КМБПЧ – Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности

Пробация в Казахстане: новый закон и «старые» проблемы

27.02.2017

22 февраля 2017 г. в Департаменте  уголовно-исполнительной системы Восточно-Казахстанской области состоялся семинар-совещание на тему: «Реализация Закона Республики Казахстан «О пробации» для дальнейшего внедрения досудебной и пенитенциарной пробации и выработки мер по их реализации». В работе данного мероприятия приняли участие представители правоохранительных и судебных органов, органов здравоохранения и социальных служб ВКО, адвокаты областной коллегии адвокатов, члены Общественно-наблюдательной комиссии по ВКО, а также представители субъектов гражданского общества Восточного Казахстана.

Организаторы форума поставили перед участниками цель – рассмотреть проблемы и найти пути решения по внедрению механизма пенитенциарной и досудебной пробации, которая была законодательно введена в Казахстане с 1 января 2017 г.

Для достижения этой цели участники совещания определили следующие задачи:

1) выработка предложений в Методические рекомендации исполнения  пенитенциарной и досудебной пробации в РК;

2) донесение до сведения территориальных служб пробации и учреждений УИС механизма пенитенциарной и досудебной пробации.

В своем докладе заместитель начальника ДУИС по ВКО, полковник юстиции Миржан Смагулов рассказал, что декабре 2016 г. был принят Закон «О пробации в Республике Казахстан», что является важнейшим шагов в гуманизации уголовной политики Казахстана, а также защиты прав и свобод человека.

Участники семинара имели возможность ознакомиться с методическими рекомендациями по организации работы досудебной и пенитенциарной пробации, разработанными руководством Комитета УИС МВД РК.

Заместитель начальника отдела по руководству службой пробации ДУИС ВКО Елдос Калижанов проинформировал участников о том, что сотрудники пробации областного ДУИС в настоящее время приступили к реализации механизма досудебной и пенитенциарной пробации. По сведению Е. Калижанова, штат  службы пробации  Восточного Казахстана составляет 173 офицера, тогда как количество «клиентов пробации» более трех тысяч человек, и нагрузка на одного сотрудника составляет в среднем 40 правонарушителей (в Усть-Каменогорске такая нагрузка составляет 80 чел., т.е. в два раза больше, чем в среднем по области). По мнению сотрудников пробации, им не хватает для эффективной работы с правонарушителями психологов, педагогов и социальных работников.

Во время дискуссий все участники отмечали, что для эффективной деятельности службы пробации необходимо объединить усилия всех представителей органов государственной власти Казахстана, а также представителей субъектов гражданского общества.

С эмоциональным и содержательным докладам выступил директор Восточно-Казахстанского областного филиала Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности, член Общественного Совета МВД РК Куат Рахимбердин, который сказал, что важным социально-значимым событием в уголовной политики республики, в аспекте ее гуманизации и либерализации, стало принятие закона «О пробации». По мнению доктора юридических наук Куата Рахимбердина, правовое регулирование пробации требует не только системных изменений уголовного, уголовно-исполнительного и в определенной мере уголовно-процессуального законодательства, но и принятия специального закона о системе пробации, в котором должны быть ее принципы, технология проведения социального исследования личности, механизм взаимодействия с судебной системой, гражданским обществом. К сожалению, в новом законе о пробации эти вопросы не были в полной мере решены. Куат Рахимбердин отметил, что разработчики закона посчитали: пробация не является родовым понятием для ее видов, и толкование понятия «пенитенциарная пробация» дается ранее разъяснения термина «пробация». К сожалению, нет в перечне законодательных дефиниций понятий «ресоциализации» и «реадаптации», вне которых пробационный контроль не имеет смысла. Довольно спорно определены в законе цели пробации. Разве одна из целей пробации сводиться к «установлению эффективной системы социального контроля»? Может ли пробация существовать для контроля ради самой себя? Или, может быть, она (как и пробационный контроль) создаются ради каких-то более социально-значимых целей. Но даже если «задачи ясны, цели видны» (как это говорится в одном афоризме советской эпохи), где критерии их достижения и решения? Их, увы, в законе нет, а, значит, непонятно, как эти цели сделать реальностью.

По мнению К.Рахимбердина, обращает на себя внимание и логическая непоследовательность разработчиков закона в определении сущности пробации. Не вполне понятно, распространяется ли пробационный контроль только на осужденных или его адресатами выступают лица, не получившие статуса осужденных (например, при досудебной пробации). Надо ли обособлять доприговорную пробацию от досудебной? В чем заключается смысл выделения уголовно-правовой пробации? Такая дробная квалификация может быть уместна в научной полемике, но едва ли она подходит в тексте закона. Если адресаты «условно-приговорной» пробации т осуждены к ограничению свободы, причем здесь «условный приговор»?!

Возникают вопросы и определению сущности «досудебного доклада». Разве его цель состоит, как полагают в разработчики законопроекта, в рекомендациях суду «относительно применения уголовного наказания и иных мер уголовно-правового воздействия»? Как это будет сочетаться с независимостью судебной власти в вопросах правоприменителя?

Таким образом, член Общественного совета МВД РК Куат Рахимбердин провел детальный критический обзор закона Республики Казахстан «О пробации» и многие участники совещания поддержали предложения по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в области пробационного надзора.

По мнению участников совещания, данные коллизии требуют дополнительного анализа и поиска путей их преодоления. Необходимо отметить также, что сам феномен пробации нуждается в определенном пересмотре содержательного контекста. До настоящего времени пробация рассматривается как особая государственная функция ресоцилизации сравнительно неопасных преступников. Настала пора посмотреть на пробацию, как на миссию гражданского общества, использующего «ресурсы» государства для защиты от дезинтеграции, обеспечения безопасности своих членов и возращения «отступившихся», в сферу собственной жизнедеятельности.


Добавить комментарий