Зульфия БАЙСАКОВА: У нас не уважают права детей

04.05.2018

– Дети, конечно же, всегда актуально. Особенно сейчас, когда много дел на слуху по различным преступлениям в отношении детей. В этой связи, думаю, наш разговор будет очень актуальным, так как вы во главе организации, у которой уже на протяжении 15 лет работает горячая линия для детей и молодежи. И первый вопрос: насколько телефон доверия актуален, сколько звонков в среднем в день, месяц, год?

– Почему актуален телефон доверия для детей и молодежи? Потому что звонки принимаются анонимно на конфиденциальной основе. То есть любой может позвонить и без страха быть разглашённым получить консультацию. Легко запоминающийся номер, не надо запоминать 8 или 12 цифр. Просто – 150. Человек может позвонить в любое удобное для него время. Линия работает 24 часа в сутки. Может же быть такое, что он не хочет, чтобы его слышали, или наоборот – ему нужно, чтобы обязательно в это время кто-то еще был рядом и слышал консультацию тоже. Звонки бесплатные, чтобы было удобно для детей. В среднем, в месяц поступает от 19 тысяч до 25 тысяч звонков. От 200 звонков именно в отношении нарушений прав детей. В этом году 8500 звонков было по правам ребенка. Актуальность горячей линий еще заключается в том, что человек не может приехать на очную консультацию. Это нужно дополнительные ресурсы, ехать, больше времени. Телефон 150 исключает все эти неудобства и человек, не выходя из дома, получает всю необходимую информацию и консультацию. Поэтому актуальность и необходимость телефона доверия на сегодняшний день на виду.

– Также знаю о 20 общественных приемных во всех городах Казахстана. На каком принципе построена их работа? Сколько в среднем в общественные приемные обращаются каждый месяц?

– У общественных приемных несколько другой принцип работы. Потому что очное консультирование помогает человеку реально: посмотрит документы, напишет заявление, посетит суды с мониторинговой миссией. И уровень тревожности эксперты могут оценивать совсем на другом уровне. Разработают стратегию защиты. Поэтому, когда мы создавали общественные приемные, старались, чтобы место расположения было удобным для людей. Чтобы это не были закрытые помещения, легко было попасть. Но здесь уже только в рабочие дни и в рабочее время. Очное консультирование по времени более затратное, ведь может быть нужно помочь составить исковое заявление. У нас консультируют как юристы, так и психологи. Но у юристов нагрузка больше, так как помимо всего они посещают суды, сопровождают в другие государственные органы. И практика показывает, что по защите нарушенных прав наш механизм работает эффективно – наверное, около 15-20 обращений в месяц в каждую из 20 общественных приемных достигают результата. Я говорю про разовые посещения. Те же люди могут приходить повторно.

– Кто работает у телефонов и в общественных приемных? Какая у них квалификация? Как в той или иной ситуации вы можете помочь?

– На телефоне доверия для детей и молодежи работают только психологи. Почему мы берем только психологов? Потому что в ходе разговора с ребенком специалист через правильные вопросы выявляет проблему ребенка. Ребенок не всегда понимает где и как нарушены его права или было совершено преступление в отношении его. Если человек позвонил, то явно он находится в кризисе. Например, ребенок говорит, что его не любят одноклассники. При беседе выясняется, что у него была попытка суицида или есть суицидальные настроения. Это опять-таки зависит от квалификации специалиста. Потому что ребенок может рассказывать все, что происходило с ним с утра. Нужно уловить момент: где и в чем его проблема. Даже мы, взрослые, иногда себя тревожно чувствуем и не можем понять, в чем проблема. Тем более дети! Определить их проблему еще сложнее.

– Кто ваши помощники в этом нелегком деле? Как состоит работа с госорганами? Есть ли волонтерская сеть?

– Нужно сказать, что если лет 10 назад у нас было недопонимание, то сейчас все намного лучше. Мы все время искали компромиссное решение. Каким-то образом договаривались на личностном уровне. Теперь уже есть разработанные алгоритмы по быстрому реагированию кризисной ситуации того или иного заявителя. Если вопрос о поборах в школах – это один механизм, непонимание в семье — это другой алгоритм. И мы подключаем те государственные органы, которые компетентны в этом вопросе. Если поборы в школах, мы подключаем Министерство внутренних дел в лице местных ДВД, УВД и, конечно же, в известность ставим министерство образования. Если это издевательство в школе, мы подключаем ювенальных участковых и управление образования. И на сегодняшний день государство готово идти на диалог. Более того уже готово выполнять свои обязанности в таких ситуациях. К этому мы шли очень долго. Мы сейчас точно знаем кто из государственных органов каким вопросом должен заниматься. Потому что, когда мы обращаемся, иногда нам говорят «это не наш вопрос». Я говорю «стоп», согласно такому-то закону, статья такая-то, именно вы должны заняться этим вопросом. Иногда приходится напоминать, что разговор записывается, и если человек не хочет выполнять свою работу, придется жаловаться выше. Обычно реакция бывает моментальной.

Так что по вопросу несовершеннолетних проблем с органами почти не бывает. Разве что бывают проблемы постфактум. Утром, например, обратилась девочка 13 лет, беременна уже третий месяц. Насиловали одноклассники на протяжения полугода. Если бы девочка обратилась, когда ее домогались или была первая попытка, то беременности, может, и не было бы. Сейчас помогаем уже комплексно, специалисты работают. И очень жалко ребенка.

– Насколько у нас законы защищают права детей? Все ли законы соответствуют международным стандартам?

– Законы в отношении детей неплохие. У нас отсутствует механизм их реализации. В некоторых законах есть подзаконные акты. Но не у всех. Например, только в 2014 году мы добились, чтобы можно было забрать ребенка из семьи до решения суда, если ребенку нужна срочная помощь, лечение.

– Насколько высок уровень знания детьми своих прав?

– Дети знают, что есть у них права, но не более. Как их применить, уже не знают. Есть и другая проблема: дети не всегда могут отличить насилие, преступление в отношении себя. Они не могут отличить насилие от процесса воспитания. Если мой родной отец меня избивает, то это правильно, это воспитание – думают они. Если, например, отец спит с одной сестрой, потом с другой, то ребенок думает, что это нормально. Потому что они же не отличают кто с кем и где должен спать. У нас, к сожалению, инцесты распространены и дети не могут о них заявлять. За последнее время на телефон доверия 150 стали обращаться неравнодушные граждане, которым небезразлична судьба детей. Это соседи, учителя, участковые врачи.

– И как же учить детей своим правам?

– В первую очередь на собственном опыте. Хороший родитель обязательно должен говорить о правах и обязанностях ребенка. Все-таки больше всего работы в этом вопросе должно быть дома. Но надо учитывать, что наше общество еще не готово к такому и сами взрослые зачастую не знают и не требуют своих прав. Поэтому пока эту функцию может выполнять школа. Но нужно придумать креативные формы, точно не лекции.

– Уважают ли у нас права детей?

– У нас не уважают права детей. Этому свидетельствует тот факт, что у нас Уполномоченный по правам детей на общественных началах и не соответствует Парижским принципам. Этот человек уверен, что он делает великое дело, на самом же деле Уполномоченный по правам ребенка никаких системных проблем не решает. Это яркое свидетельство того, что у нас – в Казахстане не уважают права детей. У нас нет уполномоченного независимого органа, который бы занимался правами детей. И государство, которое не имеет государственного плана действий в этом вопросе, тоже показатель неуважения к этой сфере. У нас одна треть населения – это дети. Защита их прав должна быть одним из приоритетных тем государства. Но у нас такого пока нет. Когда нет разработанной политики, то о чем тут вообще можно говорить? Детей считают собственностью, сами все определяют за них. Нет мониторингов мнения по тем или иным вопросам самих детей. Я не видела не одного мониторингового отчета с учетом мнения самих детей.

Спасибо за интересную беседу!

 

Звонки на КРУГЛОСУТОЧНУЮ линию доверия для детей и молодежи «150» (ассоциации юридических лиц «Союз кризисных центров») бесплатны по всему Казахстану.


Добавить комментарий