Выдержки из доклада НПО Казахстана о выполнении РК МПГПП (для предоставления в Комитет ООН по правам человека)

08.08.2011

13. ПРАВО НА СВОБОДУ МИРНЫХ СОБРАНИЙ (статья 21)

 

Несмотря на гарантии свободы мирных собраний, закрепленные статьей 32 Конституции РК и МПГПП, правовое регулирование свободы мирных собраний в Республике продолжает осуществ­ляться посредством применения Закона РК от 17.03.1995 г. «О порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций в Республике Казахстан» (далее – Закон).

 

Нормы Закона не соответствуют международным стандартам в области обеспечения свободы мирных собраний по ряду критериев. Определение понятия «мирных собраний», закрепленные Законом, не соответствует категориям, принятым в международной практике. В результате, под действия ограничительного закона подпадают не только мирные собрания, понимаемые как пуб­личные акции в открытом публичном месте, но и собрания как таковые вообще.

 

Закон устанавливает строго разрешительный порядок. Разрешение на проведение любого соб­рания выдают местные исполнительные органы. Заявление должно быть подано за 10 дней до да­ты проведения собрания. Нарушение этого правила является административным правонарушени­ем. На практике власти используют различные, не предусмотренные законодательством основания для отказа в даче разрешения на проведение мирного собрания, в том числе по причинам нецеле­сообразности. В результате из десятков заявлений на проведение митинга, шествия, пикета удов­летворяются единицы.

 

Законом также не предусмотрены подачи заявления на проведение собрания от индивидуаль­ного лица. Это прямо противоречит статье 21 МПГПП, которая предоставляет свободу собраний не только группам, но и отдельному индивиду.

 

На практике свобода мирных собраний граждан дополнительно ограничивается решениями местных представительных органов, которые определяют строго отведенное место для проведения собраний. Как правило, такие места находятся на окраине города и являются труднодоступными для общественного транспорта. Площади в центре города отводятся только для проведения меро­приятий, утвержденных или проводимых самими органами государственной власти.

 

Статья 373 Кодекса РК о административных нарушениях и статья 334 Уголовного кодекса РК чрезмерно широко трактуют нарушение в области свободы собраний. Ответственность по этим статьям может наступать в случае нарушение законодательства о порядке организации и проведе­ния мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций и предусматривает наказание в виде штрафов, административного ареста на срок до 15 суток, вплоть до лишения свободы на срок до одного года. При этом у полиции остается возможность для самостоятельного определе­ния границ общественной опасности деяний. Законодательство не устанавливает ту грань, которая четко может отделить административную и уголовную ответственность.

 

В соответствии с пунктом 2 статьи 373 КоАП административной ответственности подлежат также третьи лица, оказавшие содействие несанкционированному властями собранию. Данная норма носит полностью репрессивный характер и может рассматриваться населением как пред­упреждение в целях отказа от выражения своего мнения.

 

Гражданско-процессуальный кодекс не обеспечивает эффективных средств правовой защиты в случае обжалования отказа властей в проведении собрания. В нем установлен месячный срок для рассмотрения исков граждан. Таким образом, даже если запрет властей будет признан незакон­ным, проведение собрания может стать неактуальным.

 

Несмотря на общую запретительную практику в отношении мирных собраний, существую­щую в Казахстане, в последнее время в стране растет число собраний, проводимых без разреше­ния властей. Если несколько лет назад число собраний, не разрешенных властями, не превышало 40% от общего числа проведенных собраний, то в 2009 году их было уже около 80%, а за 11 меся­цев 2010 г. – процент несанкционированных собраний составил 84% (94% в Алматы).

 

Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности (далее – Бюро) провело мониторинг правоприменительной практики в области свободы мирных собраний в Республике Казахстан в год председательствования страны в ОБСЕ с января по ноябрь 2010 г.

 

Сотрудники Бюро провели наблюдения за 64 мирными собраниями, состоявшимися в городах Астана, Алматы, Караганда, Павлодар, Уральск и Усть-Каменогорск. Из них 73% всех собраний состоялись в Алматы. Этот город является абсолютным лидером, как по общему числу проведен­ных мирных собраний, так и по количеству неразрешенных властями собраний. В столице страны Астане – зафиксировано 7 публичных акций, в Караганде – 4, в Уральске – 3, в Усть-Каменогорске – 2, в Павлодаре – 1. Из 64 мирных собраний в 51 случае (80%) организаторы не пытались полу­чить разрешения, приводя различные доводы. Более половины из них (28 случаев, 55%) убеждены, что подача заявки – пустая трата времени, так как все равно будет получен отказ. Другие (11 случаев, 22%) полагают, что законодательство о мирных собраниях противоречит Международному пакту о гражданских и политических правах (МПГПП) и поэтому принципиально отказываются его соблюдать. Третья группа (12 случаев, 24%) убеждены, что их тип собраний, например, флеш-мобы, не регулируются законодательством и для их проведения не требуется разрешения властей. Всего за время проведения мониторинга было подано 172 заявки. Разрешение было получено в 10 (6%) случаях, и в 162 случаях (94%) власти отказали в проведении мирных собраний. В частно­сти, активисты партии «Алга» подали 159 заявок на проведение пикетов перед офисами партии «Нур Отан» в знак протеста против принятия закона «О лидере нации». Ни одна из поданных заявок не была удовлетворена властями.


Добавить комментарий