахстана на председательство в ОБСЕ в 2010 г. В феврале Евросоюз и США публично приветствовали реформирование законодательства о СМИ и подчеркивали необходимость дальнейшего прогресса накануне председательства. В сентябре они же выражали обеспокоенность в связи с ужесточением медийного законодательства, приговором журналисту Рамазану Есергепову и процессуальными нарушениями в деле Евгения Жовтиса. Евросоюз, в частности, отметил, что «сожалеет» о том, что «по ряду поводов» был вынужден «выражать обеспокоенность в связи с состоянием свободы СМИ в Казахстане».
http://www.hrw.org/en/world-report-2010-10