Резолюция Европейского парламента от 17 сентября 2009 года касательно случая Евгения Жовтиса в Казахстане

22.09.2009

Европейский парламент,

– Принимая во внимание свои предыдущие резолюции по Казахстану и Центрально-азиатским республикам,

– Принимая во внимание свою резолюцию от 20 февраля 2008 года по Стратегии ЕС в Центральной Азии (1),

– Принимая во внимание стратегию Европейского союза для нового партнерства со странами Центральной Азии, принятой Советом Европы 23 июня 2007 года

– Принимая во внимание документ Комиссии о стратегии по оказанию помощи Центральной Азии 2007-2013 годов,

– Принимая во внимание выводы десятого заседания Совета по сотрудничеству ЕС-Казахстан,

– Принимая во внимание выводы восьмого заседания Комитета парламентского сотрудничества ЕС-Казахстан на встрече в Брюсселе 31 марта 2008 года

– Принимая во внимание Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Казахстаном (2), который вступил в силу 1 июля 1999 года

– Принимая во внимание Правило 122 (5) из числа Правил Процедуры,

А. В то время как взаимоотношения и сотрудничество между ЕС и Республикой Казахстан неуклонно растет на всех уровнях, поскольку Казахстан играет важнейшую роль в вопросах стабильности и безопасности в Центральной Азии и экономического развития региона в целом,

B. В то время как Казахстан в 2010 году берет на себя председательство в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), принимая во внимание, что эта позиция даст стране более высокий профиль и большую ответственность в области демократии и прав человека, в то время как ОБСЕ призвала Казахстан углубить демократические реформы перед тем как принять на себя обязанности Председателя,

C. Несмотря на эти важные международные задачи, внутренняя ситуация в Казахстане в течение последних нескольких месяцев омрачилась усилением ограничения свободы СМИ и рядом спорных судебных решений,

D. В то время как 3 сентября 2009 Евгений Жовтис, директор Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности и известный правозащитник, был признан виновным в непредумышленном наезде на пешехода 26 июля 2009 года и был приговорен к четырем годам лишения свободы,

Е. 27 июля 2009 года полиция возбудила дело о наезде и Евгению Жовтису был определен статус свидетеля, а 28 июля 2009 года статус Евгения Жовтиса в расследовании был изменен на подозреваемого, однако, в нарушение казахского законодательства его адвокаты не были проинформированы об этом вплоть до 14 августа 2009 года,

F. В то время как БДИПЧ ОБСЕ заявил, что “сомнительные процедуры могут нарушить право Жовтиса на справедливое судебное разбирательство, гарантированное Конституцией Республики Казахстан, обязательства страны перед ОБСЕ и основные международные стандарты”,

G. В то время как на прошедших совещаниях ОБСЕ Евгений Жовтис подробным образом информировал общественность о нарушениях прав человека в своей стране, вследствие чего возникли сомнения в том, что она соответствует статусу председателя организации, направленной на соблюдение демократических принципов,

H. В то время как в течение последнего времени были высказаны серьезные опасения в отношении судов и последующим лишением свободы других казахстанских активистов в области соблюдения прав человека, в том числе Рамазана Есергепова и Сергея Дуванова,

I. В то время как в июне 2008 года и в мае 2009 года, в связи с предстоящим председательством его страны в ОБСЕ, министр иностранных дел Казахстана Марат Тажин, обязался укреплять и совершенствовать соблюдение прав человека в Казахстане,

J. В то время как 2-ая статья Соглашения ЕС-Казахстана о партнерстве и сотрудничестве, требует уважения в отношении вопросов демократии, принципов международного права и прав человека,

1. Хотя не ставится под сомнение независимость судебной системы, которая является ключевым элементом любой демократии, Европейский Парламент выражает глубокую озабоченность в связи с проведением расследования происшествия и последующего судебного разбирательства в отношении Евгения Жовтиса, и обращает внимание на утверждения, что доказательства в его защиту не были приняты в ходе судебного разбирательства;

2. Призывает власти Казахстана немедленно и с полным уважением к прозрачности и законности провести второе всестороннее и беспристрастное расследование для выяснения обстоятельств аварии, а также соответствующим образом пересмотреть обвинение и приговор в отношении Евгения Жовтиса;

3. Настоятельно призывает власти Казахстана предоставить официальные подробности о деле Евгения Жовтиса и обеспечить надлежащие правовых процедур, в том числе право на обжалование в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

4. Обращает внимание на серьезные оговорки, озвученные правозащитными организациями, о действительной приверженности правительства Казахстана прогрессу, во время принятия в 2007 году решения о предоставлении стране поста председателя в ОБСЕ, и ожидает, что казахстанские власти приложат все усилия, чтобы добиться ощутимого прогресса в повышение демократизации и прав человека, прежде чем приступить к председательству в ОБСЕ;

5. Призывает Комиссию в этой связи, усилить содействие ЕС Казахстану в этих областях с тем, чтобы лучше подготовить казахстанское правительство принять на себя важные международные задачи;

6. Настоятельно призывает Совет занять по этому делу в отношении властей Казахстана и, в частности, для решения дела Евгения Жовтиса в рамках ЕС-Казахстанского диалога по правам человека, второй раунд которого запланирован на 21 октября 2009 года, и заседания Совета ЕС-Казахстана по сотрудничеству в середине ноября 2009 года;

7. Настоятельно призывает Комиссию укрепить свои проекты и программы в Казахстане в рамках программы Европейского Инструмента Содействия Демократии и Правам Человека (ЕИДПЧ);

8. Поручает своему Председателю препроводить настоящую резолюцию Совету, Комиссии, Генеральному секретарю ООН, специальному представителю ЕС по Центральной Азии, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Совету Европы, а также парламенту, правительству и Президенту Республики Казахстан .


Добавить комментарий