О том, что не сделано

11.10.2019

7 ноября в Женеве – в Организации Объединенных Наций состоится рассмотрение третьего цикла Универсального периодического обзора (УПО), представленного нашей республикой. УПО – уникальный механизм обзора информации по правам человека во всех государствах-членах ООН. УПО входит в структуру Совета по правам человека и предоставляет возможность каждой стране информировать о предпринятых ею мерах с целью улучшения положения в области прав человека, а также выполнять свои обязательства в данной сфере. Последний (второй) цикл рассмотрения состоялся в 2014 году, в ходе него Казахстану было предложено 194 рекомендации от экспертов Рабочей группы ООН по УПО. При этом в отношении 47 рекомендаций официальная делегация РК заверила участников, что они уже выполнены (по крайней мере так, как это себе представляет Нур-Султан), 96 находятся на стадии выполнения и от 51 (в основном затрагивающих сферу политических и гражданских свобод) поступил отказ.

В настоящий момент ряд казахстанских НПО принимает участие на предсессии, представляя альтернативный взгляд на ситуацию с правами человека в Казахстане.

 

 

Сообщение на предсессии в рамках Универсального периодического обзора

Женева, Швейцария, 10 октября 2019 года

Представлено: Казахстанским международным бюро по правам человека и соблюдению законности

Данное сообщение представлено Казахстанским международным бюро по правам человека и соблюдению законности, правозащитной организацией, занимающейся защитой и продвижением политических прав и гражданских свобод, а также Коалицией НПО Казахстана по Универсальному периодическому обзору.

Необходимо отметить, что процесс подготовки национального доклада, как и в ходе предыдущего цикла, сопровождался интенсивными консультациями государства, прежде всего Министерства юстиции Республики Казахстан, с гражданским обществом, в том числе с Коалицией НПО по УПО. Было проведено несколько рабочих встреч, круглых столов и брифингов по вопросу подготовки национального доклада, хотя, как следует из комментариев Коалиции к официальному докладу, направленных в Рабочую группу, к сожалению, по целому ряду вопросов соблюдения политических прав и гражданских свобод позиции государства и гражданского общества сильно различаются.

Данное сообщение посвящено следующим вопросам: (1) общие вопросы, (2) свободные и справедливые выборы и участие в управлении своей страной, (3) свобода собраний и объединения, (4) свобода религии или убеждений.

Прежде всего, необходимо отметить, что в 2014 году в ходе второго цикла по УПО Рабочей группой Совета ООН по правам человека по результатам рассмотрения Второго периодического доклада Республики Казахстан в рамках УПО было представлено 198 рекомендаций, из которых, согласно  Соображениям в отношении выводов и/или рекомендаций, представленным Республикой Казахстан в марте 2015 года, было принято 147 и не принято – 51. Очевидна негативная динамика, поскольку в 2010 году в ходе первого цикла из 128 рекомендаций было полностью отклонено 4, а в 2014 из 198 – 51, причём большинство – это рекомендации, как раз касающиеся политических прав и гражданских свобод.

По результатам общей оценки выполнения рекомендаций в рамках УПО Коалиция НПО Казахстана по УПО получила следующие результаты по 147 рекомендациям, поскольку 51 была отклонена: полностью выполнено – 10 рекомендаций; частично выполнено (находятся в стадии выполнения) – 103 рекомендации; не выполнены полностью – 33 рекомендации.

Несмотря на последовательные рекомендации членов СПЧ ООН, в том числе Аргентины, Португалии, Италии, Испании, Германии, Коста-Рики, Лихтенштейна, Кореи и других, которые государство отклонило, Казахстан не присоединился или не ратифицировал Второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни (сохранив в Конституции  и уголовном законодательстве смертную казнь, несмотря на рекомендации Швеции, Португалии, Германии, Словении, Испании, которые государство отклонило), Факультативный протокол к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах, Конвенцию о статусе апатридов, Конвенцию о сокращении безгражданства, Международную конвенцию о защите прав всех трудящихся мигрантов и членов их семей, Факультативный протокол к Конвенции о правах ребёнка, касающийся процедуры сообщений, Факультативный протокол к Конвенции ООН о правах инвалидов и Римский Статут Международного уголовного суда.

Мы призываем государство ратифицировать эти международные договоры по правам человека.

В 2017 году в статью 10 Конституции Казахстана, которая ранее запрещала лишение гражданства, были внесены изменения, в соответствии с которыми теперь лишение гражданства допускается по решению суда за совершение террористических преступлений, а также за причинение иного тяжкого вреда жизненно важным интересам Республики Казахстан. При этом законодательство Республики Казахстан не допускает двойного гражданства. Таким образом, несмотря на призывы УВКБ ООН к решительным мерам по сокращению безгражданства, Республика Казахстан не только до сих пор не присоединилась к Конвенции о статусе апатридов и Конвенции о сокращении безгражданства, но и приняла законодательные положения, поощряющие безгражданство, поскольку граждане Казахстана, лишённые гражданства, станут лицами без гражданства.

Мы призываем государство отменить положения национального законодательства, поощряющие безгражданство.

Ситуация с правом на участие в управлении своей страной и на справедливые свободные выборы продолжает оставаться неудовлетворительной. Политическая оппозиция не представлена в Парламенте или в местных представительных органах власти. Она также не имеет эффективного доступа к общенациональным средствам массовой информации. Избирательные комиссии всех уровней не представляются независимыми, а процедуры подсчета голосов и оглашения результатов подвергаются справедливой критике. За всё время наблюдения ни местные независимые наблюдатели, ни миссии по наблюдению за выборами ОБСЕ и Европейского союза не признавали ни выборы Президента Республики Казахстан, ни парламентские и местные выборы соответствующими международным стандартам свободных  и справедливых выборов, в том числе прошедшие в июне 2019 года выборы Президента Республики Казахстан.

Мы призываем государство привести национальное законодательство о выборах, включая законодательство о политических партиях и СМИ, а также правоприменительную практику в соответствие с международными стандартами, в том числе с Копенгагенским документом ОБСЕ 1990 года.

Почти все рекомендации по обеспечению права на свободу объединения, в том числе на организацию профсоюзов, в частности США, Словении и Германии, были отклонены. В Уголовном кодексе РК продолжают существовать ряд статей, предусматривающих повышенную уголовную ответственность членов общественных объединений и их руководителей по сравнению с гражданами, не являющимися членами общественных объединений, а также существует специальный субъект права – «лидер общественного объединения», в отношении которого, при несоответствии определения принципу юридической определённости и предсказуемости, предусмотрена повышенная уголовная ответственность по целому ряду статей Уголовного кодекса РК. Необходимо также отметить, что в последние несколько лет в правоприменительной практике судами Республики Казахстан стало активно применяться дополнительное наказание в виде лишения права участия в деятельности общественных объединений или вообще общественной деятельности на три и более лет.

С 2017 года введены специальная подробная отчётность НПО в специально созданное ведомство – Министерство информации и общественного развития, предусматривающая полную информацию о неправительственной организации, её учредителях, членах, программах и проектах, а также дополнительная отчётность всех юридических и физических лиц, получающих иностранное финансирование на правовую помощь, социологические опросы и исследования, а также сбор, анализ и распространение любой информации. 

Продолжается давление на независимые профсоюзы, в том числе в связи с принятием в 2014 году нового Закона о профсоюзах, вызвавшего серьёзную критику Международной организации труда и Международной федерации свободных профсоюзов. Применение этого закона привело к ликвидации многих независимых профсоюзов, в том числе к Конфедерации независимых профсоюзов Казахстана и преследованию её президента Л.Харьковой и других активистов.

Мы призываем государство привести законодательство и правоприменительную практику в области обеспечения права на свободу объединения в соответствие с международными стандартами прав и свобод человека, устанавливающими право человека создавать или вступать в объединения, союзы, ассоциации, включая статьи 19, 22 и 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, в том числе и неформального характера, а также пересмотреть законодательство о профсоюзах и привести его в соответствие с международными стандартами, рекомендациями Международной организации труда и международных профсоюзных объединений.

Почти все рекомендации, касающиеся права на свободу мирных собраний, в частности Словении, Коста-Рики, Швейцарии, Германии, Мексики были отклонены государством. Продолжает действовать  Закон о порядке организации и проведения мирных собраний в Республике Казахстан, принятый ещё в 1995 году, и с тех пор не подвергавшийся изменениям. Проведение мирных собраний возможно только по предварительно полученному разрешению, и во всех областях и городах республиканского значения проведение мирных собраний возможно только одном двух отведенных для этого местах, обычно в удалённых районах. Власти широко используют «превентивные задержания» и административные аресты организаторов и потенциальных участников мирных собраний ещё до их проведения. В мае-июне 2019 года, в частности после выборов Президента Республики Казахстан было задержано более 4000 участников мирных акций протеста и более тысячи осуждены, что отметила Верховный комиссар ООН в своём выступлении на открытии 42-ой сессии Совета ООН по права человека. Так и не выполнены рекомендации Верховного комиссара ООН по правам человека и Комитета ООН по правам человека по созданию международной комиссии по расследованию трагических событий в г.Жанаозен и на железнодорожной станции Шетпе в 2011 году. Данная рекомендация была также выбрана Комитетом ООН по правам человека в качестве рекомендации, необходимой быть выполненной в срочном порядке, в рамках процедуры сопровождения последующей деятельности. Рекомендации была дана оценка С Комитетом ООН по правам человека, что означает отсутствие прогресса в ее выполнении (не выполнение).

Мы призываем государство провести кардинальную реформу законодательства о мирных собраниях и изменение правоприменительной практики, включая принятие нового закона, обеспечивающего право на свободу мирных собраний и соответствующего международным стандартам, в частности Руководящим принципам ОБСЕ и Венецианской комиссии Совета Европы по свободе собраний, а также статьи 21 МПГПП и других правовых актов, регламентирующих взаимоотношения организаторов и участников мирных собраний с властями, в том числе с представителями правоохранительных органов, и выполнить рекомендации Верховного комиссара ООН по правам человека и Комитета ООН по правам человека по полному расследованию трагических событий в г.Жанаозен и на железнодорожной станции Шетпе.

Ряд рекомендаций, касающихся свободы совести, религии или убеждений, в частности Нидерландов, США, Кореи, Германии, Канады были также отклонены государством. Продолжает действовать принятый в 2011 году Закон Республики Казахстан о религиозной деятельности и религиозных объединениях, который содержит целый ряд ограничений, не соответствующих основным принципам международного права в области прав человека (принципу презумпции в пользу права, принципу юридической определённости и предсказуемости, принципу пропорциональности (соразмерности)). Он и целый ряд изданных на его основе подзаконных актов направлены на жёсткую регламентацию религиозной деятельности, нарушают право каждого совместно с другими иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, нарушают конституционный принцип отделения религиозных объединений от государства в части непропорционального вмешательства государства в дела религиозных объединений, нарушают право на свободу объединения и свободу выражения, вводят необоснованные ограничения на распространение религиозных взглядов, миссионерскую деятельность и т.д. Ничем не оправданным является установление высоких количественных требований к созданию религиозных объединений: 50 человек – для местного объединения, 500 – для регионального и 5000 – для республиканского, а также географическая «привязка» религиозных объединений. Рекомендации Комитета ООН по правам человека, экспертов Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по  безопасности и сотрудничеству в Европе, Специального докладчика ООН по свободе религии и убеждений, властями Казахстана не были приняты.

В течение ряда лет после принятия нового законодательства о религиозной деятельности и религиозных объединениях верующие различных конфессий, особенно малочисленных или так называемых «нетрадиционных», подвергаются преследованиям, им отказывают в регистрации из-за малочисленности, привлекают к административной ответственности за распространение религиозных взглядов или материалов не в установленных местах, незаконную миссионерскую деятельность и т.д. Санкции варьируются от штрафов до привлечения к уголовной ответственности за «возбуждение религиозной розни» и лишения свободы на длительные сроки.

Мы призываем государство пересмотреть Закон о религиозной деятельности и религиозных объединениях и принятые в соответствии с ним подзаконные акты, а также правоприменительную практику для приведения их в соответствие с международными стандартами с учётом рекомендаций Комитета ООН по правам человека, экспертов Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и Специального докладчика ООН по свободе религии и убеждений.

Спасибо за внимание.


Добавить комментарий