Исследовательская миссия FIDH, работавшая в Казахстане и Кыргызстанe, констатировала грубые нарушения прав трудовых мигрантов и беженцев. FIDH особенно обеспокоена крайне уязвимым положением просителей убежища в обеих странах, в особенности китайских уйгуров, узбеков и чеченцев.
Коммюнике
Предварительные заключения исследовательской миссии
Париж, 22 июля 2009 г. – Исследовательская миссия FIDH, работавшая в Казахстане и Кыргызстанe, констатировала грубые нарушения прав трудовых мигрантов и беженцев. FIDH особенно обеспокоена крайне уязвимым положением просителей убежища в обеих странах, в особенности китайских уйгуров, узбеков и чеченцев. Она призывает власти принять срочные меры, чтобы предоставить защиту просителям убежища в соответствии с международными обязательствами этих стран.
Миссия, в составе Амандин Регамэ, уполномоченной Международным Комитетом FIDH, Сары Маккьюн, юриста организации «Права человека в Китае», и Кэтрин Бут, руководителя отдела по правам мигрантов в FIDH, встретилась в обеих странах с представителями властей, международных организаций, неправительственных организаций, а также с трудовыми мигрантами и беженцами. Миссия получила поддержку «Казахстанского Международного Бюро по правам человека и соблюдению законности» и «Киргизского Комитета по правам человека».
Эксплуатация трудовых мигрантов в Казахстане
Казахстан, являющийся благодаря своим нефтяным и газовым ресурсам региональной экономической державой, привлекает трудящихся-мигрантов со всего региона и, в особенности, из соседних стран: Узбекистана, Казахстана, Кыргызстанa, Китая и Таджикистана. Кыргызстан – это в первую очередь страна происхождения трудовых мигрантов. Тем не менее, некоторые трудовые мигранты приезжают искать работу в Киргизию, например китайские уйгуры, а также узбеки или таджики.
Миграционная политика Казахстана ограничивает возможности легального найма на работу, что делает положение мигрантов еще более уязвимым. Ссылаясь на последствия экономического кризиса, власти наполовину сократили квоты разрешений на работу. В то же время ими проводится вызывающая тревогу политика «национального приоритета». Система квот предусматривает выдачу разрешений на работу предприятиям-работодателям, а не самим трудящимся, что лишает последних возможности сменить работу, если работодатель нарушает их права.
Миссия FIDH получила информацию из разных источников o нарушениях прав трудовых мигрантов, в особенности, занятых в сельскохозяйственном секторе и на стройках. Особенно уязвимо положение мигрантов, не имеющих легального статуса и контракта. Такие мигранты наиболее подвержены эксплуатации, будь то неограниченный рабочий день, отсутствие выходных, конфискация документов, невыплата зарплат или их «перепродажа» одним работодателем другому. В обеих странах из-за коррумпированности правоохранительных органов, таможенных и пограничных служб над мигрантами постоянно довлеет угроза вымогательств или депортации. Подобные нарушения по большей части совершаются в полной безнаказанности.
На основе предварительных заключений миссии, FIDH рекомендует властям Казахстана:
Внести поправки в систему оформления разрешений на работу с тем, чтобы они выдавались непосредственно мигрантам, а не их работодателям
В случаях нарушения работодателями прав мигрантов проводить серьезные расследования, преследовать по закону и применять санкции против работодателей
Обеспечить мигрантам доступ к срочной медицинской помощи
Удостовериться в том, что правила работы милиции и местной администрации учитывают положения национальных законов и международных конвенций, ратифицированных Казахстаном
Ратифицировать Конвенцию ООН о защите прав всех трудовых мигрантов и членов их семей
FIDH рекомендует властям Казахстана и Кыргызстанa:
Принять меры по контролю и регулированию деятельности посредников, нанимающих на работу трудящихся-мигрантов
Улучшить подготовку всех лиц, имеющих дело с мигрантами, и направить усилия на борьбу с коррупцией на всех уровнях судебной системы, в милиции, в таможенных и пограничных службах
Грубые нарушения международных обязательств, касающихся беженцев
В обеих странах миссия FIDH констатировала, что ситуация просителей убежища и беженцев внушает особую озабоченность. На практике просители убежища из Узбекистана, Китая (уйгуры) и Чечни попросту не могут получить статус беженца ни в одной из двух стран. Власти Казахстана и Кыргызстанa объясняют свой отказ предоставлять убежище экономическими причинами, либо нежеланием вмешиваться во внутренние дела соседних стран.
Просители убежища из Узбекистана, Китая или Чеченской Республики Российской Федерации могут просить защиты у Управления Верховного комиссара по делам беженцев Организации Объединённых Наций (УВКБ), но этот статус не дает им ни какой-либо защиты или экономической помощи в Казахстане и в Кыргызстанe, ни права на работу.
За последние годы были также зафиксированы многочисленные случаи экстрадиции беженцев или просителей убежища обратно в Узбекистан, Китай и Россию, что нарушает принцип невысылки, категорически запрещающий отправлять лицо в страну, где оно может подвергнуться пыткам.
Чтобы оправдать эти высылки, власти обеих стран регулярно ссылаются на свои обязательства в рамках региональных соглашений по борьбе с терроризмом и сотрудничеству в сфере правовой взаимопомощи (Минская Конвенция или Шанхайская организация сотрудничества). Согласно многочисленным отчетам, службы безопасности стран происхождения беженцев действуют в Казахстане и Кыргызстанe, зачастую с разрешения властей, разыскивая и преследуя беженцев, находящихся в списках «разыскиваемых лиц».
«Эти беженцы, скрывающиеся от преследований в своей собственной стране, находятся в крайне уязвимом положении. Они зависят от произвола властей, которые в любой момент могут их выслать или депортировать. Они живут в постоянном страхе быть отправленными обратно в свою страну, где им грозят пытки или даже смерть», – заявила Суэр Белассен, президент FIDH.
FIDH рекомендует властям Казахстана:
Удостовериться в том, что положения обсуждаемого в данный момент закона о беженцах полностью соответствуют международному праву, в частности, что прошения об убежище рассматриваются независимым органом; пересмотреть обязанность ежегодного продления статуса беженца для лиц, получивших убежище; отменить статью, предусматривающую отказ в статусе беженца членам религиозных организаций, запрещенных в их странах происхождения.
Отменить различие между политическим убежищем и статусом беженца, противоречащее международному праву
FIDH также рекомендует властям Кыргызстанa:
Отменить положение, в результате которого только люди, которые легально въехали в страну, могут получить убежище
FIDH призывает власти обеих стран:
Соблюдать при любых обстоятельствах принцип невысылки и категорический запрет на применение пыток в соответствии с Конвенцией против пыток 1984 года, отказываясь депортировать или высылать лица в страны, где им грозят пытки или смертная казнь.
Удостовериться в том, что беженцы, признанные УВКБ, имеют доступ к медицинским услугам и право на работу в соответствии с Конвенцией о статусе беженцев 1951 года.