В отношении МФИ
Политики и механизмы МФИ предоставляют гражданским активистам мощные инструменты для защиты прав человека и окружающей среды. Однако их эффективное использование требует глубокого понимания стандартов, активного участия в процессах и постоянного мониторинга. Гражданское общество должно играть ключевую роль в обеспечении прозрачности и подотчетности проектов, финансируемых МФИ, чтобы гарантировать их соответствие международным стандартам и интересам местных сообществ.
- Изучение и использование политик и стандартов МФИ: ознакомьтесь с ключевыми документами, ссылайтесь на конкретные стандарты и обязательства МФИ при обсуждении проектов с местными властями, подрядчиками и представителями МФИ.
- Активное участие в консультациях и общественных слушаниях, развитие диалога между государственными органами, МФИ и гражданским обществом: убедитесь, что проекты, финансируемые МФИ, включают обязательные консультации с заинтересованными сторонами, включая местные сообщества и ОГО; подготовьтесь к участию, предоставляйте конструктивные предложения и замечания, основанные на международных стандартах и лучших практиках; фиксируйте случаи отсутствия консультаций или формального подхода к ним для дальнейшего использования в адвокации.
- Мониторинг реализации проектов: создавайте коалиции, объединяйтесь с другими ОГО и активистами для независимого мониторинга проектов на всех этапах их реализации; используйте инструменты МФИ, такие как планы управления экологическими и социальными рисками; фиксируйте нарушения, Документируйте случаи несоблюдения стандартов, включая экологические и социальные нарушения, и используйте эту информацию для подачи жалоб.
- Подача жалоб через независимые механизмы: в случае нарушений подавайте жалобы через независимые структуры, такие как: Инспекционная панель ВБ, независимый механизм подотчетности АБР, независимый механизм рассмотрения жалоб ЕБРР; подготовьте доказательную базу нарушений, включая документы, фото- и видеоматериалы, свидетельства местных жителей; настаивайте на расследовании и принятии мер для устранения нарушений.
- Повышение осведомленности и обучение: проводите информационные кампании и тренинги для местных жителей о их правах и механизмах защиты в рамках проектов МФИ; распространяйте информацию, используйте социальные сети, СМИ и другие каналы для информирования общественности о проектах и их потенциальных рисках; сотрудничайте с международными организациями, привлекайте экспертов и watchdog-организации, такие как Bankwatch, для усиления вашей адвокации. Необходимо призывать МФИ и международных партнёров создать надёжные механизмы защиты гражданского общества, в том числе уязвимых групп населения, таких ка женщин, детей и людей с инвалидностью, проживающих в зонах рисков и бедствий, и обеспечить приостановку или прекращение финансирования проектов в случае любых репрессий в отношении активистов.
- Координация усилий с другими активистами и ОГО: создавайте сети с другими активистами и ОГО, работающими в схожих направлениях; участвуйте в международных кампаниях, присоединяйтесь к глобальным инициативам, направленным на повышение прозрачности и подотчетности МФИ.
- Использование негативных примеров для усиления адвокации: анализируйте неудачные проекты, случаи, когда стандарты МФИ не были соблюдены, и используйте их как примеры для обоснования необходимости усиления контроля; требуйте улучшений. Настаивайте на внедрении дополнительных мер для предотвращения повторения подобных ситуаций. Нужно выходить за рамки формальных механизмов и использовать стратегию внешнего политического и правового давления.
- Работа с национальными органами власти: напоминайте правительству Казахстана о его обязательствах перед МФИ, включая соблюдение прав человека и экологических стандартов; предлагайте включить требования гражданского общества в национальные программы развития, финансируемые МФИ.
- Важно обеспечить участие местных сообществ, проживающих в условиях рисков и бедствий в процессах реализации проектов МФИ, чтобы инициативы партнеров по развитию не наносили вред экологии Кыргызстана и учитывали нужды и потребности сообществ и уязвимых групп людей.
В отношении ФАТФ
ФАТФ предоставляет ряд инструментов, которые могут быть использованы гражданским обществом для противодействия чрезмерному регулированию и репрессивным мерам государства. Несмотря на то, что стандарты ФАТФ направлены на борьбу с финансированием терроризма и отмыванием денег, они не должны использоваться как инструмент для ограничения деятельности НКО. Гражданские общества стран Центральной Азии могут использовать следующие механизмы для защиты своих прав и обеспечения приведения национального законодательства в соответствие с международными стандартами.
Мониторинг национального законодательства и использование международных механизмов ФАТФ
Первым шагом для противодействия репрессивным мерам является системный и проактивный мониторинг законодательства в сфере противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ), а также анализ его соответствия стандартам ФАТФ и международным обязательствам стран Центральной Азии. Одним из ключевых требований Рекомендации 8 ФАТФ является пропорциональность мер регулирования, что подразумевает отказ от универсальных ограничений и применение упреждающих мер только к тем НКО, которые действительно подвержены рискам финансирования терроризма. Если стандарты ФАТФ применяются к НПО неправомерно, они могут обратиться в Секретариат ФАТФ, представив детальное описание проблемы и, при необходимости, подкрепив его соответствующими доказательствами и материалами. Однако, как показывает практика, Секретариат ФАТФ, как правило, перенаправляет такие обращения правительству соответствующей страны. Поэтому НПО важно четко формулировать свои запросы, конкретизируя ожидания от ФАТФ и возможные механизмы ее влияния. Представители гражданского общества могут использовать Глобальную коалицию НПО по ФАТФ для подачи коллективных обращений, отражающих реальное влияние казахстанского регулирования на некоммерческий сектор. Данная платформа уже продемонстрировала свою эффективность в 2023 году, когда коалиция добилась пересмотра Рекомендации 8, подчеркнув необходимость учета права НПО на доступ к финансированию. Казахстанские НПО могут свободно взаимодействовать с этой коалицией, представляя доказательства избыточного регулирования и давления со стороны государства.
Теневые отчеты и участие в оценках ФАТФ
ФАТФ и региональные группы по типу ФАТФ регулярно проводят взаимные оценки стран, и участие гражданского общества в этом процессе может стать эффективным инструментом противодействия репрессиям. В частности, организации гражданского общества могут:
- Предоставлять альтернативные данные о положении НПО в стране и фиксировать все нарушения, вызванные чрезмерным регулированием.
- Документировать случаи стигматизации и давления на НПО, включая необоснованные проверки, штрафы, приостановление деятельности и закрытие счетов.
- Объединяться с международными организациями (например, ОБСЕ, ООН и Глобальной коалицией НПО по ФАТФ) для подачи коллективных жалоб и отчетов.
Пересмотр стандартов ФАТФ и адвокация на международном уровне
Гражданское общество может прямо участвовать в процессе пересмотра стандартов ФАТФ, добиваясь усиления защиты НПО от избыточного регулирования. Это возможно через:
- Подачу официальных комментариев и предложений в Секретариат ФАТФ по изменению Рекомендации 8.
- Взаимодействие с международными экспертами и участие в обсуждениях в рамках Глобальной коалиции НПО по ФАТФ.
- Использование площадок ООН и ОБСЕ для вынесения вопросов на международный уровень.
Международная адвокация и правозащитные механизмы
Для противодействия репрессивным мерам государств гражданское общество может использовать инструменты международной адвокации. В частности, НПО могут:
- Направлять жалобы в ООН, ОБСЕ и другие международные организации, фиксируя нарушения прав НПО. Особую роль в этом могут сыграть:
- Специальный докладчик ООН по праву на свободу мирных собраний и ассоциации, который рассматривает случаи давления на НПО и стигматизации организаций;
- Специальный докладчик ООН по вопросу о поощрении и защите прав человека и основных свобод в условиях борьбы с терроризмом, который оценивает, соответствуют ли меры противодействия финансированию терроризма международным стандартам прав человека;
- Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ ОБСЕ).
- Привлекать внимание международных СМИ, добиваясь освещения проблем избыточного регулирования.
- Взаимодействовать с дипломатическими миссиями в странах Центральной Азии (ЕС, США, Великобритания, Канада) для вынесения вопросов на встречи с представителями ФАТФ и правительства.
В отношении ИПДО
Инициатива Прозрачности Добывающих отраслей имеет ряд механизмов, способствующих улучшению условий для выражения мнений, свободы ассоциаций, участию в принятии решений. В то же время эти механизмы ограничены рамками процесса ИПДО. Необходимо помнить, что ИПДО является многосторонней инициативой и решения основаны на соблюдении правил и поиске разумных компромиссов. Поэтому эффективность механизмов зависит от качества информации, предоставляемой активистами гражданского общества. Стандарт ИПДО прямо предусматривает активное и независимое участие гражданского общества. Это дает возможность использовать ИПДО для защиты гражданского пространства в странах Центральной Азии, требуя, чтобы правительства обеспечивали «полное, активное и эффективное участие гражданского общества» в соответствии со Стандартом ИПДО и корректирующими действиями по результатам валидации.
Активисты гражданского общества стран Центральной Азии могут воспользоваться следующими механизмами:
- Развивать компетенции по стандарту ИПДО среди активистов гражданского общества, особенно в добывающих регионах. Активистам и НПО важно понимать требования ИПДО об участии гражданского общества, Протокол участия гражданского общества, а также механизмы и ограничения этих требований. Это позволит грамотно использовать язык Стандарта при диалоге с государством и компаниями, использовать инструметы участия и предлагать конкретные шаги по улушчению пространства для гражданской активности.
- Использовать такие инструменты ИПДО, как участие в многосторонней группе заинтересованных сторон (МГЗС), который предоставляет возможность равного участия и прямого влияния на принятие решений. Участвуя в МГЗС напрямую или через представителей гражанского общества, добиваться включения в повестку заседаний и рабочий план МГЗС вопросов, связанных с создагнием благоприятных условий для участия гражданского общества.
- Документировать случаи давления, ограничений или репрессий и предоставлять соответствующую информацию в местные и международные структуры ИПДО, такие как МГЗС, Международное Правление ИПДО, Международный Секретариат ИПДО через своих представителей и механизмы подачи жалоб.
- Использовать процесс валидации страны для адвокационных кампаний по защите гражданского пространства, в том числе посредством распространения информации о проблемах, составления альтернативных отчетов, а также участия в процессах сбора мнений и консультаций, организованных Международным Секретариатом. В межвалидационный период на регулярной основе оценивать возможности участия гражданского общества в ИПДО, используя инструментарий международной ИПДО, в частности шаблоны по валидации.
- Сотрудничать с местными и международными партнёрами, а также с другими стейкхолдерами в процессе ИПДО:
- развивать местные сети НПО для участия в ИПДО, вовлекая в том числе экспертов по правозащите, что позволит улучшить качество участия активистов ГО, поможет в сборе информации и услитит взаимоподдержку.
- объединяться и обмениваться информацией с НПО из других стран региона, а также с глобальной коалицией Publish What You Pay;
- использовать глобальные конференции ИПДО и другие региональные и международные мероприятия для огласки нарушений и расширения поддержки.
- призывать посольства, представителей стран и компаний поддерживающих ИПДО, выступать в защиту представителей ГО, подвергающихся давлению со стороны правительств или добывающих компаний.
В отношении ОЭСР
Анализ стандартов ОЭСР, а также взаимодействия организации с Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном показывает, что страны Центральной Азии постепенно интегрируют ключевые элементы рамок ОЭСР в сферу государственного управления, антикоррупционной политики, цифровой трансформации и продвижения ответственного ведения бизнеса. Хотя ни одна из стран не является членом ОЭСР, механизмы мониторинга, тематические обзоры и участие в региональных инициативах способствуют добровольному принятию стандартов прозрачности, подотчётности и инклюзивности. Во всех трёх странах наблюдается частичная, но нарастающая институционализация стандартов ОЭСР. Наиболее полно охвачены такие принципы, как транспарентность, RIA, подотчётность и антикоррупционная политика. Менее устойчиво представлены вопросы прав человека в прямом выражении, что остаётся вызовом для интеграции в национальную повестку и документацию. Однако принципы инклюзивности, доступа, равенства и участия уже встроены в рамочные документы и политику. Гражданское общество играет ключевую роль в адаптации и мониторинге стандартов ОЭСР в регионе. Во всех странах региона ОГО вовлечены в альтернативное информирование (включая теневые доклады), консультативные процессы и продвижение повестки ОВБ, открытого управления и борьбы с коррупцией. В Казахстане и Кыргызстане наблюдается более широкое вовлечение ОГО в партнёрские процессы, тогда как в Узбекистане этот процесс находится на этапе становления. Казахстан демонстрирует наивысший уровень институционального сближения с ОЭСР: участие в Country Programme, официальные присоединения к рекомендациям Совета ОЭСР, функционирование НКП, регулярные тематические обзоры. Стандарты ОЭСР активно влияют на реформы в сфере госуправления, борьбы с коррупцией, цифрового правительства и ОВБ. Кыргызстан участвует в ряде региональных инициатив, включая Стамбульский план действий, статистические и инфраструктурные проекты, а также получил поддержку SIGMA. Несмотря на институциональные ограничения, страна ориентируется на лучшие практики ОЭСР в области открытого управления, антикоррупционной подотчётности и участия ОГО.
Рекомендации
Для стран региона:
- Углубить институциональные формы сотрудничества с ОЭСР (Country Programme, SIGMA, тематические обзоры).
- Продолжить внедрение RIA, открытого бюджета, цифрового участия и оценки политики с участием ОГО.
- Создать или укрепить механизмы постоянного диалога с гражданским обществом в рамках обзоров и внедрения рекомендаций ОЭСР.
- Повысить статус прав человека в национальных стратегиях, включая аспекты доступа к правосудию, недискриминации и прозрачности.
Для ОЭСР и партнёров в регионе:
- Поддерживать тематические инициативы с акцентом на права человека, инклюзию и участие граждан.
- Усилить компонент участия гражданского общества в программах мониторинга и оценок.
- Расширить доступность страновых данных и обзоров на национальных языках.
- Продвигать межстрановой диалог и региональные платформы обмена опытом в рамках Центральной Азии.