Митинговый уик-энд в южной столице

05.10.2015

Первый октябрьский уик-энд в роскошных декорациях алматинской золотой осени идеально располагал граждански активных алматинцев помитинговать где-нибудь на природе, а не в закрытом помещении, но при этом не за городом, где собравшихся никто бы не заметил. Средним вариантом между форматами «под крышей» и «в предгорьях» сам собою напрашивался вариант с любым из многочисленных алматинских парков или скверов.

Так или иначе, но в субботу 3 октября в сквере имени Махатмы Ганди (Алмалинский район южной столицы) состоялся «политический пикник» лидеров и активистов нескольких НПО, а в воскресенье 4-го в сквере за кинотеатром «Сарыарка» у восточных ворот Family парка (Ауэзовский район) группа молодёжи провела экологический флеш-моб.

Ганди приехал в Данди, а причём тут Алматы?

На политический пикник в сквер имени Ганди коллег-энпэошников пригласила руководитель общественной организации «Ар.Рух.Хак» Бахытжан Торегожина.

Пять с половиной лет назад, в марте 2010-го она провела в этом сквере на площадке перед памятником Махатме Ганди публичную акцию по выявлению представлений простых казахстанцев о том, кто является для них духовных лидеров нации, сравнимым по авторитету с Махатмой Ганди для индийцев. В результате проведённого ею опроса прохожих так и не было выявлено ни одного бесспорного махатмы, зато саму Торегожину полицейские доставили в Алмалинское РУВД, где составили протокол об административном правонарушении, на основании которого межрайонный административный суд оштрафовал Бахытжан за проведение несанкционированного митинга.

Это весьма стандартное для нашего полицейского государства происшествие впоследствии получило не совсем стандартное продолжение: Торегожина подала жалобу на действия полиции и решение СМАСа в женевский Комитет ООН по правам человека, каковая жалоба рассматривалась без малого четыре года (такая уж волокита в этом комитете, ничего не поделаешь). А уже в ноябре прошлого года из комитета пришёл ответ об официальном признании факта нарушения прав гражданки РК Торегожиной Б. и о необходимости восстановления её прав со стороны Республики Казахстан.

Понятно, что республика в лице своих властей в ответ на официальную рекомендацию Комитета ООН даже не почесалась, однако в правовом отношении налицо очередной факт официального признания неправоты нашего государства во взаимоотношении с гражданским обществом. Так что четырёхлетний бумагообмен между Алматы, Астаной и Женевой был отнюдь не напрасным, а алматинский памятник великому правозащитнику и ненасильственному сопротивленцу Махатме Ганди обрёл ещё и казахстанско-правозащитные коннотации. Тем более что у великого непротиволенца 2-го октября день рождения, пусть даже и не круглый в этом году.

«Лопай бананы, жуй фуа-гра!»

На этот раз лидер ОО «Ар.Рух.Хак» пригласила коллег-энпэошников в столь значимый уголок родного города на политический пикник с целью дать ненасильственный ответ самому президенту страны Нурсултану Назарбаеву на его известное высказывание после августовской девальвации национальной валюты. Глава государства и лидер нации предложил тогда подданным своего государства и членам своей нации, а проще говоря – всем тем, кого рухнувший тенге вверг в острое безденежье, универсальный рецепт: не покупать фуа-гра и бананов и не ездить на лендкрузерах.

Совет был довольно странный, поскольку бананы у нас продаются на каждом углу и стоят копейки, так что отказ от их потребления вряд ли поспособствует экономии чьего-либо семейного бюджета, тогда как фуа-гра – продукт в наших широтах редкий и многие казахстанцы даже и без советов елбасы как-то обходились без оного деликатеса. На лендкрузерах же у нас разъезжают едва ли не исключительно госслужащие класса «А» из тех, которые сильно удивляются тому, что к занимаемой ими должности прилагается ещё и зарплата.

Так уж совпало, что через пару недель после публикации во всех СМИ вышеупомянутого слова-назидания Ноль Первого гражданская активистка Бахытжан Торегожина получила из Женевы посылку… нет, не из Комитета ООН, а от эмигрировавшей из Казахстана ещё в 2002 году журналистки и активистки РНПК Лиры Байсеитовой. Бывший главред газеты «Республика-2000» прислала большую консервную банку с тем самым фуа-гра и несколько упаковок швейцарского шоколада. Связку бананов Бахытжан купила на ближайшем перекрёстке, залила пару термосов чаю и принесла всё это в расположенную рядом с памятником Ганди садовую беседку, предварительно разослав приглашение своим политическим друзьям в Фейсбуке.

Завтрак на траве в формате круглого стола

На политический пикник к Ганди-сквер пришло человек примерно 10-15 (разброс по причине динамики – кто-то приходил, кто-то уходил). Среди активно присутствовавших были такие известные энпэошники, как Галым Агелеуов (ОФ «Либерти»), Абай Ерекенов (ОО «Защитим Кок-жайляу!»), Ермек Нарымбаев (Союз рабочих и безработных Алматы), Серикжан Мамбеталин (оргкомитет по созданию партии зелёных), активист и блогер Андрей Цуканов, а также известные журналисты Аян Шарипбаев (приостановленный на три месяца журнал «Адам») и Розлана Таукина.

После дегустации пресловутого фуа-гра и примкнутого к нему шоколада участники собрания вышли из беседки, расстелили на траве одеяла и расселись в позах персонажей знаменитой картины Эдуарда Мане, но в отличие от французских художников и их обнажённых натурщиц не предались легкомысленным утехам, а серьёзным разговорам в формате «круглого стола». Темой его были такие насущные проблемы, как планирование совместных действий по недопущению принятия нового репрессивного закона о финансировании НПО, о возможном блокировании в Казахстане доступа к социальной сети Фейсбук, о невесёлой ситуации со свободой слова и собраний в стране.

Подобный обмен мнениями, как правило, не предполагает выработки практических рекомендаций, однако на этот раз в качестве таковой рекомендации прозвучало и вызвало всеобщее одобрение предложение Ермека Нарымбаева оказывать максимально возможную поддержку любым гражданским инициативам, от кого бы таковые ни исходили, лишь бы только были направлены на развитие политической активности казахстанцев.

Шкурный вопрос как экологический и нравственный

Формат воскресного собрания в сквере ща кинотеатром «Сарыарка» можно было бы определить как нечто среднее между флешмобом и пикетом с элементами митинга и шествия. Во всяком случае, его организаторы подавали заявку в акимат на проведение санкционированного митинга и получили на это официальное разрешение, почему и местом проведения стала именно эта площадка.

Как известно, городские власти Алматы вот уже больше пятнадцати лет дают разрешение на проведение каких-либо митингов и других публичных мероприятий исключительно в этом месте полуторамиллионного города.

В своё время сюда перенесли из центра города памятники большевистским вождям В.И. Ленину, М.И. Калинину и М.В. Фрунзе, а также их местночтимому соратнику П.М. Виноградову и абстрактным Борцам за Советскую власть в Семиречье, а уже в этом году компанию ссыльных кумиров не совсем по делу пополнила парковая скульптура А.М .Горького из Центрального парка, носившего его имя в советские годы.

При таком подборе статуй в парке акиматовская практика разрешать протестные митинги, да и вообще любые не организованные «сверху» публичные мероприятия в одном лишь этом месте не раз вызывала критику со стороны правозащитников и деятелей политической оппозиции. Был даже судебный процесс по оспариванию постановления маслихата Алматы, на которое ссылаются акиматовские чиновники, но воз и ныне там.

А в воскресенье 4 октября на «коммунистической площадке» звучали речи не политические, а сугубо экологические с моральным акцентом. Группы молодёжных активистов в возрасте 17-25 лет (на вид) и числом примерно 15-20 человек митинговала против изготовления меховых изделий из живых существ, в защиту пушных животных от уничтожения и жестокого обращения с ними на зверофермах.

Участники акции демонстрировали большое количество и разнообразие плакатов с изображениями песцов, лисиц, норок, шиншилл и других пушных зверей, которых в соседнем с нами Китае и ряде других стран разводят на зверофермах и сдирают с них шкуры ради производства дорогостоящих шуб и шапок. Жестокие и в высшей степени неаппетитные подробности этого архаичного, но выгодного промысла описывались в листовках, которые экологические активисты раздавали немногочисленным зрителям, и в выступлениях через мегафон.

Вот примеры надписей на плакатах и транспарантах: «Остановим убийство и мучительство животных!». «Шуба из натурального меха – не показатель вашего статуса и достатка, а показатель вашей жесткости и бессердечия!», «Этичная одежда – выбор современных людей!» и др. А вот одна из стихотворных речёвок, скандируемых участниками акции: «Мех – одежда дикарей, / Носишь мех – живи в пещере!».

В ходе акции её участники несколько раз выстраивались в ряд или полукруглом, выставляя впереди себя плакаты и скандируя лозунги и речёвки, а затем прошли колонной из одного конца площадки в другой, также скандируя на ходу, а потом вновь выстроились на прежнем месте и снова скандировали.

К сожалению, увидеть и услышать их смогли не более двух десятков алматинцев из числа жителей прилегающего к парку микрорайона, в основном прогуливающиеся с маленькими детьми мамы. Но может быть эти самые дети, когда вырастут, вспомнят пассивно усвоенные когда-то призывы не спонсировать своими деньгами звероубийство – в таком случае и сильно повзрослевшие к тому времени юные экологисты смогут вспомнить сегодняшнюю акцию как проведённую не зря.


Добавить комментарий