Удар по имиджу президента, нанесённый самою же властью

02.06.2016

О том, как незаконные действия полиции, применение чрезмерно грубого насилия силовиков против мирных граждан ударят по репутации власти, как нужно защищать политических узников, рассказывает главный правозащитник Казахстана Евгений ЖОВТИС.

- Как и ожидалось, за земельными протестами последовали массовые репрессии: десятки арестованных, возбуждены уголовные дела. Как нужно и можно защитить активистов от репрессивных действий? Следует ли ждать, что закручивание гаек будет усиливаться и власть пойдет на дальнейшее уничтожение гражданского общества в стране?
- Трудно сказать. То, что реакция властей на абсолютно мирные акции протеста и желание достаточно большого количества людей высказать свое несогласие с решением земельного вопроса совершенно неадекватна, очевидно. Но также очевидно, что ситуация с продажей земли в целом и арендой земель сельскохозяйственного назначения иностранными, прежде всего китайскими, компаниями в частности — это повод, триггер протестов, за которым стоит недовольство ухудшающейся социально-экономической ситуацией, отсутствием справедливости в деятельности правоохранительных органов и судов, поразившей все органы власти коррупцией и т.д. И эта реакция властей связана не столько с протестами по земельному вопросу, сколько с попыткой профилактически предупредить социальные протесты по многим другим вопросам, протесты, которые неизбежны в силу экономического кризиса, сокращения возможностей бюджета, структурно не реформированной экономики и других факторов. Можно, конечно, дальше закручивать гайки, демонстративно сажать гражданских активистов, но это совершенно тупиковый путь со всех точек зрения. Поэтому власти одновременно пытаются создавать какие-то диалоговые площадки, вроде общественных советов или Земельной комиссии, и как-то пытаться втягивать общество в какой-то диалог. Но нельзя одновременно сажать и вести диалог, надо выбирать…

- Если бы в Алматы власть позволила митингующим пройти на площадь Республики и провести там публичное собрание, наверняка такого скандала не было бы. Почему Акорда пошла на разгон демонстрантов? Как незаконные действия отразятся на репутации президента на Западе?
- Ну конечно. У нас, если помните, в начале 90‑х годов проходили митинги в Алматы, которые собирали сотни, а то и тысячи участников и на Старой площади, и на площади Чокана Валиханова возле здания Академии наук, и оттуда уже в 2006 году, после убийства Алтынбека САРСЕНБАЙУЛЫ, люди пошли к Новой площади. И практически никогда участники этих митингов не проявляли никаких намерений к насилию, не переворачивали машины, ничего не жгли, не вступали в схватки с полицией. Всегда инициатором конфликта выступали власти. Почему? Потому что не умеют разговаривать на площади. Ну вышли в апреле акимы в Атырау, еще кое-где поговорили с народом. Где-то их услышали, где-то нет. Через какое-то время люди разошлись. Зачем надо было потом демонстрировать власть и привлекать организаторов и участников к ответственности? Зачем накалять? Тем более что практически все, кого я знаю и кого административно арестовали — Макс БОКАЕВ, Бахытжан ТОРЕГОЖИНА, Лукпан АХМЕДЬЯРОВ и многие другие, — совершенно адекватные, разумные, мирные и граждански активные, которых люди слушают, которым доверяют. Они предсказуемы. А власти их закрывают и делают ситуацию непредсказуемой. Зачем? Я уже говорил в одном из интервью, что у нас самый большой враг власти — это сама власть.
Насчет репутации президента… Посмотрите, какие репортажи прошли по Би-би-си, по первому каналу бельгийского телевидения и еще в СМИ других стран. Нас называют диктатурой, напомнили, сколько наш президент находится у власти и т. д. Потому что во всех видео- и фотоматериалах с митингов или просто о собравшихся людях видны мирные, невооруженные граждане, пытающиеся реализовать свое право на свободу слова и собрания. А их винтят до зубов вооруженные полицейские в касках, бронежилетах и масках. Как вы думаете, какое впечатление будет у западного обывателя? У них на полицию наезжают даже когда она применяет избыточную силу против хулиганящих протестующих. А здесь совершенно мирные граждане. Конечно, это удар по имиджу и страны, и президента.

- Любые протестные акции вызывают раздражение власти. Она старается задавить протесты, посадить активистов. Почему власть жестко пресекает попытки проведения протестных акций?
- Прежде всего это страх. Недостаток легитимности, неуверенность, неумение разговаривать с людьми. Власть же привыкла народ «строить». Общество — не равноправный партнер (не говоря уже о том, что народ, согласно Конституции, единственный источник власти), а подведомственное население. Его можно организованно собирать в залы, проводить демонстрации и другие массовые мероприятия в поддержку власти. А что делать с несогласными, независимыми, имеющими свою точку зрения и защищающими собственное достоинство, они не знают. И, соответственно, реагируют, используя силовой ресурс. Им кажется, что они так контролируют ситуацию, а в действительности снова наступают на грабли, известные из истории всех авторитарных режимов и полицейских государств.

- В июне в Женеве на конференции ООН Казахстан будет отчитываться по вопросу свободы выражения в стране. На каком уровне обычно представляется Казахстан на данном мероприятии? Будут ли подняты вопросы гонений на активистов, исков и преследования независимых изданий на этом собрании?
- Да, в конце июня в Женеве состоится сессия Комитета ООН по правам человека, где будет рассматриваться второй периодический доклад Республики Казахстан о выполнении Международного пакта о гражданских и политических правах, который содержит в том числе международные обязательства Казахстана в области соблюдения прав на свободу выражения и СМИ, и мирных собраний. Официальная делегация обычно весьма многочисленна и включает высокопоставленных чиновников на уровне заместителей министров, заместителя генерального прокурора и т. д.

Казахстанские неправительственные правозащитные организации подготовили свои комментарии к официальному докладу, которые направили 27 мая в Комитет. Мы включили в них факты преследования гражданских активистов и независимых СМИ. Мы предполагаем распространить этот документ для информирования нашей общественности. Ряд представителей казахстанских НПО планируют представить членам Комитета свою точку зрения на ситуацию с правами человека в Казахстане в ходе брифинга в Женеве, который обычно проходит за день до представления официального отчета.

- Благодарим вас, Евгений Александрович, за содержательное интервью!

Беседовала Инга ИМАНБАЙ 

Публикация в газете «Трибуна. Саяси-Калам» от 1.06.2016


Добавить комментарий