Двойные стандарты борьбы с экстремизмом

02.10.2017

Аблайхана Чалимбаева приговорили к 5 годам лишения свободы за пропаганду экстремизм и терроризма. В 2016 году его срок закончился, но остался вопрос: как так получилось? Обдумав все, Аблайхан пришел в Казахстанское бюро по правам человека и рассказал свою возмутительно-печальную историю.

В 2006 году в Алматы Аблайхан начал обучаться на курсах учебного центра «Аль Баракат», где профессиональные теологи преподавали основы ислама. По завершению обучения в Центре он получил шеститомник «Тафсир саади» с комментариями Корана (изданный издательством все того же «Аль Баракат») и уехал в Жаркент.

Появление бородатого мусульманина в Жаркенте не осталось незамеченным правоохранительными органами. Тем более что он не скрывал своей религиозности и по мере возможности вступал в споры, прибегая к помощи «умной книжки», содержащей комментарии Корана. Подловить на слове было вопросом техники.

Как то пришли люди и спросили, как нужно поступить с человеком, который не слушается Посланника? Аблайхан открыл свой  легально изданный и незапрещенный комментарий и зачитал из него: «Такого человека нужно убить». На вопрос об отношения с государством, тот же источник знаний дал ответ: «Законы государства – от шайтана». Далее последовало заявление в полицию, следствие и суд. То есть книга, мягко говоря, не однозначна, и то, что такой текст прошел через экспертов Комитета по делам религий, говорит об их уровне.

Суд расценил такое цитирование, как пропаганду насилия и осудил владельца «террористической книги» сразу по четырем статьям Уголовного кодекса на пять лет лишения свободы. К тому судья не стал вдаваться в подробности дела и все цитаты из книги приписал самому Аблайхану. Вместе с ним по схожим обвинениям были посажены и другие студенты «Аль Бараката», включая и брата Аблайхана.

Самое поразительное при этом, что на тот момент роковая книга «Тафсир саади» имела одобрение Комитета по делам религий Министерства культуры и спорта РК. И только через два года, после неоднократных жалоб мамы осужденного, эксперты Комитета пересмотрели свое отношение, признав, что ошиблись и данную книгу следует запретить.

      

Вот только это никак не повлияло на судьбу Чалимбаева, который в это время продолжал отбывать наказание. Запущенный маховик наказания уже невозможно было остановить.

У этой истории есть и оборотная  сторона. На удивление ни работники учебного центра, снабжавшего своих слушателей «подрывной» литературой, ни типография их печатавшая, не пострадали. Наказание за распространение литературы,  призывающей, по мнению суда к насилию, по какой-то причине обошло этих людей стороной. Наказали только простых верующих, резонно посчитавших, что указанные Комментарии не противоречат закону.

Получается, что вина Чалимбаев в том, что он цитировал литературу, на тот момент не запрещенную в Казахстане. При этом те люди, кто ему дал Комментарии, ответственности за это ее понесли. К слову, все они сегодня все также продолжают работать на поприще пропаганды ислама, а изданные ими Комментарии ходят по рукам верующих, только уже в качестве запрещенной литературы.

Как ни крути, но ответственность за Комментарии, в которых содержатся призывы к насилию, лежит в первую очередь на тех, кто их издавал и распространял.  Не нужно быть профессиональным юристом, чтобы это понять. Причем здесь те, кто читал книги, на тот момент не запрещенные законом? Есть основополагающий принцип юриспруденции: все, что не запрещено  – то разрешено. А, значит, до того момента пока эти Комментарии не были запрещены спрос мог быть только с тех, кто их издал и распространял. Но все произошло как раз наоборот. Спрашивается, кто позволил поставить закон с ног на голову?

Как такое могло случиться? Неужели и здесь развели, откупились? Но возможно ли это в таком архисерьезном вопросе, как угроза экстремизма и терроризма? Согласитесь – хороший вопрос для компетентных органов! Прокуратура, ау! Не пора отреагировать?

Если, конечно, это не было сделано с вашего молчаливого согласия. Чего, к слову, тоже исключать нельзя. 

В отношении «Аль Баракат» в настоящее время проводится доследственная проверка. Вот только поручили такое дело обычным полицейским из районного отдела полиции. И там прямым текстом признали, что у них нет опыта в такого рода делах.

– Мы знаем, как ловить воров, бандитов, – передает Аблайхан свой разговор со следователем, – но вопросы религии – не наш профиль.

Тем не менее он надеется, что ответственность понесут и те, чьи идеи и учебники довели его до скамьи подсудимых. Пусть даже у них могут быть покровители из числа государственных политиков.

В настоящее время издательство, равно как и курсы (выпускниками которых стали и несколько реальных террористов), не работает. Его руководитель теперь занялся туристическим бизнесом – отправляет людей в хадж. Еще один преподаватель курсов, со слов Аблайхана, теперь работает в акимате Кызылорды. Все при деле.

Чего нельзя сказать об Аблайхане. Он не только потерял пять лет своей жизни, но и лишился семьи – жена оставила его и забрала детей. Осталась только старенькая мама. Более того, даже отсидев от звонка до звонка, молодой мужчина оказался вычеркнутым из социума по той причине, что его имя внесено в «черный список» спонсоров экстремизма и терроризма. И теперь у него нет возможности легально устроиться на работу, он не может вести банковских операций, да что говорить – даже билет на поезд ему отказываются продать!

Получается, что все. И таких, как он, десятки. Аблайхан вполне осознал, куда он попал благодаря курсам «Аль Бараката», и возвращаться к этому не имеет никакого желания. А вот другие вполне могут вновь примкнуть к «братьям» по несчастью, раз для государства они все равно как бы не существуют.


Добавить комментарий